В пространстве трех времен гл. 18
Весной я начинаю верить в гороскоп (сейчас мода на астрологию!), по которому я – Телец. То есть, самый приземленный знак, потому что подчиняется временам года вместе с планетой Земля. Как и я. Весной я вдруг становлюсь оптимисткой, которая верит в светлое будущее. Я перестаю заниматься самоедством, отравляющим мою жизнь, и так не очень сладкую. Когда под боком человек, который хочет перестроить тебя под свой вкус, несмотря на твое сопротивление, есть два выхода – либо ты бежишь с поля боя, либо тоже пытаешься сломать «противника».
Но это в теории! А что делать, если противника любишь?! Несмотря на его «сердечную недостаточность» и свойство ума, не желающего учитывать разнообразие личностей?
Март в наших краях обычно капризный – весна и зима все время конфликтуют, но побеждает каждая попеременно и ненадолго. А в этом году солнышко пленило небосвод в середине месяца и вот уже победно сияет почти в конце его. Как там Любовь Орлова пела:
Журчат ручьи,
Слепят лучи,
И тает лед, и сердце тает!
И мое тает. А мысли оживают.
Сегодня у меня в 8-в классе урок по сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сдвоенный. Чтобы уложиться, возьму на себя больше, чем обычно. Вот как Лара Юрьевна, которая не хочет отдавать на растерзание деткам любимых поэтов. И мне придется самые важные эпизоды читать самой. А как иначе передать при чтении тонкий подтекст, ту мелодию сердца, которая опережает мысль?
С этим классом я нашла общий язык, и там появились у меня «любимчики», на которых можно опереться во время беседы. Я их про себя называю мыслителями. У них, правда, не только голова работает, рождая мысль, но и душа откликается на красоту. Таких активистов в классе человек десять, из них семеро ходят еще и на кружок эстетики. Но самые-самые любознательные и независимые, по-человечески мне симпатичные, - это Танечка Сокуренко, Алла Варфоломеева, Эмма Степанова, Люда Гилева, Паес Толик и Вагнер Витя. В школе они держатся вместе.
Переступаю порог школьного вестибюля – и попадаю в привычный звуковой фон – из детских голосов, звонкого смеха, топота ног и учительского крика:
- Немедленно прекратите бегать!
Ну да, ну да, так они тебя и услышат!
На первом этаже учатся первоклашки. Я осторожно продираюсь через толпу этих веселых разбойников на третий этаж, пересекаю учительскую, раздеваюсь. Нужно успеть привести в порядок прическу, осмотреть свою физиономию, снять сапоги и надеть туфли…
- Здравствуйте, Людмила Евсеевна! – с порога улыбается мне испанка-англичанка.
- Привет, Дороти Львовна! – возвращаю этой славной женщине свою улыбку.
Она подходит ближе, оглядывает меня, качает головой:
- Вам так идет этот сарафан! Неужели сами сшили?
- Сама. И блузку - тоже.
- Но когда вы успеваете?! Двое детей, тетради. Где вы научились шить?
- Нигде. Все делаю на глазок. Идеи беру из журнала «Силуэт», фасон придумываю сама. Когда успеваю? – Тут я смеюсь. – Так я и не успеваю!
Дальше идет серия комплиментов моему вкусу, но это уже по дороге в свои классы. Сама же Дороти Львовна – образец изысканного вкуса, и потому я знаю, что она не врет, и верю ей.
Мне тоже нравится этот красный сарафан из тонкой пальтовой ткани. Он на коротких бретельках с красивыми пряжками. И хорошо смотрится с белой шерстяной блузочкой в серую полоску. Но главное, в нем я кажусь не худой, а просто стройной.
О чем это я? Мне нужно настроиться на урок, а я – о каком-то сарафанчике думаю!
Странные существа – женщины! Наше настроение зависит даже от такой чепухи как рабочая одежда. И я этот сарафан надеваю, когда у меня уроки в старших классах. Значит, хочу им понравиться? Вот кошмар! Но зачем?! Они же дети, подростки! А я тетка с двумя детками! Откуда же это желание нравиться?
До звонка еще десять минут. Хорошо, что сегодня в моем родном классе русский язык – он забирает меньше энергии, чем литературное чтение.
В общем, я своими пятиклассниками довольна. Для них пока я – это некто всемогущий. На уроках дисциплина, а перемена для них – разминка, после которой сидят, ручки сложив, и смотрят тебе в рот. Смешные и милые.
Да только мне еще милее те, к кому иду сейчас и волнуюсь, словно никакая я не учительница, а девочка перед экзаменом. К чему бы это?
Вошла вместе со звонком. Начало традиционное, оно успокаивает: приветствие, отчет дежурного об отсутствующих, запись в журнале (тема урока). Несколько напутственных слов по этой теме.
Молодец, Зинаида! Вышколила своих, прямо как в армии. С дисциплиной и здесь никаких проблем. Улыбаюсь (задаю тон). Делаю променад между рядами, комментирую вслух, но спокойно:
- Та-ак, книга не у всех. Разберемся. Если честно: кто вообще не читал, даже книгу не открыл? Не вижу рук. Лукавите, конечно, но я не буду вас разоблачать, вы сами себя выдадите!
В классе движение и смешки.
- Сегодня я вам расскажу о человеке…потрясающе талантливом во всем. Понимаете, ребятки, хорошим писателем, то есть интересным, мудрым, ни на кого не похожим, может стать только талантливый человек. Это широкое понятие. Например, писатель должен разбираться в людях. А ведь у них разные характеры, привычки, взгляды на жизнь. То есть, без знания психологии писатель просто не состоится…
Плавно перехожу к личности Сент-Экзюпери. Рассказываю кратко о его драматической судьбе, о странной, символической по смыслу гибели. В нескольких словах – о главной книге – «Земля людей», немного о «Военном летчике». Потом - о замысле сказки для взрослых.
- «Маленький принц»… Как вы думаете, зачем писателю-летчику захотелось создать именно для взрослых сказку, если они уже не читают сказок, не верят в них?
- Но от взрослых зависит, какой будет земля людей, - говорит Паес Толик с места.- Но разные … аллегории они ведь поймут?
- Верно, в точку! А какое впечатление сказка произвела на вас?
В гуле голосов различаю то, что слышать хочется, хотя понимаю, что не до всех дошел философский смысл некоторых эпизодов:
- Ой, я залпом прочитала!
- Она же думать заставляет!
- А мне в конце …плакать захотелось.
- Там о дружбе – здорово как!
- И о любви, - чей-то робкий девичий голос.
- А теперь давайте пройдемся по главам сказки, по ее сюжету, чтобы понять, какие проблемы поднимает Экзюпери и как последовательно с помощью своего героя их предлагает решить.
Ого, сколько рук! Варфоломеева Алла, высокая симпатичная девочка, эмоциональная, с живым умом, даже подпрыгивает, ее и вызываю:
- Аллочка, сначала кратко содержание, потом – главную мысль. Она в одной-двух фразах. Их и зачитай!
Девочка очень толково анализирует эпизод с барашком, делает вывод:
- Для Экзюпери самый главный недостаток у взрослых, который может испортить жизнь им и их детям, - это неразвитое воображение.
И она цитирует писателя, а мне приятно видеть, как все дружно листают книгу, перечитывают самое главное в начальных главах. Времени мало, нужно уложиться, не пропустив ни одного важного эпизода.
Главу о баобабе отдаю Танюше Сокуренко, темноглазой тоненькой девочке. Она тоже быстро соображает, а потом еще быстрее выстреливает ответ, в котором нет лишних слов. Итог подводит цитатой из сказки:
- Вот что говорит Маленький Принц о главном правиле
своей жизни на родной планете: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Мне понравились слова Принца о том, что у баобабов и у розовых кустов первые ростки трудно отличить. И правда, ведь в жизни нужно уметь различать ростки зла и добра … в самом начале, чтобы знать, что полоть, а что оставить.
- Умничка, - не выдерживаю я. – Ты суть схватила, но передала ее своими словами.
Главу о розе, шипах и барашке я беру на себя - читаю в такой тишине, что стук чьей-то ноги о парту кажется громом небесным. Я делаю паузу – жду, когда недовольные восьмиклассники перестанут таранить взглядами нарушителя тишины. Продолжаю:
- «Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд…»
Дохожу до слов : «Но если барашек съест его, это все равно, как если бы все звезды разом погасли»…И чувствую, как мое горло перехватывает спазм волнения. Еще Маленький принц не разрыдался, а я уже готова! Мама миа!
Спасибо звонку! Перемена, а они сидят! Читаю эпизод до конца. Кто-то заглядывает в дверь, ему шипят с первой парты:
- Сгинь!
Слава Богу, эта перемена большая. Можно уйти в учительскую. Но меня окружают мои «мыслители», наперебой просят:
- Людмила Евсеевна, меня вызовите, меня!
- Меня! Я сказку наизусть уже знаю! – почти умоляет Людочка Гилева.
До учительской я так и не добралась, зато сделала то, что намеревалась, а потом раздумала: быстро распределила главы между моими «мыслителями и другими ребятами.
… Что было на следующем уроке, я уже перебирала в памяти по дороге домой. Как мои ребятки воодушевились! Сколько эмоций выплеснули, зачитывая куски текста, который заставил думать! Все этапы любви Принца к Розе Эмма Степанова описала с таким нежным волнением, что класс замер, словно эта светловолосая красивая одноклассница рассказывает о своей любви.
А я прочитала самую трогательную сцену, как Маленький принц приручал Лиса – по его же просьбе. Класс слушал меня замерев, а я, ведь читала ее сотый раз, но не могла сохранять спокойствие, нужное для работы. Мысль и образ, выраженные в талантливом слове, меня восхищают до слез… Приходилось делать паузы.
Да, в сказке столько поднято тем! И столько проблем! О главной – то есть, о долге перед тем, кого приручил, мы успели поговорить. О любви – тоже, а за кадром остались почти все эпизоды путешествия Принца по другим планетам. И я сдалась – поняла, что такую сложную вещь, как эта недетская сказка, можно анализировать всю жизнь. Решила по ней еще один урок провести... Ведь многие хотели, но не успели выступить!
- Итак, задание на дом! – сказала, выставив с десяток хороших оценок. – Нужно ответить на вопрос: какой философский смысл вложил писатель в каждый эпизод встречи своего героя с жителями других планет?
Интересно, а что Эпоха мировая, не моя жалкая – персональная, не отдельная эпоха семидесятых годов двадцатого столетия в Советском Союзе, а мировая, куда она определила сказку? Рядом с какими гениями современности поставила в одном ряду?
Молчит мировая… Думает или ждет кого-то? Время покажет. Но уже не мне…
Продолжение http://www.proza.ru/2019/12/16/1663
Свидетельство о публикации №219120701514
Экзюпери мы не учили, прочитала уже позже, годам к двадцати, наверное. И очень люблю эту сказку, правда, не разбираю так детально. Просто лежит на сердце...
А твоим ученикам повезло.
Мария Купчинова 09.01.2020 20:00 Заявить о нарушении
Людмила Волкова 09.01.2020 21:13 Заявить о нарушении