В пространстве трех времен гл. 18

                Гл18


                Весной я  начинаю верить в гороскоп  (сейчас  мода на астрологию!), по которому я – Телец. То есть,  самый приземленный знак, потому что подчиняется временам года вместе с планетой Земля. Как и я.  Весной я вдруг становлюсь оптимисткой, которая  верит в светлое будущее. Я перестаю заниматься самоедством, отравляющим мою жизнь, и так не очень сладкую. Когда под боком человек, который хочет перестроить тебя под свой вкус, несмотря на твое сопротивление, есть два выхода – либо ты бежишь с поля боя, либо тоже пытаешься сломать «противника».
                Но это в теории! А что делать, если противника любишь?!  Несмотря на его «сердечную недостаточность» и свойство ума, не желающего учитывать  разнообразие личностей?
                Март в наших краях   обычно капризный – весна и зима все время конфликтуют, но  побеждает каждая попеременно и ненадолго. А в этом году солнышко пленило небосвод в середине месяца и вот уже победно сияет почти в конце его. Как там Любовь Орлова пела:
                Журчат ручьи,
                Слепят лучи,
                И тает лед, и сердце тает!
                И мое тает. А мысли оживают.
                Сегодня у меня в 8-в классе урок  по сказке Сент-Экзюпери  «Маленький принц». Сдвоенный. Чтобы уложиться, возьму на себя больше, чем обычно. Вот  как Лара Юрьевна, которая не хочет отдавать на растерзание деткам   любимых поэтов. И мне придется самые важные эпизоды читать самой. А как иначе  передать при чтении тонкий подтекст, ту мелодию сердца, которая опережает мысль?
                С этим классом я нашла общий язык, и  там  появились у меня «любимчики», на которых можно опереться во время беседы. Я их про себя называю мыслителями. У них, правда, не только голова работает, рождая мысль,  но и душа откликается на красоту. Таких активистов в классе человек десять, из  них семеро  ходят еще и на кружок эстетики. Но самые-самые любознательные и независимые,   по-человечески мне  симпатичные,  - это Танечка  Сокуренко, Алла Варфоломеева, Эмма Степанова, Люда Гилева, Паес Толик и Вагнер Витя. В школе они держатся вместе.
                Переступаю порог школьного вестибюля – и попадаю в привычный звуковой фон – из  детских     голосов, звонкого смеха, топота ног и учительского крика:
                - Немедленно прекратите бегать!
                Ну да, ну да, так они тебя и услышат!
                На  первом этаже учатся первоклашки. Я осторожно продираюсь через толпу этих веселых разбойников на третий этаж, пересекаю учительскую, раздеваюсь. Нужно успеть привести в порядок прическу, осмотреть свою физиономию, снять сапоги и надеть туфли…
                - Здравствуйте, Людмила Евсеевна! –  с порога улыбается мне испанка-англичанка.
                - Привет, Дороти Львовна! – возвращаю этой славной женщине свою улыбку.
                Она подходит ближе, оглядывает  меня, качает головой:
                - Вам так идет этот сарафан! Неужели сами сшили?
                - Сама. И блузку  - тоже.
                - Но когда вы успеваете?! Двое детей, тетради. Где вы научились  шить?
                - Нигде. Все делаю на глазок. Идеи беру из журнала «Силуэт», фасон придумываю сама. Когда успеваю? – Тут я смеюсь. – Так я и не успеваю!
                Дальше идет серия комплиментов моему вкусу, но это уже по дороге в свои классы. Сама же Дороти Львовна – образец изысканного вкуса, и потому  я знаю, что она не врет, и верю  ей.
                Мне тоже  нравится этот красный сарафан из тонкой пальтовой ткани. Он на коротких бретельках с красивыми пряжками. И хорошо смотрится с белой шерстяной блузочкой в серую полоску. Но главное, в нем я кажусь не худой, а просто стройной. 
                О чем это я? Мне нужно настроиться на урок, а я – о каком-то сарафанчике думаю!
                Странные существа – женщины! Наше настроение зависит даже от такой чепухи как рабочая одежда. И я этот сарафан надеваю, когда у меня уроки в старших классах. Значит, хочу  им понравиться? Вот кошмар! Но зачем?! Они же дети, подростки! А я тетка с двумя детками! Откуда же это желание нравиться?
                До звонка еще десять минут.  Хорошо, что сегодня в моем родном классе русский язык – он забирает меньше энергии, чем литературное чтение.
                В общем, я своими пятиклассниками  довольна. Для них пока я  – это некто всемогущий.  На уроках дисциплина, а перемена для них –  разминка, после которой сидят, ручки сложив, и смотрят тебе в рот. Смешные и милые. 
                Да только мне еще милее  те, к кому  иду сейчас и волнуюсь, словно никакая я не учительница, а  девочка   перед экзаменом. К чему бы это?
                Вошла вместе со звонком. Начало традиционное, оно успокаивает: приветствие, отчет дежурного об отсутствующих, запись в журнале (тема урока). Несколько  напутственных слов по этой теме.
                Молодец, Зинаида! Вышколила своих, прямо как в армии. С дисциплиной и здесь никаких проблем. Улыбаюсь (задаю тон).  Делаю променад между рядами, комментирую вслух, но спокойно:
                -  Та-ак,  книга не у всех. Разберемся. Если честно: кто вообще не читал, даже книгу не открыл? Не вижу рук.  Лукавите,  конечно, но я не буду вас разоблачать, вы сами себя выдадите!
                В классе движение и смешки.
                - Сегодня я вам расскажу о человеке…потрясающе талантливом во всем. Понимаете, ребятки, хорошим писателем, то есть интересным, мудрым, ни на кого не похожим,  может стать только талантливый человек. Это широкое понятие. Например, писатель должен  разбираться в людях. А ведь у них разные характеры, привычки, взгляды на жизнь. То есть, без знания психологии писатель просто не состоится…
                Плавно перехожу к личности Сент-Экзюпери. Рассказываю кратко о его драматической судьбе, о странной, символической по смыслу гибели. В нескольких словах – о главной книге – «Земля людей», немного о «Военном летчике».  Потом - о замысле сказки  для  взрослых.
                -  «Маленький принц»… Как вы думаете, зачем писателю-летчику захотелось создать  именно для взрослых сказку, если они уже не читают сказок, не верят в них?
                - Но от взрослых зависит, какой будет земля людей, - говорит Паес Толик с места.- Но разные … аллегории они ведь поймут?
                - Верно, в точку!  А  какое впечатление сказка  произвела на вас?
                В гуле голосов различаю то, что слышать хочется, хотя понимаю, что не до всех дошел философский смысл некоторых эпизодов:
                - Ой, я залпом  прочитала!
                - Она же думать заставляет!
                - А мне в конце …плакать захотелось.
                -  Там  о дружбе – здорово как!
                - И о любви, - чей-то робкий девичий голос.
                - А теперь давайте пройдемся по главам сказки, по ее сюжету, чтобы понять, какие проблемы поднимает Экзюпери и как последовательно с помощью своего героя их предлагает  решить.
                Ого, сколько рук! Варфоломеева Алла, высокая симпатичная  девочка, эмоциональная, с живым умом, даже подпрыгивает, ее и вызываю:
                - Аллочка, сначала кратко содержание, потом – главную мысль. Она в одной-двух фразах. Их и зачитай!
                Девочка  очень толково анализирует эпизод с  барашком, делает вывод:
                - Для   Экзюпери  самый главный недостаток у взрослых, который может испортить жизнь им и их детям, - это неразвитое воображение.
                И  она цитирует писателя, а мне приятно видеть, как все дружно листают книгу, перечитывают самое главное в  начальных главах.                Времени мало, нужно  уложиться, не пропустив ни одного важного  эпизода.
                Главу о баобабе отдаю Танюше Сокуренко, темноглазой тоненькой девочке. Она тоже быстро соображает, а потом еще быстрее выстреливает ответ, в котором нет лишних  слов. Итог подводит цитатой из сказки:
                - Вот что говорит  Маленький Принц  о главном правиле
своей жизни на родной планете: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок -  и сразу же приведи в порядок свою планету». Мне понравились слова  Принца о том, что у баобабов и у розовых кустов первые ростки трудно отличить. И правда, ведь в жизни нужно уметь различать ростки зла и  добра … в самом начале, чтобы знать,  что полоть, а что оставить.
                -  Умничка, - не выдерживаю я. – Ты суть схватила, но передала ее своими словами.
                Главу о розе, шипах и барашке я беру на себя -  читаю в такой тишине, что стук чьей-то ноги о парту кажется громом небесным. Я делаю паузу – жду, когда недовольные восьмиклассники перестанут таранить взглядами нарушителя тишины. Продолжаю:
                - «Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд…»
                Дохожу до  слов : «Но если барашек съест его, это все равно, как  если бы все звезды разом погасли»…И чувствую, как  мое горло перехватывает спазм волнения. Еще Маленький принц не  разрыдался, а я уже готова! Мама миа!
                Спасибо звонку! Перемена, а  они сидят! Читаю эпизод до конца. Кто-то заглядывает в дверь, ему шипят с первой парты:
                - Сгинь!
                Слава Богу, эта перемена большая. Можно уйти в учительскую. Но меня окружают мои «мыслители», наперебой просят:
                - Людмила Евсеевна, меня вызовите, меня!
                - Меня! Я сказку наизусть уже знаю! –  почти  умоляет  Людочка Гилева.
                До учительской я так и не добралась, зато сделала то, что намеревалась, а потом раздумала: быстро распределила главы между моими «мыслителями и другими ребятами.
                … Что было на следующем уроке,  я уже  перебирала в памяти по дороге домой. Как мои ребятки воодушевились! Сколько эмоций выплеснули, зачитывая куски текста, который заставил думать!  Все этапы любви Принца к Розе Эмма Степанова описала  с таким нежным волнением, что класс замер, словно эта светловолосая красивая одноклассница рассказывает о своей любви.
                А я прочитала самую трогательную сцену, как Маленький принц приручал Лиса – по его же просьбе.  Класс слушал меня замерев, а я, ведь читала ее сотый раз, но не могла сохранять спокойствие, нужное для работы. Мысль и образ, выраженные в талантливом слове, меня восхищают до слез… Приходилось делать паузы.
                Да, в сказке столько поднято тем! И столько  проблем! О главной – то есть, о долге перед тем, кого приручил, мы  успели поговорить. О любви – тоже, а за кадром остались почти все эпизоды путешествия Принца по другим планетам. И я сдалась – поняла, что такую сложную  вещь, как эта недетская сказка, можно анализировать всю жизнь. Решила по ней еще один урок провести... Ведь  многие  хотели, но не успели выступить!
                - Итак, задание на дом! – сказала, выставив с десяток хороших оценок. – Нужно ответить  на вопрос:  какой философский смысл вложил писатель в каждый эпизод встречи своего героя с жителями других планет?
               


                Интересно, а что  Эпоха мировая, не моя жалкая – персональная, не отдельная эпоха семидесятых годов двадцатого столетия в Советском Союзе,  а мировая, куда она определила сказку? Рядом с какими гениями современности поставила в одном ряду?
                Молчит мировая… Думает или ждет кого-то? Время покажет. Но уже не мне…

Продолжение http://www.proza.ru/2019/12/16/1663


Рецензии
Очень понравился урок, Люся. Какие же молодцы твои дети... У нас такого не было. Хотя вроде и учительница по литературе была хорошая, во всяком случае, я её любила, хотя она всегда... соблюдала дистанцию.
Экзюпери мы не учили, прочитала уже позже, годам к двадцати, наверное. И очень люблю эту сказку, правда, не разбираю так детально. Просто лежит на сердце...
А твоим ученикам повезло.

Мария Купчинова   09.01.2020 20:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Маша! Хоть ты читаешь! Нельзя писать длинные вещи..

Людмила Волкова   09.01.2020 21:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.