Ван Гог-ярчайший представитель постимпрессионизма5

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В 1883-1884 гг. Ван Гог живет уже в Нюэнене, где его отец получил приход. Это был период, когда Винсенту, наконец, удалось найти в природе созвучного собеседника. Его типично голландские пейзажи невевают воспоминания о старых мастерах – Брейгеле, Рембрандте, Остаде и др. Это дороги, обсаженные вётлами, которые казались Ван Гогу символами Голландии: серия картин «Пейзажи с вётлами».
Винсент как бы временно порывает с цивилизацией. На «живописании крестьянской жизни» сосредоточил в Нюэнене свою энергию Ван Гог. Надо сказать, что крестьянский мир присутствовал у многих художников, он поэтизировался в качестве «реликтового образца». Но у Ван Гога проблема поэтизации крестьянства полностью снимается. Он уходит от позиции, что прекрасное и истинное тождественны (позиция романтиков, например, Делакруа или даже Милле), истина для Ван Гога только в сфере нравственных и духовных ценностей. Взамен вопроса о прекрасном Ван Гог вводит проблемы выразительности, экспрессии.

Ван Гог создал огромную галерею особых портретов, которые при наличии нюансов внешности не имеют «я», но представляют «мы», единое с природой.

Таково главное детище этого периода – «Едоки картофеля», апр. 1885 г., муз. ВГА.Написал он её в Нюэнене, создав огромное количество этюдов. В ней весь опыт предшествующих лет. Композиция такова, что и художник, и мы зрители, невидимо присутствуем за этой нищенской праведной трапезой, смысл которой – некое священнодействие. «Тайные вечери» различных художников приходят на ум, когда вникаешь в суть работы (бережно-торжественный жест руки, протягивающий картофелину).
Внешняя неказистость, корявость фигур и лиц лишь оттеняет благочестие этого извечного «картофельного» обряда. Здесь виден вангоговский метод «высвечивания» тьмы. Художник показывает различные оттенки темного цвета, господствующего в жилье крестьян, он делает сумрак ощутимым, как этого добивались его учителя – Рембрандт и Хальс.

«Едоки картофеля» – это первая и последняя картина, подводящая итог какому-то отрезку жизни и работы Ван Гога. Последняя дань XIX веку.

Больше Ван Гог никогда «не подводил итогов», он жил внутри творческого процесса и лишь смерть пресекла нескончаемый поток его живописи.
Особенность творчества Ван Гога ещё в том, что его глаза, свободны от академически «корректного зрения». Ван Гог писал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были академически правильными, я не хочу этого... В момент, когда землекопа фотографируют, он, конечно, не копает».
Надо отметить, что страсть к живописи разрастается в Винсенте, как ураган. Но оно требует и возрастающих материальных затрат на краски и модели, для того, чтобы двигаться вперед.

Деньги так и остались для Винсента главным источником страданий. Он так и живет впроголодь, чтобы побольше вложить средств в живопись. Его требование денег у Тео приобретает иногда, характер вымогательства – так невыносимо было для художника безденежье и как следствие – остановки в работе.
Уже в гаагский период Ван Гог проявил склонность к своему особому истолкованию природы и явлений предметного мира. Он вызовет к жизни новые символы, произведенные из прямого восприятия вещей, ассоциаций, настроений.
Это птичьи гнезда, дом, стул, работа крестьянина, вороны, солнце и подсолнухи. Но символы Ван Гога далеки от художников-символистов, у которых присутствует связь с ирреальным миром, тогда как Ван Гог крепко стоит на земле.


Рецензии
"Страсть к живописи разрастается в Винсенте, как ураган..."
Точно на Брейгеля похожа картинка с четырьмя фигурами.
Получается, что талант Ван Гога, как зародыш в утробе, проходит все стадии живописи, чтобы стать самостоятельным гением...
Вот волшебная сила искусства - пойду сварю картошечки!

Лариса Бережная   10.12.2019 17:23     Заявить о нарушении