Ван Гог-ярчайший представитель постимпрессионизма8

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Итак, Париж, март 1886 г. После многолетней разлуки братья Винсент и Тео впервые оказались вместе. Чистенькая квартирка Тео с прибытием брата сразу превратилась в неряшливое логово, а импульсивное поведение Винсента нередко угнетало сдержанного Тео. Но его беззаветная вера в призвание брата была прочным основанием их отношений.

Тео заведовал небольшой галереей на бульваре Монмартр. Первый этаж занимал «ходовой товар» и во Франции, и в Америке – салонная живопись во главе с Бугро.
На втором этаже – импрессионисты и их предшественники (круг интересов Тео).
Об импрессионистах Ван Гог имел заочное представление. Наконец-то он воочию увидел, что живопись чистым цветом существует в действительности, и это поразило его.
У Ван Гога появились новые знакомства: Тулуз-Лотрек, Писсарро, Дега, Гоген.
Он сразу оценил значение всего увиденного как единственной подлинной школы новой живописи. Желая все-таки продолжить свое академическое образование, он какое-то время посещал мастерскую Феликса Кормона, но быстро понял, что «римские драгоценности антики» не для него.

Винсент стал сразу же «своим» среди передовых художников, оказался на уровне их проблематики и за каких–либо несколько месяцев занял среди них своё место.
Год 1886 был отмечен критиками, как год перелома в развитии импрессионизма. Молодые Тулуз-Лотрек, Сёра, Синьяк, Гоген, Сезанн, Бернар выдвигают свою проблематику, отталкивающуюся от импрессионизма, но сближающую с другими направлениями, в частности с символизмом.

Импрессионисты стремились запечатлеть скользящую мимо них жизнь, они её чувствовали и ощущали, как никто. Но им была чужда проблематика, обращенная внутрь человека, к его социальным и духовным драмам. И вот теперь маятник истории искусства качнулся в сторону этих, как бы «забытых» понятий. Именно восприимчивость к ним позволила объединить таких разных художников, как Ван Гог, Гоген, Сезанн, Сёра, Тулуз-Лотрек, в некую общность художников, возникшую на почве импрессионизма и готовых идти вглубь природы и человеческого бытия. Мы их сейчас называем – постимпрессионистами.

Для «парижского периода» Ван Гога характерен «эклектизм». Он «пользовался» достижениями всех художников в области цвета, независимо от направлений. Все признавали, что, как художник, Винсент растет стремительно и неуклонно.
Но прежде, чем рвануться вперед, художник как будто возвращается к темным гармониям нюэненского периода, но в гораздо более изысканной манере.

Ряд натюрмортов обладают определенным изяществом прикосновения к холсту, например. «Расписная ваза с розами и бутылка вина», 1886 г., муз. КМО; «Ваза с цветами», 1886 г., част.собр. Эндховен, Нидерланды.
К этому типу принадлежат также первые парижские пейзажи.
Ван Гог работал в мастерской над бесчисленными букетами, сначала оттеняя их темным фоном.
Уже летом-осенью 1886 г. Ван Гог добивается желаемого «интенсивного цвета», соединив свои поиски с уроками импрессионистов и пуантилистов (дивизионистов).
Он «замешивает» на своих картинах изобильную цветовую материю.
Все эти букеты, кроме всего прочего, говорят о тоске Ван Гога - «крестьянина», оказавшегося в зажатости парижской квартиры, по полям, дорогам, вспаханной земле. Это как бы природа «засунутая» в вазы, кувшины, миски, стаканы. Природа в клетке!
Этот эффект особенно выразителен в таком шедевре Ван Гога, как «Фриттилярии в медной вазе», 1886 г., муз. д`Орсе, Париж.
Это совсем не то, что прекрасные цветы смертельно больного Эдуарда Мане: «Помните?» Его цветы – это тоска по «большой» живописи, уже недоступной больному Мане. Ван Гог же как бы томится вместе с цветами, ожидая встречи с вольной природой, которая так упоительна, когда цветет вся земля.


Рецензии
"Ван Гог же как бы томится вместе с цветами, ожидая встречи с вольной природой, которая так упоительна, когда цветет вся земля..."
БЛЕСК!!!

Лариса Бережная   11.12.2019 23:41     Заявить о нарушении