Метель. по мотивам пушкина а. с

               
Выйдя наружу, ощущаешь вдруг мягкую погребальную тишину, покрывшую мир. Началось. В ней нет ни тьмы, ни сияния, а только пелена. Снег. Говорят, что он «идёт» или «сыплет», или «падает», но это не так. Он заполняет. Заполняет собой все формы, все звуки и все цвета, укрывая собой мир. Так начинается этот обряд. Дальний свет фар. Скорость. Мириады снежинок, появляясь из бездонного мрака, превращаются вдруг в звёзды и галактики, сквозь которые несёшься ты, как явленное бытие в бытии. Такая же снежинка, такая же галактика, такая же звезда среди прочих. Времени больше нет, есть лишь бесконечность. Ещё сколько-то ты пытаешься сопротивляться, вернуться в свой ничтожный миг, в своё «я», «здесь», «надо», «необходимо», «пора» и «уже», но снег покрывает всё. Не остаётся больше путей, необходимости, направлений и самого времени. Всё тонет в этом великом «оно». Есть только снег. Пора. Мягко и глухо хлопает дверь автомобиля, который тебе больше не нужен никогда. Выйдя из машины, ты просто идёшь, и нельзя сказать «куда», ибо направления существуют лишь как мера ограниченных пространств. Бесконечность же не имеет направлений. Она везде. Снег и есть всё, а всё и есть снег. Мягкий хруст рождает звук. Звук же являет из небытия тишину – всё за пределами этого звука. Так появляется новый мир, неведомый до этого. Путешествие к нему – это полёт в бездну. Раскинув руки, отталкиваешься от ничто, спиной приземляясь на пушистую перину планеты Земля. Мягкая посадка. Здравствуй, планета! Снежинки вдруг становятся индивидуальностями, и каждая из них мягко целует твоё лицо. Ты не один. По желанию ты разгоняешь планету, крепящуюся к твоей спине, сквозь этот вихрь снежинок-звёзд или сбавляешь скорость, рассматривая каждую из прибывающих. Ты летишь куда хочешь – вперёд, вверх или вниз, падая в тёмную бездну с целой планетой, прикреплённой к твоей спине, – тебе позволено всё. И вроде нет света вокруг, но поразительно отчётливо проявлено всё. И непонятно, где начало, где конец…
Вроде нужно идти. Чтобы вернуться.
Вернуться? Куда?
Хочется спать.

- И что, Вы действительно считаете это нормальным? Шесть часов откладывать рейс! Я готова уже разнести к чертям этот аэропорт! Что Вы меня успокаиваете?
Пугливое эхо громкоговорителей тонет в шаркающем гуле аэропорта. Зона вылета. Над сотнями людей, их нервной поспешностью, над их усталой отрешённостью, показным безразличием и сосредоточенной суетой – ожидание. Эхо – звук. Ожидание – эхо эха, потому что всегда отталкивается от уже прозвучавшего. И поэтому не может стать созиданием, а всегда является растратой. Ожидание раздражает. Ожидание напоминает. В кратковременной остановке между прошлым и неизвестностью всё – лишь ожидание. Можно не думать о нём, можно заполнить его. Но невозможно от него избавиться. Всё, что происходит, – лишь ожидание.
- Я успокаиваю, просто потому что сижу рядом. Больно смотреть, что Вы, как на иголках. Но тут ничего не поделаешь, погода… Рейс всё равно отменят.
- Что это Вы такой уверенный? Я ещё собираюсь улететь.
- Со стихией не поспоришь. Бывает, она рушит все планы.

Двое. Извечная формула баланса. Попытка восстановления нарушенной гармонии. Всё, что нужно человеку, чтобы желать жить, – другой человек. Притяжение и отталкивание. Инь и Янь. Человек – среда обитания человека. Волнение. Усталость. Недоразумение. Испытание. Люди ищут спасительного притяжения и легко поддаются ему. Лишь час назад – незаметное поглядывание мельком, и вот – осторожное общение, полное взаимной вежливости. Лёгкий юмор и уточнение расположения друг к другу. Ещё час – и задушевная беседа. Выплеск всего лучшего, так долго бывшего невысказанным. Открытие себя самого в собственных глазах. Неожиданные откровения. Те, которые только и можно высказать лишь тому, кого не увидишь больше. Никогда.

- Да… метель, метель… Закружит, завертит, всё смешает… На что ещё можно рассчитывать в этой стране? Зимы здесь бесконечные. Есть в этом какая-то магия.
- Лучше успокоиться и принять всё, как есть. Так или иначе, всё само разрешится.
- Ха-ха. Что, прям так и считаете? Знаете ли, «всё, что ни делается, к лучшему» – это какая-то пораженческая позиция. Человек ведь сам делает свою судьбу.
- Я сказал другое. Стихийные силы – это неподвластное. Нечто большее, чем событие. Невозможно обойти или избежать. Мы так долго живём в этом искусственном мире городов… Кажется, что любая проблема – проблема цены... Будто можно, как на полке супермаркета, выбрать более дорогой вариант событий и нажатием кнопки привести его в действие… Но… Мы лишь песчинка. Ни этой зиме, ни морям, ни ветрам нет дела до нашей судьбы. Им невозможно противостоять. Можно только принять как неизбежность.
- Да, согласна… Будто забытые боги иногда мстят… Красивая мысль. Да, мы отвыкли покидать свою зону комфорта. Было такое, что так вмешивалось… Провидение это или случайность, как знать… Мне иногда кажется, что вся эта страна – это какое-то испытание. Какой-то край земли среди бурь и вихрей. Игра неведомых природных сил… Или сама по себе – какое-то необузданное явление природы.
- Есть такое. Десять, двадцать лет – спокойно… Тут – бах! Налетает что-то, размётывает по разным углам, крушит, ломает, стучит. Свист, вой! Каким-то волевым усилием за гранью невозможного это всё преодолевается – наступает секунда тишины. Мы радуемся спасению, потом вдруг огорчаемся. Ведь всё заново опять строить, и без охоты строим. Не спеша – мало ли, опять налетит… Короче, дальше нам и не интересно.
- Нет уж. Вспоминать страшно. Хочется покоя.
- Может, ради этой секунды тишины всё тут и существует. Вот чесслово, так и хочется подумать, что, если бы были боги, этот миг – это их удивление. Смотрят – и глазам не верят. Не знают, что дальше…
- А ведь всё существует лишь ради тишины.

Тишина. Провал в потоке обыденного фона. Глаза смотрят в глаза. Доверие – недоверие? Кажется, доверие. Мысли скачут, спешно подбирая ключи к взгляду напротив. Но никто и не возводил стен. Взгляд соединяется со взглядом – они начинают говорить. Кратко, мгновенно, валом – много-много могут сказать глаза друг другу и прочесть в ответ. Внешнее, внутреннее, поверхностное, сокрытое, главное, частное, личное, и вот уже интимное… Кто-то один отведёт глаза. Слишком глубоко. Не надо… Не сейчас…
Секунды глухой тишины...

- Как Вы думаете, улетим сегодня?
- Думаю, нет.
- И что, так и будем сидеть?
- Тех, кто транзитом, расселят в отели. На Вашем месте я бы билет сдал или перебронировал, и поехал бы домой. Эти дела с размещением неизвестно сколько могут длиться.

Опять тишина. Долгая пауза.
- Я тоже на пересадке… Вы домой летите?
- Нет. На встречу выпускников. Это мой родной город. И…
- Что?
- Я не женат.
- Ну что ж… А я домой. И мне кажется, я Вас видела раньше. Давно покинули наши края?
- Лет пятнадцать…
- Ощутимо… Господи, как надоело здесь торчать… И так тоскливо на душе... Снегопад у меня вызывает грусть.
- И почему?
- Это личное. Глупые ассоциации.
- А у меня снегопад, особенно такой, с вьюгой, вызывает религиозные чувства. Никому не говорил, но снег я считаю единственным божеством в своей жизни.
- Ха-ха, это уже интересно. Ну-ка, расскажите!
- Может это натянутые домыслы, совпадения, но несколько раз снег серьёзно влиял на мою судьбу. Было, что лишал мечты, было – спасал жизнь…
- Ой, как интересно! Как он может спасти?
- Ну, тут весёлого мало. Не знаю, говорить, нет? Просто не хочется бравады. Всё превращается в рутину. Даже самые высокие слова… Идеи, войны, убеждения… Даже любовь… Может, о другом?
- Да нет уж. Слушаю вовсю.
- Нет, эта история не про любовь… Вы, конечно, знаете по новостям, что в соседней стране творится… В общем, поучаствовал там и я... Сам до конца не понимаю, как к этому относиться. Вроде и готов умирать, но стрелять в своих же… Это ведь брат брата… Оглупление. Подмена. Пропаганда. Ненависть… Всё это искусственно. Я бы так хотел, чтобы это закончилось… Любым миром, но только чтоб никто… Короче, ладно. Страшная эта война. Потому что не должно быть врага среди тех, кто там. Враг выше. Но ведутся же, дурачки… Что-то я всё не в кассу. Может, дальше и не говорить?
- Уже поздно. Уже начал.
- Да, сказал «А», говори и «Б». В общем, там же степи... Ветра такие лютые… И зима настоящая… Как подует иногда – хоть умри, деваться некуда, а выдует всё живое. Заняли мы высоту одну, окопались и нужно было держать. А направление важное, смотрим – вот-вот пойдут, чтоб не возиться, технику подогнали, расставляют, значит, будут артиллерией катать. Сровняют с землёй завтра. Мы уж и с жизнью попрощались, но сидим, делать нечего. Надо. Тут всё и началось. Утих ветер, собаки, люди – всё утихло. И повалило…

Всё, что не связано меж собой крепкой связью, подвержено малейшему воздействию. Люди, их чувства, ледники, горы и камни, города и государства, алгоритмы и песчаные барханы – зачастую лишь карточные домики, уязвимые для малейшего дуновения. Колоссы на иголке. Слабый ветерок, всколыхнувший мягкую перину снега, начинает вдруг закручивать снежинки в воронки и круговороты. Ветер лишь плавно усиливается – и сразу нет ничего. Беспросветный танец стихии, безумно смешивающий реальность самым причудливым образом. Что будет, когда всё утихнет – не знает никто.

- Подуло сначала спокойно, потом сильней и сильней, такая кутерьма заварилась, бог ты мой! На вытянутую руку ничего не видно, не то что отойти куда-то – сразу потеряешься. Говорят, были какие-то стычки на других позициях, но это случайно кто-то наткнулся на кого-то. Несколько дней без перерыва вьюжило. Когда прекратилось, наконец, всё, артиллерия у тех уже в зацепе с грузовиками стояла. Пару дней так и стояли, глядя друг на друга, взаимно погребённые в снегах. Потом они снялись с позиций и ушли. А всё потому, что пока кружило и свистело, какие-то иные обстоятельства в силу вступали, жизнь шла вперёд, и приоритеты изменились. Так мы и спаслись…

- Да, не самая радостная история. Страшно было?
- Лучше о другом поговорить.
- Про Бога Снега хотелось бы продолжения… Что там в запасе? Как снег лишил мечты, наверное, тоже несмешной рассказ? Но раз уж начали…
- Что ж… Тут всё проще. Я любил. Может быть, так, как никогда не любил в жизни. Может быть, так, как только и можно по-настоящему первый раз любить… В общем, ехал на встречу, началась метель… Попал в аварию... Вот и вся история.
- Что-то тут связи не нахожу. Что-то страшное случилось? Что произошло?
- Да ничего не произошло. Никто не умер, не пострадал. Ну, ногу сломал, повалялся потом немного. Просто встреча не состоялась.
- Не понимаю… И что? Ваша возлюбленная не смогла встречаться с временно хромым человеком? Как ни странно, эта история куда смешней первой.
- Нет. Встречи не произошло. Это должна была быть первая встреча.
- Влюблённых?
- Да, поверьте.
- Ах, да-да, поняла… Любовь в сети. Переписка. Откровение. Нежность. И кажется, что знаешь человека уже вдоль и поперёк, даже не разу не видев. Мне знакомо это. Первая любовь… Ах, какая дурочка была, как страдала… Вот, кстати, и время пришло. Объявили наш рейс… Отмена… Действительно, расселяют… Вы идёте или здесь остаётесь?

Всё, что существует, состоит из частей. Всё, что состоит из частей, удержано какой-то их взаимосвязью. Если связи между элементами начинают преобладать над взаимосвязью системы в целом, система разрушается. Всё не вечно. Вечна лишь изменчивость. Из сероватого монолита неба, почти прижавшегося к земле, бесшумно отделяются крохотные частички. Миллионами и мириадами снежинки падают вниз, стремясь заполнить собой всё пространство от земли до неба. Ибо всё, что существует, стремится заполнить собой всё. Всё пространство, всё время, все возможности. Люди, государства, бактерии, газы, идеи, молекулы, кристаллы и звуки – все стремятся объять весь мир и сделать его своим. Всё наполняет всё.

Тихо падал снег. Они шли рядом, рядом сели в автобусе. Среди нервных усталых людей, среди разрушенных планов и внезапно возникших обстоятельств что-то теперь связывало их, чувствовалось что-то невысказанное. Половину пути никто не произносил ни слова. Напряжённый гул мотора наматывал сонливые видения на прикрытые веки, а сидение потряхивало иногда неровностью дороги, возвращая к реальности… Первой заговорила она:
- Прости меня пожалуйста… Прости… Я любила, поверь… Даже не знаю, что сказать… Такая путаница в голове… Смотри, как тебе верен твой Бог… Снег задержал нас, дал время осмотреться и сесть рядом. Дома – метель, и вот мы вдвоём и здесь. Но почему тогда, столько лет назад, он не дал нам увидеться? Почему?
- Ты не спросила почему меня оставила жена.
- При чём тут это? Ну, и почему?
- Я был не самым верным мужем. Молодость. Самоутверждение. И знаешь что? Вот ты сокрушаешься, винишься, а я счастлив. Счастлив, что не сделал тебя несчастной – встреться мы тогда. Думаешь, я был бы иным? Но сейчас – это же не случайность… Может, так и задумано?
- Какая тут судьба? Господи, ты же написал через неделю, знаешь, почему я не ответила? Я тогда такая злая была... Снег этот твой засыпал в ту ночь весь город, до самых окон. Я почти до утра в той кафешке сидела, знала, конечно, что ты не придёшь, но какое-то злое веселье на меня напало… Там парень со мной познакомился, сидели, компания большая, пили вино, потом я чай, конечно. И он стал названивать мне регулярно с самого утра. Вот тут-то я и подумала – судьба. Господи, какая дурочка… Да, через неделю ты написал, но я злилась – и на тебя, и на себя, решила не отвечать некоторое время. Потянуть, понервировать. Глупо, конечно. А потом события так закружились… Он и стал мне мужем. Молчишь? Развелись, давно уже. Ладно, что там о старом… Прости меня.
- Успокойся. Нет никакой вины. Я, кстати, потом, когда на каникулы приезжал, часто заходил посидеть в то кафе. Надеялся, что когда-нибудь тебя там увижу. Да, знаю, не говори ничего, я знаю, что ты там тоже бывала, маялось что-то в тебе, наверное. Один раз я тебя в жизни до сегодняшнего дня всё же видел. Зимой как-то я шёл туда, а ты с подругой выходила. Вернее, знать не знал, что это ты, только сейчас понял, но просто подумал: «Вдруг ты?» И я мусорку пнул сильно, а вы на звук оглянулись, но расстояние большое было, да и снег шёл. Не узнал, хотя фото твоё долго с собой носил. У меня уже и подружки в городе были, всё равно надеялся тебя встретить. Так вот, зашёл в кафе, уже и чай попросил, а потом как накрыло меня… Побежал вслед, но где уж там…
Она молча взяла его за руку, и, не поворачивая головы к нему, нечаянно улыбнулась.
- Нас селят в разные отели и не по одному… Хотя можно ведь было потребовать… Как ты думаешь, в каком-нибудь из них найдётся?.. Да и вообще, нам бы познакомиться.
- Селись в свой, я вещи оставлю и подъеду. Думаю, в твоём и ресторанчик есть.
Автобус шумно выдохнул, остановившись.

Легко обмывшись, он подумал, что разумней взять авто с площадки аренды, чем ждать такси из центра в этот лесной угол. Это дополнительные степени свободы и даже некоторое приключение. Потратив небольшое время на электронную бронь, в бодром расположении духа он спустился в холл. Через некоторое время метрдотелю удалось дозвониться до спящего менеджера ренты, охранник проводил его на площадку... Ну, что ж, вперёд…
Ветер аккуратно снимает снежинку за снежинкой снаружи полированной глади стекла. Дальний свет фар. Постепенно снежинок становится больше и больше, и вот, появляющиеся в свете фар из бездонного мрака ночи мириады их – будто в звёзды и галактики, сквозь которые летишь ты…
Метель. Начиналась метель.


Рецензии