О малых этносах

 
           Как-то вот мне удалось связаться с товарищами однокашниками по Альма-матер – это мордовский госуниверситет в городе Саранске. И мы вспомнили события из нашей студенческой юности теперь уже 50-ти летней давности. Вот одно из них.
      В старом здании главного корпуса нашего универа  (сейчас разрушен, а на месте его сооружен новомодный шпиль под дешевое подражание высотке на воробьевых горах)  в мое время было две смены обучения. В перерыве – где-то около полутора часов,   в вестибюле первого этажа у раздевалок происходила невероятная тусовка приходящих и уходящих.
     Встречи! Переговоры! Анекдоты! Знакомства! Влюблялись – расставались. Представления! Забеги в недалекую пивнушку «Наука» кружечку вонзить в свои молодые организмы. Ну и анекдоты,  прибамбасы –приколы  всякие. 
   Вот такое ….
  - А слышали вчера по мордовскому радио рассказ Советская граница?
    - Нет!
   - Да  вы чо!  Там же все  так натурально! Рассказываю как запомнил.
(Для непосвященных – этот рассказ с  выделенным мордовским акцентом. У них в языке многие слова произносятся с окончанием на ЭНЬ, АНЬ , АСЬ и ЕСЬ.  Это относится к большинству слов  и определений заимствованных из русского языка.  Может изложение и несколько  шутливо-гротескное, но…  вот  такие мы были)
  … Вага - соловьи! Вага - тишина! (Вага – мордовское определение типа –  вот, здесь).  Совецкай границась.  Кафта(два) нарушителэнь кустикась за кустикась… Пограничнай заставонь. Заставонь в ружье!  Бульдогось – поводогось мордань атяшево (райцентр в Мордовии) -  искать! Гау,гау!
   -  Ахтунг! Ахтунг! Кортай Саранскись! (Говорит Саранск) 
   Нарушителень пистолетонь  пух-пух! Совецкай автоматонь ту-ту-ту!
Бульдогось-поводогось мордань атяшево нарушитэлень кусь-кусь!
 Нарушителэнь – Потьма. Каторга!  (Потьма – остатки ГУЛАГа на территории Мордовии. Для местных твердое понятие – Тюрьма!)
   Вот так мы развлекались.  Даже как-то в КВН исполнили эту миниатюру в качестве домашнего задания одной из команд. Зрители лезли под стулья. А наши сокурсники, что по национальному приоритету в легкую  поступали в универ вне конкурса, на той тусовке забывали,  кем они были совсем недавно и дружно ржали вместе с нами.  Хотя кое-кто  и пытался  кривиться.
 Мы, конечно, все это замечали и говорили им – Да, ладно! Вот еще пару-тройку лет и ты будешь ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ!
         А я вскоре после окончания универа (пару лет отработал в Мордовии на ниве народного просвещения)и  перебрался в соседнюю Чувашию в молодой город Новочебоксарск. Но вот здесь нация чувашская была покрепче мордовской. Они и внешне выделялись,а свою национальную идентичность не прятали  и сохраняли.  Правда иногда совершенно невероятно-интересными способами.  Но тем для приколов над ними было предостаточно. К примеру,  в те годы по местному  ТВ шли  суперпопулярные советские фильмы  ВСЕ продублированные на чувашский язык. Вот, к примеру, Семнадцать  мгновений – Гитлер в личной беседе говорит  Гиммлеру – щапла (отлично), Генрих. По первости я охреневал, но лезть под стол от хохота опасался т.к. фильм смотрел в вестибюле заводской общаги, где преобладала титульная нация. И вот еще  нетленный Чапаев.  Анка в разгар боя из-за пулемета – Петька! Патроны пур? (есть?).  Он ей – Пур! Пур!
        Но все же приколы проявлялись, но осторожно и  на частно-бытовом уровне.  Дело в том, что  в  чувашском языке нет некоторых звонких согласных типа БАРАБАН - ПАРАПАН. И  звонкие согласные заменяются на шипящие.
        К примеру один мой аппаратчик (русский) в  курилке вроде безобидно прикалывается над своими товарищами из местных. - Вот стоит чувашка у колодца и рассказывает товаркам, как вчера была в заезжем зооцирке и видела там слона.
  - Сферь так сферь! Пулка перет. Шопа кладёт и... шуе-е-ет!!!
   Это  к тому, что о хоботе у нее понятия нет и она уверена, что хобот это хвост, а под ним то, что обычно бывает.
     Но с мордвами я все же напоследок встретился и приколол их немного.  В пос. Сосновоборск Пензенской области (родина жены)  ее одноклассник, а мой друг пригласил меня в соседний район на мордовскую конференцию. Мордвов там было в округе предостаточно и  местное землячество организовало это мероприятие в селе Чумаево района Русский Камешкир. А оно (население того села) вело свою родословную от древней мордвы из района Алатыря, откуда они ушли  несколько сот лет назад от эпидемии чумы еще когда здесь (на территории нынешней пензенской области) было Дикое поле.  На эту конференцию приехали из мордовского универа с факультета мордовского языка и литературы профессор и два преподавателя.
   После окончания  мероприятия в ресторации райцентра были накрыты столы и мы отужинали тем, ЧТО БОГ ПОСЛАЛ. Когда очередь в тостах дошла до меня я сказал – Что родился, вырос и учился в Мордовии. А сейчас живу в Чувашии и сравниваю свою новую и прежнюю  родины. Так вот в Чувашии даже в столице население не стесняется на улицах и в общественном транспорте говорить на родном языке. А уж про вывески абсолютно всех присутственных мест и упоминать нечего. Профессор тот уже подвыпивший вскочил и  начал втыкать своим коллегам – Вот! Вот! Они могут! А мы чего там у себя стесняемся! Получается, я их малость спровоцировал.
      Этот текст я поначалу отослал своему хорошо знакомому журналисту. Тот работал в различных СМИ в Саранске, Самаре и Москве. Кстати он выпускник журфака  нашего универа.  Немного побоялся, что читатели воспримут мой материал как неудачный прикол над малыми народами. И там же отметил, что помню до сих пор какие красивые и фигуристые были мордовочки. И вот его ответ- рецензия на мой текст.

    …Приветствую, Владимир. Хороший текст. В нем нет никакой националистической подоплеки.  Абсолютно точно мордва, переехавшая в город, свой язык сама же и чморила.  Менталитет очень мелкий, комплексы. К тому же очень неряшливый народ. но с апломбом, особенно, когда среди своих.  А чуваши наоборот - с чувством собственного достоинства, но не больным. Видимо, насмотревшись на чувашей, и мордва стала выпячивать. именно выпячивать, а не показывать свою культурную идентичность. У меня в Чувашии много родни жило. Дядька был гендиректор чебоксарской трикотажной фабрики и я удивлялся - как просто можно любить и уважать своих. Хотя дядька сам же над чувашами подтрунивал поговоркой, сочиненной, видимо, уже русскими, коим он и являлся - чуваш чо хромаш? - глаз болит...
     Тут в 90-е в мордовский драматический театр прислали нового режиссера. Андрей Ермолина. Сейчас директор театра драмы. Я тогда работал в столице с. (Столица С популярное издание в Саранске в 90-е) и мы с товарищем пошли в театр. Друг мой мордвин, и вот новоявленный режиссер стал выспрашивать его, как это слово, как другое. И когда пришел представляться министру культуры заговорил с ним на, как ему казалось, чистом мордовском. тот покраснел, вспучился. Думал, над ним издеваются. а режиссер просто таким способом хотел оказать тому дань уважения))
        Что есть, то есть, насчет молодых мордовок. Но, мне кажется, это больше к мокшанкам можно отнести. (Кровь с молоком) Эрзянки другие немного. Я вообще не понимаю, как они стали подэтносами. Совершенно же разные типы, даже по строению черепа. Очень много мордвы в самарской области. Когда я жил там, обнаружил, что у них свое радио даже там есть. Какие-то праздники, совершенно не похожие на мордовские, которые считаются традиционными. Вот, например, праздник улитки. В чем его суть я не помню, типа перед севом такая забава. Поют, пьют. А потом говорят какой-нибудь барышне незамужней: улитка, улитка, покажи рога. А девушки все в таких типа сорочках расшитых белых. При этом возгласе,  она должна эту сорочку задрать и показать титьки. Я не мог это снять никак, потому что мой оператор тут же бросал камеру и мчался водить хороводы. А еще там же я услышал частушку, которую больше нигде не слышал. Конопли у нас кудласты, а болота тОписты. девки сисисты, пи@дясты, сикилясты, жописты))
       Это было начало двухтысячных, тогда существование такого радио было возможно... По-моему, в самарской области у мордвы самая крупная диаспора до сих пор. А вообще, в конце 90-х,  очень приличная мордовская диаспора была и в Москве. Туда входили довольно богатые люди столицы. Собирались обычно в Табакерке, в ресторанчике. Олег Палыч (тот самый!!!), как избранный мордвин, (его дед был из мокшан) жег!  Говорил, думаете, почему я так много ем? И сам же отвечал: это чтобы сохранить истинно мордовское лицо. Было весело, я несколько раз попадал на такие вечеринки по газетной надобности

 
         
 


Рецензии
Прочел - проглотил. Это ведь о том, о чем почему-то избегают говорить. А почему? Все этносы разные - и ровно на столько, на сколько это нужно для их выживания в природе. Была бы она везде одинаковая, не было бы никаких этносов. Был бы скучный однородный человейник) Одна суперимперия. Не дай Бог!

Станислав Радкевич   08.07.2023 19:36     Заявить о нарушении
Вот и я об этом хотел сказать! А раз понял правильно, то мой респект и уважение!

Владимир Островитянин   08.07.2023 21:26   Заявить о нарушении
Хочу тебе отправить что то интересное. Но нужен майл или стр в соц сети. Желательно в одн. Через прозу никак!

Владимир Островитянин   11.07.2023 18:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.