2-А С С А-2

«Чего ты пялишься, скотина, я — это Квентин Тарантино» (из фильма «2-АССА-2» (2009)
«Лучше бы я вообще не смотрел этот фильм» (из отзывов кинозрителей)


   У Никиты Михалкова в фильме «Солнечный удар» главный герой задаёт всем вокруг один и тот же вопрос: «Как это могло произойти?» Сейчас разберёмся как и почему.
   До 1987 года Сергей Александрович Соловьёв жил как обыкновенный советский режиссёр, небезынтересный конечно. Снял картину «Станционный смотритель» по повести Пушкина. Кстати, интересная экранизация получилась, талантливая. Но в целом он был известен своим интересом к проблемам подрастающего поколения, отражённым в фильмах «Сто дней после детства», «Спасатель», «Чужая Белая и Рябой», «Наследница по прямой». И вдруг - бац! Появляется, полная авангардного драйва и рока, картина «АССА», хотя, надо отметить, кое-что уже просвечивало в «Наследнице по прямой» в зачаточном состоянии. Но конечно, масштаб был совсем другой. В новом фильме на зрителей обрушилась вся мощь подпольного авангарда, тут тебе и «Коммуникейшен труба» и «Железный занавес», цветные сны Банана и прочие «фенички» (упоминание мимоходом Ника Кейва к примеру). Ну, а песня «Перемен!» Виктора Цоя в финале картины сразу стала главной песней группы «Кино» и всего поколения 80-х.
   Фильм определил авторский стиль режиссёра на многие годы вперёд. Ведь «АССА» была только первой частью будущей трилогии, потом последуют «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) и «Дом под звездным небом» (1991). Но закавыка этой истории в том, что спустя 20 лет, как ни в чём не бывало, автор снимет ещё два продолжения своего знаменитого фильма и будут это - «Анна Каренина» и «2-АССА-2». Выходит, что у нас две трилогии, но с одним общим началом.
   Сергей Соловьёв часто вспоминает финальный эпизод с песней Цоя в первой «АССЕ», мол все хотели перемен да не знали каких и что даже он — автор не знал чем это всё кончится. И вот теперь, спустя годы, ему вероятно открылся свет в конце туннеля, появился паровоз с Анной Карениной, захотелось расставить все точки над «i».
   В многочисленных статьях по поводу новой трилогии Соловьёва их авторы находят много концептуальных решений и невероятных музыкально-филологических сопоставлений, но на главный вопрос ответа нет. А звучит он предельно просто — Зачем? Складывается ощущение, что режиссёр хочет нас убедить, что к тем самым переменам он никакого отношения не имеет, сам не знал что творил, а оно вон как вышло. Вот такая засада, надо же...
   Чем хороша «2-АССА-2», так это тем, что её можно смотреть с любого места и даже задом наперёд, ощущения от просмотра будут те же. Если в первой «АССЕ» был связный сюжет, то в новом продолжении он практически отсутствует, вернее, возможны любые интерпретации в зависимости от ваших вкусов и предпочтений. Невольно вспоминаешь старый соловьёвский фильм «Чужая Белая и Рябой» в котором обманутый главный герой остаётся на пустыре в компании одного из жуликов и тот предлагает ему сплясать, чтобы как-то развеять тоску-печаль. Так и тут, пляшут, играют, поют, кто как может. Легче не становится. Случайный читатель моей публикации, который не смотрел фильм «2-АССА-2» (2009) может подумать, что я пишу непонятно про что, но именно так выглядит новый (старый) фильм Соловьёва. Понимаю, нужна конкретика. Извольте, после убийства Крымова Алику приговорили к тюремному заключению. В тюрьме ей попадает в руки обрывок романа «Анна Каренина». Потом в колонию приезжает режиссёр для отбора героинь для одноимённого фильма, и Алике доверяют сыграть одну из ролей. Прошло 20 лет. Теперь Алика - популярная актриса, у неё есть дочь. В её жизни вновь переплетаются психологические и криминальные обстоятельства. Такова сюжетная канва нового продолжения. Да, Бананан погиб, но частично остался жив. Его выловили из синя моря, после чего пересадили голову на другое тело и оно стало продавать семечки на местном базаре. Свою подругу дней суровых, Алику(Друбич) он не признал, предложил купить стакан семечек. Такие дела. Ну, там много чего ещё, вместо Цоя Шнур, вместо Крымова яхта его имени, Юрий Башмет, как Белый рояль и т.д. и т. п. Короче, Сергей Александрович хочет нас убедить, что он всё понял, переосмыслил и теперь с позиций нового времени снова порицает, клеймит позором убийственный цинизм повседневной реальности.
   Один из критиков пишет: «Успех первой «Ассы» был задуман Соловьевым как продюсерский, в сущности, ход. Хотя размаха публичного лома даже дальновидный Сергей Александрович предположить не мог». Допустим что так всё и было, но ведь после «АССы» было снято продолжение в виде «Чёрной и Красной роз» плюс «Дом под звёздным небом», где найденная стилистика используется режиссёром уже до упора вполне сознательно и с позиции сегодняшнего дня выглядит, как пляска на костях. Тогда было смешно и весело, а сейчас совсем наоборот. Похоже, именно эти прошлые творения и не дают покоя знаменитому создателю «АССы». Проще, конечно, обвинить в конформизме новую эпоху, чем себя в разрушении старой, но весьма человечной культурной среды. Недаром говорят фестивальные асы, хочешь привлечь внимание критиков, снимай непонятно. Но совсем не нужно огород городить, чтобы признать очевидные вещи. А то выйдет, как в фильме «Сердце Ангела» Паркера, сколько герой Микки Рурка не старался, сколько не путал следы, а в процессе расследования всё равно вышел на самого себя.


Рецензии
Я смотрел это в доме актера...рядом были Великие!!!

Глебыч   23.04.2020 20:01     Заявить о нарушении
Раньше Великих было больше, теперь меньше, гораздо меньше.

Вольфганг Браузер   23.04.2020 23:02   Заявить о нарушении
Согласен... Великие уходят , остается фаст фуд...

Глебыч   23.04.2020 23:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.