Первый поцелуй

Давно это было, в самом начале шестедесятых прошлого века, мне только – только исполнилось пятнадцать и пошел шестнадцатый год. К нам в деревню Мухраново с центральной усадьбы, которая находилась в Ямане, прислали в начале лета в командировку двух трактористов. Один из них, Андрей, был постарше, а другой Володя был совсем молоденький, только что закончившим училище пареньком. Местный председатель Панкратов уговорил мою мать Клавдию Григорьевну, чтобы прикомандированные трактористы пожили в нашем огромном доме, который к тому времени уже наполовину пустовал, так как мои многочисленные братья и сестры разбрелись по городам и весям в поисках лучшей доли.
Отец, израненный на войне и вынесший не человеческие страдания в немецком плену, к тому времени умер, так что мы с мамой жили вдвоем .Мать сначала воспротивилась жить под одной крышей с чужими людьми, но когда Панкратов пообещал ей привезти из леса машину дров, она уступила настояниям председателя, так как когда – то заготовка топлива в нашем степном краю была важнейшей заботой.
Трактористы были из далеких краев, из загадочного города Пенза, который по моим представлениям находился где – то рядом с Москвой. Признаюсь честно, я впервые услышала название этого города из уст трактористов, хотя в школе была на хорошем счету и по географии получала почти одни пятерки. А вот про Пензу ничего не знала, да и спустя сорок лет ничего не знаю. У человеческого любопытства есть четко очерченные границы и они редко простираются за границы родного села, хотя вроде бы с внедрением в домашний обиход телевидения и Интернета теперь человек должен знать обо всем на свете .
Я тоже на склоне лет обзавелась компьютером и теперь по скайпу общаюсь со своими многочисленными родственниками и друзьями. Должна сказать, что человеческое общение довольно тонкая материя и я частенько размышляю над тем, почему с одними людьми нам хочется говорить часами, а с другими обходишься дежурными «здравствуй – до свидания».
И еще я к интересному умозаключению заключению пришла: часть собеседников в Интернете хотят о тебе все до мельчайших подробностей выведать и узнать, а о своих делах помалкивают в тряпочку. Так и хочется их назвать Штирлицами.
Наш дом стоял на берегу живописнейшего озера Пряничного, от которого, особенно по утрам, невозможно было глаз оторвать. Туман поднимается белесый как парок над кружкой горячего чая. И так хорошо и привольно на душе, что хочется, как птице, взмахнуть крыльями и взмыть в синие, как вода в озере, в небеса и распластавшись, как коршун, любоваться с высоты на окрестные места.
А места у нас действительно красивые, особенно хороша пойма реки Урал, где растут разные породы деревьев, так что в Оренбуржье есть не только необъятные, без конца и края, степи, но, как зеленые острова, шумят зеленью березовые и дубовые рощи.

2

Трактористы после работы, искупавшись в озере и поужинав во дворе под раскидистой яблоней, как правило, по вечерам уходили сельский клуб смотреть кино. В выходные дни, в субботу и воскресенье, в клубе после просмотров кинофильмов проводились танцы.
Тогда молодежи в деревне много было, чуть ли не каждый третий парень умел играть на баяне и гармони, да в обиходе уже появились первые радиолы с грампластинками, так что с музыкальным сопровождением был полный порядок.

Еще мне запомнилось то незабываемое время тем, что вокруг все пели по зову сердца и души. Пела моя мама, Клавдия Григорьевна, потерявшая двух мужей. Первого, Егора Степановича, убили в конце в Польше, второго, моего отца, Николая Ивановича, она схоронила в мирное время. Плен для него не прошел бесследно, он часто болел.
Пели доярки, когда их везли с утренней дойки в в открытом кузове грузовика и сидя на деревянных лавках, дружно распевали: - Ой, цветет, калина, в поле у ручья…..
Пели парни и девчата, взявшись крепко за руки, когда после танцев поздним вечером шли не домой, а на озеро, где, как правило, разжигали костер и сидя у яркого, как всполохи зарниц, пламени, старательно выводили слова популярной тогда песни »Я люблю тебя жизнь».
Наши квартиранты довольно быстро подружились с местной молодежью и где – то через неделю закадрили местных красавиц – Аньку Бесфамильную и Ольгу Аверину.
Бесфамильная выходила замуж за городского парня, но что – то у ней личная жизнь не сложилась и она через полгода вернулась к своей матери Степаниде , у которой она была единственной дочерью.
- Ничего, Анечка, на твоем Иване клином свет не сошелся, - рассудила мудрая мать и не стала упрекать дочь в неудачном замужестве.
А тут как раз в деревне появились прикомандированные и в первый же вечер Анька Бесфамильная пыталась как гипнотизер, приковать к себе черненького, как воронье крыло, Андрея, но он почему – то на ее чары, пылавшие неподдельной страстью, не обратил внимания и пытался очаровать библиотекаршу Ингу Карпову, которая по работе допоздна задерживалась в клубе, хотя в доме ее ждали маленький ребенок и муж.
Как не странно, Инга ухаживания Андрея восприняла как должное и если бы не вмешательство Витьки Цыганова, который вызвал чужака на крыльцо и не объяснил тому, что он ошибся адресом, то неизвестно чем бы закончился намечавшийся любовный роман.
После того, как Цыганов пригласил Андрея на разговор, Инга сразу изменилась в лице, от былой веселости и озорства не осталось и следа, она сразу построжела и стала выгонять посетителей из библиотеки, тесной клубной комнатушки, в которой стояли деревянные стеллажи с книгами.
- Все, я закрываю, - говорила она всем. – Мое рабочее время истекло.
Закрыла библиотеку на замок и пошла наискосок через дорогу, где темнел под тополями, как огромный стог, добротный дом Карповых.
Несмотря на свой юный возраст, я почти каждый вечер бегала в клуб на танцы с такими же неугомонными подружками – подростками. Не знаю почему, но в то время наши сельские родители не чинили нам никаких препятствий и никому не было никакого дела,
как поздно ты вернулся домой. Мне кажется, что родители поступали очень мудро, потому что этим самым в душе каждого подростка, как зерно в пашне, давало всходы чувство ответственности, которое потом вело молодого человека, как надежный компас, по жизни.
Я, как всегда, увлеклась. Инга ушла домой и тут Андрей наконец заметил Аньку Бесфамильную, которая как сигнал на переезде, ему семафорила всеми частями своего довольно пышного тела, что она свободна и пылает от страсти.
Наконец – то Андрей пригласил Аньку на танец и на следующий день все деревенские кумушки бурно обсуждали сплетню, выйдет ли Анька за командированного замуж.
Когда я в обед сообщила матери эту новость, она мне доверительно сказала:
- Ты, доченька, только никому не говори, но Андрей женатый человек, у него в Пензе жена и двое детей.
-Но я вчера своими глазами видела, как он провожал Аньку домой, - сообщила я матери, беря из ее рук стакан с молоком.
- Поматросит, да и бросит, - сказала мама и пошла кормить кур во дворе.
Мой рассказ будет не полным, если я не поведу речь о другом прикомандированном, Володе, который, несмотря на разницу в возрасте, три – четыре года, мне почему – то сразу понравился с первых минут, как я его увидела. У меня больше никогда не возникало такого нежного чувства тепла, которое я тогда я испытала к нему. Худенький, высокого роста, с русыми волосами и удивительно синими глазами, он чем – то неуловимо напоминал всеми своими чертами популярного тогда киноактера Леонида Быкова и увидев его и разглядев его, я тут же не выпалила:
- Уж не Алешкой ли Вас зовут?
Помню, он внимательно на меня посмотрел и, сверкнув, как снег, своей ослепительной улыбкой, ответил:
- Меня зовут Владимир.
- Надежда, - совсем по взрослому представилась я.
- Красивое имя, - произнес Володя.
В тот памятный вечер в клубе я , как опытный сыщик, не спускала своих глаз с обеих квартирантов и молила всех богов в своем сердце, чтобы Володю не закадрила какая – нибудь из местных красавиц, так в отличии от парней, девушек почему – то тогда в деревне было больше.
Боги мои молитвы не услышали и где – то через полчаса мой новый знакомый вальсировал с Ольгой Авериной, которая училась в институте в Оренбурге и приехала к родителям на каникулы. Ольга училась на врача, и как я считала, жених у ней должен быть будущий врач или по крайней мере инженер, но никак не простой тракторист. Так , по крайней мере, подумала я тогда, глядя на танцующую пару молодых людей.

3

Идти спать домой в тот памятный летний вечер не хотелось и я предложила своей лучшей подружке Лидке Васильевой посидеть на нашей деревянной лавочке возле ворот.
- Ладно, уговорила, - сказала мне Лидка и стала меня угощать жареными семечками.
- Не хочу, - ответила я ей, не взяв в ладонь семена подсолнуха.
- От них запах стоит на всю округу, - сказала я подруге. – Может я сегодня целоваться собралась?
И мы дружно с ней засмеялись в темноте.
- Ты, Лида, по тише смейся, - сказала я подруге, - моя мама знаешь как чутко спит, любой шорох за версту слышит.
- А мою маму из пушки не разбудишь, - ответила Лида. – Отец теперь меня через день стал поднимать, чтобы я утром доила корову. Наверное, завтра опять мне, как солдату – первогодку, устроит подъем. Ты извини меня подруга, но я пойду спать. Пока, пока.
И ушла, оставив меня наедине с июльскими звездами, которые как гирлянды на елке, светились на ночном небосклоне.
Хорошо теплой ночью в деревне! Кажется , что невидимые тени от луны караулят тебя на каждом шагу, и от этой таинственной, как сказка, опасности, сладко замирает сердце.
Вспыхнула спичка, на миг осветив лицо прикуривавшего, и через полминуты огонек сигареты двинулся в мою сторону.
- Ты что, Надежда, еще не спишь? – послышался из лунных сумерек голос Володи и через мгновение он сидел со мной рядом на скамейке.
- Ты не продрогла? – спросил он меня, снимая с себя темный пиджак.- Можно, я за тобой поухаживаю?
И накинул мне свой пиджак на плечи. Причем маневр с пиджаком он проделал так ловко и артистично, что я и глазом моргнуть не успела, как он уже был на мне, и неожиданно от плотной ткани повеяло теплотой и уютом, как в морозный вечер на теплой русской печке.
О чем мы тогда мы тогда разговаривали с Володей, я честно признаюсь, уже не помню, ведь с той поры прошло больше сорока лет.
Я запомнила одно, Володя меня поцеловал. Первый раз в жизни.
Как сладок был этот поцелуй! Я даже не знаю с чем его сравнить? С весенним ландышем на лесной опушке. Или с тюльпанами, которые расцветают в необозримой степи, радуя глаза своей необъяснимой красотой. Мне стало страшно. Я вырвалась из Володиных нежных объятий и убежала домой.

4

Прошло восемь лет. Я собиралась выходить замуж за нашего местного парня Сергея Гаврилина, с которым год назад вместе возвращались из Оренбурга, и сидя в автобусе на одном сидении, пока ехали, больше часа вспоминали общих знакомых. Сергей признался, что после того как его призвали в армию, он домой почти не появлялся, так как он находясь на срочной службе, подал заявление в военное училище, после окончания которого попал на Дальний Восток.
- Ты женат? – не дослушав рассказ собеседника, спросила я его.
- Нет, - ответил он, пожирая меня влюбленными глазами.
А что было потом в течении двенадцати месяцев после моего знакомства в дороге, повествовать особой охоты нет, как тот брак, к сожалению, оказался неудачный. Как впрочем, и последующий.
Вернемся в деревню, в родительский дом. У меня самое важное событие в жизни – я выхожу замуж! Свое состояние мне сейчас трудно вспомнить. Волновалась, суетилась, даже чуточку всплакнула, потому что где – то подсознательно чувствовала; - Я прощаюсь со свободой!
Любила ли я Сергея? Твердо скажу одно: - Он мне нравился. Как – никак офицер, военный.
А чтобы любить до беспамятства. Нет, не любила.
Когда я перед зеркалом примеряла свадебное платье, вернулась мать с улицы и протянула мне конверт с почтовым штемпелем.
- Тебе, доченька, письмо откуда – то издалека, - сказала мама и отдала конверт в руки.
Когда я прочитала на конверте адрес и фамилию отправителя, мне неожиданно стало жарко.
Письмо было от Володи, и еще не читая его, я почему – то подумала про себя как про постороннего человека, что я безнадежно пропала и мне за совершенную ошибку никогда не будет в этой жизни прощения.
Когда я стала читать первые строчки, то почему – то стала злиться на Володю: - Почему ты не писал мне раньше? Почему?
Володя сообщал, что он недавно официально развелся с женой и если я разрешу ему ко мне приехать, то он готов мне сделать предложение.
- А где же ты все эти восемь лет был? Почему не разу о себе не дал знать?
Я скомкала письмо и швырнула его затопленную печку, этим самым казалось навсегда сжигая мосты в свое далекое прошлое.
Всю ночь перед свадьбой я не спала, все думала не о Сергее, с которым собиралась связать свою Судьбу, а о Володе.
- Как он будет жить в своей Пензе без меня? – спрашивала я себя , заливаясь слезами.

5

Я уже давным – давно бабушка, у меня двое внуков. Старший внук Юрий этой весной уже отметил совершеннолетие и его призвали на Северный флот, откуда он мне регулярно присылает эсэмэски к праздникам. Внучка Настя тоже большая, ходит в восьмой класс. И чуть не каждый день, возвращаясь после занятий из школы домой, забегает ко мне в гости и еще не переступив порог, спрашивает:
- Бабуленька, у тебя есть что – нибудь вкусненькое?
- Заходи моя родная, - говорю я Насте. – Сегодня я тебя буду угощать пирожками с капустой и грибами.
Внучка снимает школьный рюкзак и теплую куртку, моет руки и схватив вкусный пирожок со сковороды, устремляется к компьютеру, который у меня стоит в гостиной.
- Ты, баба, накрывай на стол, -говорит Настя, - а я пока почту посмотрю.
Солнце, как птица, начинает планировать над поймой Урала, чтобы через полтора часа превратиться в огромный костер. Октябрь на исходе. Косяки журавлей потянулись на юг. Скоро зима.

Рассказ записан со слов Надежды Орловой


Рецензии