Изучаем немое кино. Бастер Китон. Часть 1

Изучаем немое кино. Бастер Китон. Часть 1.

«Только самое невероятное, что случается в жизни с людьми, я полагаю, остаётся в человеческой памяти…». Бастер Китон.

И большая табличка. В рамочке. На весь экран. С данной фразой…


Здравствуйте!

Именно так начинается автобиографический фильм «Джеки Чан: Моя жизнь» (1998). И совсем неслучайно, этот добрый китайский малый, поместил в качестве предисловия слова другого выдающегося человека – одного из трёх гениев немого кино - Бастера Китона…

Джеки никогда не скрывал, что, помимо Брюс Ли и его кунг-фу, ещё два человека повлияли на его судьбу стать весёлым актёром-каскадёром: это Гарольд Ллойд и Бастер Китон (Чаплин, прости, ты вдохновлял других). Именно немое кино помогло ему придумать, разработать и закрепить столь сложный, но такой зрелищный жанр, как комедийный боевик, с его головокружительными трюками, погонями, умело поставленными драками с подручными средствами, которые только ни попадались под руку…

Впрочем, Джеки Чану сейчас уже 65 лет... Этот факт (про немое кино) давно всем известен. Но я посчитал, что не лишним будет напомнить об этом. Ведь истоки – есть истоки. И о том, как всё зарождалось – забывать, как-то, нехорошо…

Но будут ли эти истоки такими уж интересными сейчас настолько, чтобы мы, люди конца XX-го – начала XXI-го века, смогли оценить их, понять и воспринять, как обычное кино, когда там потёрта плёнка, слышится аккомпанемент обычного, однообразного пианино (фортепиано, иногда целого оркестра), люди не разговаривают, нужно всё время читать и переводить, да и выглядят герои не всегда забавно, весело, и симпатично?.. Будут ли? Это хороший вопрос…

Перелистывая недавно свой список готовых фильмов (их ровно 200), я обратил внимание, что только 2 немых картины мне показались достаточно сильными, чтобы о них говорить и пересматривать вечно. Это «Огни большого города» Чарли Чаплина и «Наконец в безопасности!» (1923) Гарольда Ллойда. Поглядев после них «Генерала» (1926) - работу нашего сегодняшнего героя статьи, я был разочарован и закрыл тему немого кино в списке. Мол, представлены два фильма, и ладно. Ставим «галочку» и идём дальше. Но, спустя 7 лет (2012-2019), осознав, что про немое кино нельзя, вот так вот просто забывать, как о ненужном багаже, я решил к нему вернуться и продолжить именно с Бастера Китона! Неспроста же Джеки был так им вдохновлён, что создал свои трюки, на основе тех, что показали нам Гарольд Ллойд и мистер Китон! Значит, вернёмся к истокам и посмотрим на всё это более зрелыми глазами. И оценим трёх главных гениев немого кино более подробно. Не по одному фильму с каждого, а по 20, к примеру…

А ещё лучше… Изучить каждого в отдельности, разделив фильмы на три категории:

1. Первые работы.
2. Короткометражные фильмы.
3. Полноформатное кино.

И начнём с Джозефа Фрэнка Китона (1895 – 1966, 70 лет жизни), известного в мире под творческим псевдонимом/сценическим именем Бастер Китон.

Ну, штудировать и переписывать всю «Википедию» я не буду, мол, тут главное подчеркнуть некоторые факты, и перейти непосредственно к фильмам…

Американец, из Канзаса (м-м-м! Знает Дороти с Тото). Мама – Майра, дочь одного из владельцев передвижного балаганчика. Играет на контрабасе, пианино, корнете, саксофоне (всё понятно). Отец – Джон Китон, партнёр Гарри Гудини (о! Какие переплетения судеб! Гарри Гудини! Это же тот великий фокусник-иллюзионист второй половины XIX-го – первой половины XX-го века! Кстати, именно Гудини дал Китону такое прозвище – Бастер («удалец», как переводит «Википедия»), видя в парнишке ловкость, склонность к трюкам, акробатике, а также отмечая его случайные, но удачные падения без серьёзных ушибов в младенчестве)… Всё! Картинка сложилась. Хм… В такой семье я бы тоже с детства играл на инструментах, плясал или красиво танцевал, ну и пел бы. Впрочем, у меня и так музыкально-литературная семья (отец – коллекционер виниловых пластинок: рок, блюз, джаз, эстрада, поп-музыка мира, ВИА, диско, детские сказки, мюзиклы, музыка из кино, мультфильмов, оперетты; мать – обладательница большой библиотеки книг), так что жаловаться не приходится…

Но к величию это не приводит. А почему? Потому, что не стремился (я, вообще, прилетел с далёкой планеты, а возможно, упал с Луны). А вот Джозеф Фрэнк Китон усердно шёл к своей цели. И в облаках не витал. Ну, и потому оказался в кино… Да и немудрено было не заметить парня, который внимательно слушал советы взрослых, толковых родителей, нравился публике, ну, и не показывал эмоций (держал их при себе, как настаивал отец). И в 1917-ом году, познакомился с кинематографом…

Его взял к себе в команду один весёлый, успешный и харизматичный актёр, режиссёр, сценарист-толстяк – Роско Арбакл. Мол, он увидел, как выступает Бастер и решил, что такой талант должен украсить его фильмы. Между прочим, именно толстяку приписывают одно из первых классических метаний тортами в лицо, хотя знают, что начал не он. Но запомнилось это благодаря хорошо поставленному трюку. И тут Роско нужно отдать должное. Толстяк неслучайно стал популярным в Америке. Бастер попал сразу к знаменитости. Повезло…

Вот тут мы и остановимся, сделаем паузу и посмотрим, э-э, хотя бы три работы, чтобы потом можно было серьёзно обсуждать его последующие, собственные фильмы (как короткометражные, так и полноформатные). Но прежде…

Толстяк? Помог оказаться в кино? Ничего не напоминает? Ну-ка… Когда там родился Джеки Чан? В 1954-ом году. А Бастер умер… в 1966-ом. Хм… Нет, не получается. Душа Китона не могла вселиться в Джеки. Не выходит перерождение. Значит, забавное совпадение. Ведь толстяк - это, конечно же, Саммо Хунг! Он привёл Джеки в большое кино каскадёром. А дальше тот пошёл своей дорогой. Забавно… Там – кунг-фу, комедия и трюки, здесь - немая комедия и трюки. Прослеживаются хорошие и чёткие параллели… Занятно… 

В 1917-ом году… Значит, Бастеру было… Так-с, он 1895-го… 21-22 года... Уже не подросток. Но ещё молодой человек… Интересно, как он начинал…   

Итак, сижу удобно на диване. Ноутбук - на кресле (напротив). Занавески задёрнуты (обожаю эффект кинотеатра). Наушники с длинным шнуром. Со мной, на диване: две пиалы (в одной - жаренные семечки, другая – пустая, чтобы кидать очистки). Газетка под ними, чтобы не мусорить там, где сплю. На ночном столике – стакан воды (чтобы не поперхнуться зёрнами). Мини пуфик – под ноги. Вроде бы, всё. Ах, да! Телефон. Положим его на диван. Готово! Ну-ка, что там за немое кино начала XX-го века? Сейчас всё узнаем!..

1. Первые работы.
2. Короткометражные фильмы.
3. Полноформатное кино.

1. Первые работы.

После просмотра…

• 1917 — «Помощник мясника» / “The Butcher Boy”.
• 1917 — «Его брачная ночь» / “His Wedding Night”.
• 1917 — «О, доктор!» / “Oh Doctor!”.
• 1917 — «Кони-Айленд» / “Coney Island”.
• 1918 — «Наш Дикий Запад» / “Out West”.
• 1918 — «Коридорный». / “The Bell Boy”.
• 1918 — «Спокойной ночи, сестричка!» / “Good Night, Nurse!”.
• 1918 — «Повар» / “The Cook”.
• 1919 — «За кулисами» / “Back Stage”.
• 1919 — «Деревенщина» / “The Hayseed”.

Ого! Думал, мол, чисто ради уважения к прошлому, гляну 3 первые работы, а втянулся и просмотр пришлось растягивать, аж на два дня (правда, уже без угощения. Ай, ничего. Не привыкать)! Да… Не ожидал от себя такого интереса…

Ну, и теперь есть, что сказать…

1. Все эти 10 работ – короткометражные фильмы (18-30 минут).
2. В каждом из них – главную роль играет толстяк Роско Арбакл. Он же режиссёр и сценарист (но не всегда). Его команда – дополнение. Среди самых главных помощников числились: его племянник Эл Сент-Джон и новый друг Бастер Китон.
3. Мистер Китон не показался мне пока что великим мастер кино. Но! Я увидел хорошего комедийного актёра и ловкого исполнителя трюков. Что есть, то есть. Правда, ещё не сумасшедших…
4. Несмотря на это, сами фильмы показались неплохими, но, к сожалению, примитивными. Эти чересчур частые падения, пинки, удары разными предметами (с разворотом вокруг своей оси), однообразие сцен, постоянное переодевание в женщин. Нет, это не кино на высший балл…
5. А вот сами женщины мне были интересны. Более того, здесь даже находились барышни, на которых хотелось глядеть. Чего, кстати, не ожидал от немых картин. Мол, думал грим, причёски помешают. Ан, нет. Всё дело в душевности, подаче, милой улыбке и внешности дам (она, во все времена, одинаковая. Главное, чтобы цепляла, трогала, брала за живое, заставляя переживать за героиню и искренне болеть за неё). Однако леди тут на второстепенных ролях…   

Что особенно понравилось?

1. Сюжеты. Так как перед нами начало XX-го века, то я понимал и не осуждал за простоту рассказов. А иногда даже удивлялся забавному повороту событий. Было интересно смотреть!
2. Не такая уж и потёртая плёнка была. Видно, что отреставрировали, пытаясь сохранить частичку прошлого. За это отдельное спасибо!
3. Музыкальное оформление не раздражало! Был очень удивлён сему факту, но это правда. Видать, сюжеты хорошо цепляли, что не обращал внимание на однообразный, монотонный стук по клавишам, или же на мелодии, которые современным киностудиям пришлось восстанавливать заново…
4. О! Очень важную вещь! Я никакой не озабоченный или извращенец, ха-ха! Это всё распутное телевидение современного мира нас такими сделало! В старых фильмах дамы одеты в длинные платья до пола, грудь, шея прикрыты, рукава: то короткие, то чуть длиннее. Шляпки, веер, зонтик, всё, как положено. Никакого намёка на похоть, соблазн, откровенную эротику! Вот! А вы говорите! Да я спокойно глядел, не свистел и уважительно к ним относился! Никто меня не провоцировал, и я ни о ком не мечтал! Думается, что, если эту моду вернуть и запретить всю «клубничку», журналы, снимать только целомудренные клипы, то за пять лет тихой жизни, нравственность в стране повысится. Ха-ха! Ах, я плут. Лишь бы оправдаться. А то. Музыкальные ролики сейчас снимают такие, что одиноким товарищам становится немного не по себе. Сами виноваты! В старом кино ничего этого нет! И это не закрытый Дубай, а обычная Америка. О времена, о нравы... Похихикали немного, теперь можем продолжить…
5. Атмосфера, быт, вещи и жизнь тех лет! Как опытный музейный журналист, прошедший ровно 150 достопримечательностей в 3-х странах (Латвии, Литве и Эстонии), я хотел бы сказать огромное спасибо немому кино!!! Мол, смог увидеть не просто вещи, дома, улицы начала XX-го века (что нередко наблюдал в музеях), я смог увидеть жизнь!!! Ну, и применение всех экспонатов на деле... Это было здорово!!!..

На что ещё обратил внимание…

1. Повторы. Их было много, и они напоминали некое топтание на месте. Мол, ещё пару раз - и зрителю будет не так интересно. Нужны новые ходы.
2. Во многих сериях присутствовала одна и та же собака. Полагаю, что она принадлежит толстяку.
3. С каждым новым фильмом, Бастеру выделяли всё больше экранного времени. Видно, что парнишка рос, менялся, ну, и это не могло не броситься в глаза. То один выходил, то вместе с толстяком, то с какой-нибудь дамой, а то и с главной командой Роско.
4. Сам Арбакл мне показался несколько простоват. Вроде бы, может «зажечь», симпатичный, весёлый, энергичный, но чего-то ему не хватало. Это чувствовалось. Бастер же – «тёмная лошадка» пока что. Мол, он выполняет всё, что ему говорят: плачет, изображая нежного, ранимого сыночка (брата или племянника), падает, кувыркается, играет серьёзного человека (доктора, хозяина магазина, предприятия), дерётся и так далее, но не видно предела. Ведь, повторюсь: с каждым новым фильмом – он только прибавляет.

Впрочем, судить толстяка ещё рано. Судя по всему, о нём тоже можно написать большую работу, но, так как его имя мне нигде не попадалось (только эти трое: Чаплин, Китон, Ллойд), то пока не стоит «заваривать» с Роско «кашу». Э-э, пока…

Были ли среди этих 10 фильмов те, которые стоило бы выделить особо? Нет. В каждом из них было и находчивое, и глупое, и приключенческое, и примитивное. Но великое, да такое, чтобы сказать, мол, вот отсюда взял Джеки трюк или шутку, не попадалось…

Кстати! Несмотря на последовательность картин и законный хронологический порядок, смотрел я выборочно, и только те, которые ещё можно нормально оценить (мол, нет засвеченной плёнки, чётко видно, что происходит, ну и так далее).

О! Чуть не забыл! Так как глядел я на Youtube (за что ему огромное спасибо), то были ленты, которые не надо было переводить самому. Что, конечно же, не могло меня не порадовать! Смотрел не отрываясь и без пауз (в английских версиях приходилось останавливать кадр и вспоминать горячо любимый язык Шекспира). 

Что ж. 10 лент - вполне достаточно для знакомства с первым пунктом.   

Какой же тут напрашивается вывод? Я чётко понял, что раннее творчество Китона - не тянет на золотой список. Ибо, ясно, что это не его творчество, а лишь участие, как актёра-каскадёра, советы опытному весельчаку, знакомство с кино и новая крепкая дружба (с чем его можно и поздравить). Головокружительными трюками – здесь ещё не пахнет. Кстати, как и у Джеки, в его первых фильмах (70-е)! Опять совпадение! Хм… Занятно… Что-то мне подсказывает, что это ещё не все схожести биографий этих двух абсолютно разных людей… 

Конец первой части.

Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.


Рецензии