Записки преподавателя немецкого. Часть 17
Как преподаватель немецкого в особо слабых группах, а именно в группах неграмотных, не умеющих читать и писать на родном языке, я использую все каналы обучения: учить язык нужно глазами (читать), ушами (слушать), артикуляционным аппаратом (говорить) и руками (писать). Лишь все эти пути в комплексе и приведут к цели.
В группах неграмотных обучающихся оказалось, что моторика (работа рук) играет особенно большую роль. И это не только написание букв, слов, а потом и предложений, но и игровые моменты: вырезание и раскрашивание букв, раскрашивание тематических картинок, вырезание пазлов и их складывание в слова и предложения. Вообще тактильный фактор оказался очень важным. Буквы и слова нужно не только слушать, читать и писать – к ним нужно обязательно ещё и прикасаться. Чем можно объяснить действенность тактильного фактора? Прикасание – это наивысшая степень приближения: это только тогда становится моим, если я могу к этому прикоснуться. Для людей, не владеющих абстрактными понятиями, живущими в конкретном, а не в виртуальном мире, прикосновение – доказательство овладения.
Ручная моторика не просто помогает в обучении немецкому (и любому другому) языку, но и развивает самого ученика. В моём сегодняшнем курсе, где большинство уже умеет читать и писать, мы до сих пор время от времени прерываемся на ручную моторику. Вырезаем мы уже реже, а вот рисовать стали чаще. И это не художественные картинки, а иллюстрации к грамматическим правилам – я называю такие упражнения грамматикой в картинках. При этом умения рисовать не требуется – нарисовать человечка с помощью пары чёрточек может каждый. Я каждый раз во время таких уроков рисования удивляюсь, как сосредоточенно работают мои ученики, как тихо становится в классе, какое благотворное влияние оказывает покой, возникающий в процессе такого урока. Рисование, раскрашивание, вырезание, наклеивание – одним словом, ручная моторика существенно тормозит темп обычного занятия немецким, что даёт возможность ученикам остановиться и в состоянии покоя переосмыслить материал.
Я долго не обращала внимания на статьи и разговоры о том. что в современных школах для детей должны исчезнуть доски, книги и тетрадки, и все должны перейти на гаджеты. Может быть, потому, что я и мои современники овладели в советской начальной школе искусством каллиграфии, а иностранные коллеги пишут как курицы лапой, мне совсем не улыбалась идея отказаться от писания ручкой в тетрадках. По дальнейшему размышлению я поняла, насколько вредна такая идея – отказаться от одного из каналов обучения чему бы то ни было – отказаться от ручной моторики. Четыре пути, ведущие к цели – эта формула годится для любого предмета обучения.Написание формул, уравнений, писание сочинений – всё это учит формулировать мысли и обобщать. Переход на клавиатуру - это отказ от тонкой моторики, что равносильно обрубанию одного из каналов обучения.
Если ручная моторика так важна в обучении, стоит задуматься о её роли в истории человечества. Все мы знаем, что человек тогда стал человеком, когда взял в руки орудие труда: камень или палку. Сама по себе ручная моторика произвела революцию: она сделала из представителя животного мира человека. Но палкой или камнем владеют и обезьяны, и другие животные могут ими пользоваться. И лишь тонкая моторика завершила начатое грубой моторикой. Когда из камня нужно было изготовить острый нож, выточить стрелу, из кости сделать иголку и сшить из шкур одежду.
Можно предположить, что не мозг руководит тонкой моторикой, а тонкая моторика заставляет мозг развиваться, создавать дополнительные участки, в дальнейшем берущие на себя устойчивое управление моторикой человека. Подобное развитие стимулирует дополнительный приток крови к мозгу, дополнительное кислородное питание, что ведёт к развитию мозга в целом, а также к поддержанию его в активном состоянии.
А теперь давайте посмотрим, какие группы населения в крупных городах живут дольше. Понятно, что представители профессий, в которых они должны были тяжело физически работать, не отличаются долголетием. Но не только из-за тяжёлого труда. Уборщицы, грузчики, некоторые представители строительных профессий живут в среднем меньше, чем бухгалтеры или учителя, потому что в их трудовой деятельности для тонкой моторики было мало места.
Лишь мозг, находящийся в состоянии постоянной активности, может жить долго и тем самым поддерживать в здоровом состоянии и тело.
Не в этом ли и одна из причин, почему женщины живут дольше мужчин? Ведь женщины в России взяли на себя основную тяжесть домашнего труда, а в нём очень много тонкой моторики: резать и чистить овощи, мясо, разделывать рыбу, лепить мучные изделия. А кто пришивает пуговицы, зашивает дырки, штопает, шьёт и вяжет? Да и глажка – это не всегда грубая моторика. Так что, товарищи мужчины, если хотите жить дольше, вставайте с диванов и вперёд – хотя бы для начала на кухню. Кстати, в Германии нет такого громадного разрыва между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин, потому что немецкие мужчины не делят домашний труд на мужской и женский: они и готовят, и убирают, и гладят не хуже женщин.
Таким образом, ручная моторика, которой уделяется так мало внимания в жизни человеческого сообщества, явно недооценена этим самым человеческим сообществом.
Хочешь помочь развитию своего ребёнка – удели достаточно внимания тонкой ручной моторике.
Хочешь быстро и эффективно овладеть какой-либо областью знания – не забывай о тонкой ручной моторике.
Хочешь жить дольше – побольше занимайся в зрелом возрасте тонкой ручной моторикой (да хотя бы каллиграфией). Очень помогает овладение письмом нерабочей рукой – левой для праворуких или правой для левшей.
Не превращайтесь в растения, не лежите на диванах (належитесь ещё), не деградируйте в человекообразных. И в этом вам поможет ручной труд.
Свидетельство о публикации №219120801632
Спасибо!
Андрей Колячко 04.02.2020 23:19 Заявить о нарушении