Личность, формирующий аппарат

14.   Личность.   Коментарий.  Если мы взглянем на прошедший день, то мы можем вспомнить, что в какой-то момент у нас были мысли, в какой-то момент нас захватили чувства, раздражение или какое-то желание, в какой-то момент ощущения, например, запах еды, вкус пищи или боль, какое-то время мы что-то делали, но мы, лишь помним, что это происходило и некоторые моменты или детали, большую часть дня мы не помним, обычно мы помним те  моменты, когда внимание одного из центров захватывается внешними событиями, то есть событие вызывает наш интерес, наш день проходит автоматически, без участия внимания, и даже если мы намеренно уделим внимание своим мыслям или чувствам, мы, на самом деле, будем просто наблюдать ассоциативный поток в нижних частях этих центров, так как мы не привыкли управлять своим вниманием, то есть тем, что попадает в его поле зрения...
Теперь, имея некоторое представление о механизмах восприятия человека, мы можем представить, как должно происходить восприятие реальности: очевидно, оно состоит из одновременного восприятия любого события всеми четырьмя центрами, и осознания, то есть отстранённого наблюдения этих восприятий,  в состоянии самовоспоминания, при этом, в каждом центре создаются свои записи относительно данного события,  а осознание формирует связи между центрами, такое восприятие является знанием об этом событии. То есть, человек помнит себя и одновременно осознаёт свои мысли, чувства и ощущения, и в соответствии с ними совершает те, или иные намеренные усилия в каждом из центров, и такой процесс восприятия и намеренных целенаправленных усилий будет процессом создания души. Усилия могут быть направлены на самовоспоминание, остановку воображения, на контроль и трансформацию эмоций, на осознание всего известного связанного с происходящим, на мышление с применением идей системы… Такие осознанные усилия, создают астральное тело. Так  происходит реальное восприятие, но что происходит с нами в нашем привычном мире: мы постоянно отождествлены и наше внимание, фиксируется на работе одного из центров, то есть если мы что-то внимательно делаем, то мы не ощущаем свое тело, не замечаем свое эмоциональное состояние, выражение лица, состояние мышц, и не можем в это время о чём-либо эффективно думать, или же наоборот, если мы задумались о чём-либо, то можем не замечать того, что происходит вокруг нас, не слышать того что нам говорят, не замечать тяжелую сумку в руках, и не осознавать какие чувства мы в этот момент испытываем. При этом, работой этого центра редко бывает реальное восприятие, это может быть и подмена  его  на воображение  в двигательном центре, и работа  искусственной части в эмоциональном центре, или автоматический ассоциативный поток в интеллектуальном центре. Чаще всего наше внимание оказывается в самых нижних, автоматически работающих частях центров, и гораздо реже в средних, где внимание захватывается внешними событиями, вызывая у нас интерес. В таком состоянии отождествления, обычно через подражание, происходит обучение, которое создаёт записи в центрах и связи между центрами под влиянием событий, автоматические реакции на события, создается некоторая прослойка ассоциаций, имеющая бесчисленные связи со всеми центрами и изолирующая их от внешних впечатлений. То есть, через события жизни -  воспитание, влияние среды, и влияние сущности-наследственности, внешними событиями в нас создаётся личность –  душа этого мира, которая нам не принадлежит, так как мы не совершали никаких усилий для её создания, которая является программой действий в различных ситуациях,  и которая берет на себя управление нашей жизнью. Её особенность состоит в том, что она имеет связи только с нижними автоматическими частями центров, потому что именно этими частями мы воспринимали впечатления и реагировали, когда она создавалась…
Работу личности можно сравнить с тем, как появляются определенные записи, если книгу открыть на заданной странице, или как происходят какие-то действия, если нажать определённую кнопку, правда, именно для нас, доступ к этим кнопкам закрыт, так как создание этой личности происходило из вне, наше участие было лишь пассивным…
Так же её работа похожа на работу секретарши, связывающей начальников-центры друг с другом и с внешним миром, правда эта секретарша плохо понимает язык своих начальников, да и общается она с начальниками, можно сказать через прислугу, в итоге начальники ни друг друга, ни  происходящее, не понимают, и выдают кто на что горазд…
Все внешние впечатления попадают на эту сеть ассоциаций,  создающую в соответствии с ними заученные реакции в соответствующих центрах.
 Наиболее мощные связи у этой прослойки с инстинктивным центром, чтобы обеспечить его доминирование в поведении, ведь её задача выживание, связи с другими центрами гораздо слабее, и необходимы лишь для того, что бы обеспечить некоторую имитацию работы этих центров. Часть этого устройства, прослойки-секретарши, отвечающая за интеллектуальную деятельность, называется форматорный ум,  являющийся, таким образом, искусственно созданным образованием, заменяющим нам интеллектуальный центр и имитирующим его работу. Для своего функционирования форматорный ум использует  низшую автоматически работающую часть интеллектуального центра, которая не нуждается во внимании и контроле,  внимание же наше полностью захватывается внешними событиями. Мы отождествлены с работой этого ума, и поэтому не замечаем её качество. Основной способ борьбы с ним - удержание внимания на своей мыслительной деятельности и остановка её автоматической работы… Поведение форматорного ума было описано сознательными людьми, чтобы мы могли обнаруживать у себя его работу, и прекращать ее,  переходя к другим способам мышления.
Признаки форматорного ума: отрицание, возражение, не рассматривание,  отгораживание, смещение точки зрения,  уход от темы, не ответ на вопрос, ответ на свое представление о вопросе, перевод разговора на ассоциативно связанную, но уводящую от того о чем говорят тему, шаблонные ответы, ответы лозунгами, записями, запомненными из различных источников, всегда рассматривает только два предмета, словно в этой сфере существуют только они, мышление крайностями, делая тем самым любую мысль абсурдной. Настоящий ум формулирует мысли, используя все известное ему знание о данном предмете,  форматорный же ум формирует высказывания используя готовые фразы и шаблоны мышления, отсюда и его название.
   Основные силы, под влиянием которых происходит формирование личности – секретарши, это секс, деньги, власть и наибольшее влияние в ней имеют инстинкты, хотя и сексуальный центр оказывает влияние примерно на 80 процентов наших проявлений,  и автоматическую работу этого, созданного в нас окружающим миром  устройства, мы считаем своей неповторимой индивидуальностью, но оно лишь использует различные виды маскировки, внешние особенности, за которыми прячется, и это устройство решает за нас, что мы будем думать, чувствовать, или делать в той или иной ситуации. 
  Есть интересная сцена в фильме Двухсотлетний человек, у роботов появляется чип характера, то есть то, что создаёт внешнюю псевдо индивидуальность, настоящая индивидуальность приходит с развитием сущности… Кроме локальных связей-реакций, в личности возникают определённые  более всеобъемлющие ассоциативные связи между центрами, то есть, например, чувство долга, патриотизм, желание справедливости, самолюбие, тщеславие, стремление к деньгам, власти, но всё это так же остаётся полностью механическим, так же механически в нас возникают  и все другие желания, иногда реальные, например желание есть, пить, иногда искусственные, как например желание быть знаменитым, то есть машина становится всё более сложной, человек полон противоречий, но так как ассоциации лишь сменяют друг друга, а мы с ними отождествлены, то мы не в состоянии увидеть эти противоречия…

     Формирующий аппарат.    Ле Приерэ, 29 января 1923 г.
      Я понял в результате многих бесед, что создается ложная идея, которая, касается одного из центров. И эта ложная идея становится источником многих трудностей.
      Речь идет о мыслительном центре и его связях с нашим формирующим аппаратом. Все импульсы, идущие от центров, передаются в формирующий аппарат, и все восприятия центров также выявляются через формирующий аппарат. И он не является каким-то центром, он является аппаратом. Он связан со всеми центрами. Центры, в свою очередь, связаны друг с другом, но путем особого соединения. Возможность коммуникации центров определяется некоторой степенью субъективности и уровнем силы ассоциации.
     Если мы возьмем серию вибраций, распределенных от десяти до десяти тысяч, то эта серия будет содержать многочисленные градации - сами включающие различные подразделы и определяющие силу ассоциаций, которой обладает каждый центр.
      Только ассоциации, возникающие в одном центре, с определенной силой вызывают соответствующие ассоциации в другом центре; и только тогда дается импульс соответствующим связям в этом другом центре. В формирующем аппарате связи с центрами являются более чувствительными, так как к нему идут все ассоциации.
      Любой местный импульс, всякая ассоциация, возникающая в центрах,
 вызывает ассоциации в формирующем аппарате. Что касается связи между центрами, то их чувствительность определяется некоторым уровнем субъективности. И только в случае, если импульс достаточно силен, соответствующее колесико может быть пущено в ход в другом центре. Это может произойти только под очень сильным импульсом особой скорости, темп которого вам уже задан.
      Рычаги функционирования центров одни и те же. Каждый из рычагов содержит большое количество малых рычагов, предусмотренных для отдельных видов работы. Таким образом, все центры имеют одинаковую структуру, но содержание их различно. Четыре центра состоят из одушевленной материи, а материя формирующего аппарата неодушевленна. Формирующий аппарат представляет собой просто машину, подобную пишущей машинке, которая передает каждый удар клавиши.
      Проиллюстрируем это с помощью аналогии. Представьте себе формирующий
 аппарат в виде бюро, где сидит секретарь-машинистка. Каждый приходящий документ поступает к ней, каждый посетитель обращается к ней. Она всем отвечает. Ответы, которые она дает, характеризуются фактом, что она сама является только служащей и ничем не ведает. Но она получила инструкции, у нее на полках книги, документы и словари. И если она обладает необходимыми элементами для того, чтобы найти соответствующие сведения, она отвечает согласно им; и если она их не имеет, то она не отвечает.
      В то же время заводом руководят четыре компаньона, находящиеся в четырех различных офисах. Эти компаньоны соединяются с внешним миром через секретаршу. У них есть телефонная связь. Если один из них звонит другому, чтобы передать какую-то информацию, то секретарша должна соединить их. Но у каждого из этих четырех директоров есть различный код. Допустим, что один из них адресует другому послание, которое должно быть передано с точностью. Полагая, что это послание закодировано, она не может передать его таким, каким оно есть, так как код связан с произвольным соглашением. У нее в бюро находятся различные клише, бланки, карточки, которые накапливаются в течение ряда лет. В зависимости от личности, с которой она находится в контакте, секретарша консультируется со справочным пособием, раскодирует послание и
 передает его.
       Если директора пожелают беседовать напрямую, то между ними нет средства коммуникации. Они связаны по телефону, но этот телефон функционирует только в хорошее время, в условиях тишины и спокойствия, что происходит редко. Так как этих условий зачастую нет, их связь осуществляется при помощи телефонного коммутатора, то есть через бюро секретарши. Но у каждого из них есть свой собственный код и опять же секретарша должна раскодировать и вновь закодировать их. Такое раскодирование зависит от служащей, у которой нет никакого интереса в этом деле, и она никоим образом не проявляет озабоченности. Как только заканчивается рабочий день, она уходит домой. Ее раскодирование зависит от уровня образования, который она получила. А этот уровень у секретарш неодинаковый. Одна может быть глупышкой, а другая действительно деловой Женщиной. И в самом деле, существует устоявшаяся рутина в бюро, и секретарша привыкает к этому. Если ей нужен какой-то код, она выбирает клише и использует го, которое наиболее подходит и всегда под рукой.
 
      Таково современное бюро, где работа секретарши в значительной степени облегчена. Она редко пользуется пишущей машинкой, так как в ее распоряжении имеются механические или полумеханические приспособления. Например, для каждого запроса сведений существуют готовые фишки, которые могут быть немедленно использованы.
      В данном случае, разумеется, нужно учитывать характерный тип почти всех секретарш. В основном это девушки с романтическими склонностями, проводящие свое время за чтением романов или занятые личной корреспонденцией.
      Секретарша обычно кокетлива. Она часто смотрит в зеркало, пудрится, занимается своими делами, так как начальство часто отсутствует. Нередко случается, что она нечетко воспринимает то, что ей сказано, и по рассеянности нажимает не на ту кнопку, которая выдает одно клише вместо другого. Ну и что из этого? Ведь начальство отсутствует!
      Директора, которые пользуются посредником для вступления в контакт друг с другом, делают то же самое, когда нужно войти в связь с посторонними людьми. Все, что входит и выходит, должно быть раскодировано и вновь закодировано. Именно секретарша раскодирует все коммуникации между директорами и вновь их кодирует, чтобы направить их по адресату. То же самое происходит по поступающей корреспонденции: если она предназначается одному из директоров, секретарша должна ему ее передать в соответствии с установленным кодом. Но она часто допускает ошибки, она передает то, что было неправильно закодировано и тот, кто это принимает, ничего не понимает.
 Такова приблизительно картина вещей, существующая в нас.
 
      Бюро - это наш формирующий аппарат, а секретарша --: это наше воспитание, со своими автоматическими концепциями, местными клише, теориями и мнениями, которые были у нас сформированы. Эта девушка не имеет ничего общего с центрами и также ничего с формирующим аппаратом. Но она там работает, и я вам объяснил, что она собой представляет. Воспитание не имеет ничего общего с центрами. Ребенка воспитывают следующим образом: "Если кто-то жмет тебе руку, ты должен вести себя таким же образом". Все это происходит чисто механически. "Если делают то-то, нужно это делать так-то". И раз установившись, вещи не изменяются. Взрослые ничем не отличаются. Если кто-то наступает на мозоль, они реагируют всегда одинаково. Взрослые как дети, а дети как взрослые: все они реагируют. Машина функционирует и будет функционировать так же через тысячу лет.
       Со временем на полках бюро накапливаются многочисленные карточки. Чем дольше живет человек, тем больше набирается карточек. Все одинаковые карточки размещаются в одном и том же книжном шкафу и когда наступает необходимость в получении сведений, секретарша ищет необходимую карточку. Для этого она должна вытащить их из шкафа, просмотреть их и разбирать до тех пор, пока не будет найдена соответствующая карточка. Все зависит от умения секретарши содержать картотеку в порядке. Одним секретаршам присуща методичность, у других она отсутствует, некоторые секретарши любят порядок,
 у других этого нет, одни будут складывать заявку на сведения в положенное место, другие же поступят иначе. Одни находят карточку мгновенно, другие же будут тратить на это много времени и могут тут же внести беспорядок. Наши мнимые мысли не являются ничем другим, как этими готовыми формулярами, извлеченными из шкафа, то, что мы называем мыслями, не является таковыми. У нас нет мыслей: мы имеем различные ярлыки - недомолвки, краткости, осведомленности - но ничего более, чем ярлыки. Эти ярлыки перемещаются с места на место. Заявки, идущие извне,- это то, что мы получаем в виде
 оттисков. Заявки идут не только извне, но и из различных внутренних источников. Все должно быть перекодировано.
 
     Этим хаосом является все то, что мы называем нашими мыслями и нашими ассоциациями. В то же время человек реально мыслит. Каждый центр мыслит. И когда эти мысли существуют и проникают в формирующий аппарат, и проникают только в форме импульсом и затем воссоздаются, но это воссоздание является механическим. И это происходит в лучшем случае, так как в общем в некоторых центрах нет никакого средства войти в связь с формирующим аппаратом. Из-за ошибочных связей информация не передается, или же она передается в искаженном виде. Но это не является доказательством отсутствия мысли. Во всех центрах продолжается - работа, существуют мысли и ассоциации, но эти ассоциации не достигают формирующего аппарата и, следовательно, ничем не проявляются. Мысли не могут также идти в обратном направлении, то есть не могут возвратиться от формирующего аппарата к центрам и, как следствие, не могут достигнуть центров, начиная извне. У каждого из нас есть центры:
 различие следует только из количества материала, которым они располагают. У одного человека его больше, у другого меньше; все им обладают, и только изменяется количество. Но у всех центры одинаковые. Человек при рождении подобен шкафу или пустому складу. И только затем в них начинает скапливаться материал. Машина у каждого функционирует одинаково: характерные черты центров идентичны, но отношение связи, которое существует между ними в соответствии с их природой и их жизненными условиями, более или менее чувствительны, элементарны или утонченны.
 
 Наиболее примитивной и наиболее доступной является связь между моторным центром и формирующим аппаратом. Эта связь является наиболее грубой, наиболее осязаемой, наиболее непосредственной, наиболее массивной и наилучшей. Это как огромная труба. (Я говорю о связи, а не о центре). Это связь, которая быстро формируется и стремительно наполняется. Второй связью является связь с сексуальным центром. Третьей связью является связь с эмоциональным центром. Четвертой связью является связь с мыслительным центром.
     Количество материала и качество функционирования этих связей соответствует указанной градации. Первая связь существует и функционирует у всех людей: ассоциации воспринимаются и проявляются в моторном центре. Вторая связь с сексуальным цетром существует у большинства людей, многие из них проживают жизнь только с этими двумя центрами. Все их восприятия и все их проявления берут там начало. Люди, у которых эмоциональный центр связан с формирующим аппаратом, находятся в меньшинстве. У них все эти проявления связаны с этим центром на всю жизнь. Но почти не существует людей, у которых функционирует связь с мыслительным центром.
       Если мы попытаемся рассмотреть проявления человека в жизни, исходя из их качества и причины, мы обнаружим следующие пропорции: пятьдесят процентов жизненных проявлений и восприятий принадлежат моторному центру, сорок процентов - сексуальному и десять процентов – эмоциональному центру. В ущерб чего мы, кажется, уделяем большое значение проявлениям эмоционального центра и даем громкие имена их притоку и оттоку. Мы превозносим их до небес.
 
      Мы рассмотрели лучший из случаев. Что касается нас, все гораздо хуже. И если мы будем рассматривать себя с точки зрения их реальной значимости, то мыслительный центр имеет качество 1, эмоциональный –  качество 2, сексуальный – качество 3 и моторный – качество 4. В лучшем случае мы обладаем минимум вторым качеством, в большей степени - третьим качеством и еще большей – четвертым качеством. Но в действительности более 3/4 наших жизненных проявлений и восприятий происходит безо всякой связи, полностью идущих через эту оплачиваемую секретаршу, которая оставляет после себя только машинку, когда уходит с работы. Я начал с одной вещи и закончил разговор другой. Вернемся к тому, что я хотел назвать формирующим аппаратом.

      Я не знаю, по какой причине те, кто присутствует на моих лекциях, называет этот аппарат центром. Для того, чтобы понять, что будет происходить в дальнейшем, необходимо хорошо уточнить, что это не центр. Хотя он располагается в мозге, он является простым органом. Каждый центр имеет свое очертание, независимое, специфическое существование. В соответствии с качеством материи, каждый из них может быть назван индивидуальной целостностью, душой.
     С точки зрения материальности и в соответствии с законом связывания, формирующий аппарат органичен. В центрах ассоциации влияния и даже существования являются психическими, в то время как все свойства, все качества и существование формирующего аппарата являются органическими.
 
     Тем, кто слышал о различных плотностях интеллекта, я могу сказать, что сексуальный и моторный центры имеют каждый соответствующую плотность интеллекта, в то время как формирующий аппарат этим не обладает. Действие этих центров, а также их реакция являются психическими, тогда как в формирующем аппарате они являются материальными. Как следствие, наши мнимые мысли являются материальными, если причина и эффект этих мыслей располагаются в формирующем аппарате. Каково бы ни было блестящее разнообразие нашей мысли, какой бы ярлык она не носила, какой бы вид она себе ни придавала, каким бы именем она не прикрывалась, ее значимость просто-напросто материальна. Что касается материального, к нему, например, отнесен хлеб, кофе, факт того, что кто-то наступил на мозоль, факт того, что кто-то посмотрел искоса или прямо перед собой, что кто-то почесал спину и тому подобное. Если бы материального, например, боли в мозолях, не существовало, то не было бы и мысли.


Рецензии