Сознательная жизнь, воля, выбор

15. “Сознательная” жизнь.  Коментарий.  Существует автоматическое функционирование нижних частей всех центров тела-машины, это, например, запись, запоминание  впечатлений, регистрирующий аппарат, или воображение, выражение негативных эмоций, или целиком вся работа инстинктивного центра. Особенность этих частей центров в том, что для работы им не требуется внимание или какое-либо управление, они самодостаточны.
Если мы, всё же, поместим своё внимание в эти механические части центров, то можем обнаружить существующий в них поток ассоциаций, реакций на внешние воздействия, то есть некоторые мысли и чувства, образы, каким-то образом связанные с происходящим, и являющиеся, по сути, воспроизведением того, что мы, когда-либо видели или слышали. В общем-то, это вполне нормальная работа этих частей центров, являющихся своеобразными каталогами и хранителями информации, но…
Однажды, каждый из нас настроился на эти автоматические потоки, например, подражая взрослым, и в дальнейшем, мы стали отождествлять себя с ними, тем самым фиксируя на их механической работе своё сознание, при этом, мы стали говорить, я думаю, я чувствую…и это самый настоящий ужас нашей жизни…
Как вы можете сами заметить, Мы не контролируем свои чувства, не направляем свои мысли, не делаем усилий удерживать свои мысли и разговор на заданной теме, то, что мы “думаем” и “чувствуем”, лишь ассоциативные автоматические потоки в нижних частях центров…
На самом деле, это немного упрощённая картина, ситуация гораздо хуже, так как впечатления попадают не непосредственно в центры, а через личность, которая заменяет их работу своим пониманием, то есть потоки ассоциаций, связаны не с реальностью, а с тем, как нас научили её воспринимать и как на что реагировать, вся наша такая “сложная и индивидуальная” внутренняя жизнь создаётся совершенно автоматически, нижними частями центров, без какого либо нашего внимания или усилий…
В этом состоянии нам не доступны другие чувства и мысли, так как мы отождествлены с работой механических частей центров, и ничего другого в нас само возникнуть не может, другие мысли мы можем создавать лишь своими усилиями, контролируя свое внимание, используя, таким образом, верхние части центров, но в нас нет ничего, что могло бы желать этого, или управлять нашим вниманием, и на практическом уровне наши чувства это лишь сантименты и негатив, а мысли лишь повторение где-то услышанного, что мы по непонятной причине стали считать правильным, например нам нравятся мысли что мы разумны, обладаем волей и сознанием, что мы строим светлое будущее, мы хорошие люди и всё что случается к лучшему… Из этой картины можно понять, что человек разумен, сознателен и способен испытывать высокие чувства лишь потенциально, как возможность, но возможность не обязана стать реальностью, эта возможность может быть реализована лишь в результате объединения многих слагаемых – интереса, знаний, помощи и усилий…
Уровню сознания, и отсутствию знаний, свойственным нашей привычной жизни, соответствует столь же автоматический, механический уровень бытия, лишённый всякого смысла и понимания, то есть привычные автоматические действия тела, являющиеся реакциями на внешние события, или возникающие ощущения, мысли и чувства, но они не связаны ни с реальными эмоциями, ни с настоящими мыслями, ни с пониманием, есть лишь привычки и ассоциативные потоки записей, и такие же автоматические реакции и действия, все наши сомнения, колебания, душевные переживания, выбор – это механические процессы в машине, поток ассоциаций вызванный событиями, наше решение – это результирующая желаний всевозможных я, и все с нами происходящее, зависит от того, какая личность была создана, как было запрограммировано тело-машина.
Мы отождествляем себя с этими автоматическими действиями и начинаем считать их намеренными и сознательными, ведь в этом, привычном нам состоянии, мы потеряны в происходящем, отождествлены с тем, на что направлено наше внимание, которым мы сами не управляем, им управляют обстоятельства, и мы просто движемся по течению, не осознавая реальных причин, наших чувств, мыслей, действий…
В каждый момент времени в механических частях центров внешними событиями возбуждаются группы ассоциаций, являющиеся определёнными записями и связями, которые представляют собой множество сменяющих друг друга  всевозможных я, и это механическое функционирование мы называем своей сознательной жизнью, но только потому, что мы не знаем, не понимаем, не осознаём того, что с нами происходит…
      Воля, выбор.    Привыкая к определённым автоматическим действиям, проявлениям и связанным с ними соответствующим автоматическим мыслям-асоциациям-записям-объяснениям, мы тем самым закрепляем своё бытиё, то есть, дополнительно фиксируем на этом уровне своё сознание. Это уровень, на котором всё происходящее не осознаётся, есть только отождествление с автоматическими потоками, которые создаёт личность, связывая нижние части центров, и такой человек всегда автоматически движется по линии наименьшего сопротивления, хотя и не всегда физического, то есть, он может быть плохим или хорошим, патриотом, борцом за справедливость, олигархом или учёным, и прикладывать для этого какие-то усилия, но это всего лишь разновидности машин... Одному человеку легче украсть, другому легче быть честным, одному нравится о ком-то заботиться, опекать, другому использовать, эксплуатировать, но всё это происходит механически, в этом нет, ни сознания, ни воли. 
Воля обычного человека, это лишь результирующая ассоциативно возникающих в нём желаний под влиянием внешних событий, и вы можете понять сами, могут ли мысли, желания, молитвы или воля такого человека, на что-либо влиять… 
Реальное Я разбито в нас на тысячи сиюминутных я, отдав им свою силу, и каждое такое маленькое я, теряет себя в отождествлении, таким образом, в нас, какие мы есть сейчас, есть только эти маленькие я, переключаемые внешними обстоятельствами и нет ничего, что могло бы проявить волю, воля начинается с возникновения рабочих я, с заместителя управляющего, лишь научившись подчиняться чужой воле, мы можем обрести свою, лишь приучив личность, которой мы являемся, подчиняться, мы сделаем её полезной нашему истинному Я… Вас могут попросить сделать, что-то не свойственное привычной жизни, запеть песню в метро, заходить в лифт задом, пройти по площади гусиным шагом, или помыть полы, находясь в гостях, то, к чему у вас нет интереса и мотива, и вы столкнётесь со своей волей и начнёте процесс её обретения…
    Мы можем принять какое-то решение и если обстоятельства будут благоприятствовать ему, возможно, мы сможем его исполнить, но если они не благоприятны,  то мы сделаем всё, что они нам прикажут, или же, мы можем принять решение, а когда наступит его время, то обнаружим себя за прямо противоположным занятием. Можем ли мы управлять своими эмоциями, это они управляют нами, а в нас, таких какие мы есть, их вызывают обстоятельства, мы машины, и не отдаём себе в этом отчёта, не знаем  природы и работы нашего механизма, но если мы изменим свою машину, то обстоятельства не смогут заставить нас выражать или испытывать негатив, то есть его причина внутри нас, нет ничего более бесполезного внешне и вредного для самого человека, чем негативные эмоции.
Жизнь по течению, в отождествлении с работой машины, со временем вырабатывает в нас леность ума и паралич воли, ведь мы не привыкли совершать никаких усилий, мы не наблюдаем и не направляем свою умственную деятельность, не пытаемся обуздать наши чувства, желания, воображение, только под давлением обстоятельств делаем то, что нам не нравится, и практически никогда не контролируем, не управляем своим вниманием, не осознаём своё тело, не управляем расслаблением не работающих мышц, именно поэтому нам трудно совершать намеренные действия, как в отношении любого центра, так и в отношении отождествления или осознавания.
- Вы сказали, что человек не имеет воли. Тогда как вы называете то, когда человек делает весьма реальное усилие преодолеть привычку или не делать то, что ему нравится делать?
- Это либо притяжение к чему-нибудь, либо отвращение. Либо человек боится чего-то или недоволен чем-то, и это создает отвращение, или кто-то сказал ему, что он может что-то получить, и это создает притяжение. Это не в нем, это в вещах. Вещи либо притягивают, либо отталкивают его, но он называет это своей волей.
-  Значит, вы рассматриваете эту волю как совершенно ничего не стоящую?
- Она — механична; она не имеет никакой ценности. Она может иметь объективную ценность в том смысле, что можно получить от нее нечто в материальном смысле. Но это не есть то усилие, о котором я говорю. Усилие начинается только тогда, когда есть усилие пробудиться.
У человека машины нет никакого выбора, его мышление, чувства и действия полностью механичны, как калейдоскоп, шарманка, программный механизм, вращаемый внешними обстоятельствами, в обычном человеке нет ничего, кроме механизмов, связей и записей, ремней и валов. Выбор появляется, если человек перестаёт отождествляться, начинает помнить себя, отделять себя от машины, от автоматически идущих в нём процессов, то есть от так называемых своих чувств и мыслей, только тогда он может взглянуть на вещи по-другому, рассмотреть разные стороны, применить идеи системы, то есть реальные знания, и в соответствии со своими целями, например - стать Человеком, сделать выбор.
Сознание и воля это проявления истинного Я, невозможно быть в сознании без акта воли, попытка помнить себя требует постоянного усилия, и любые намеренные усилия помогают помнить себя. Наша жизнь полностью механична, и мы присутствуем в ней ровно настолько, насколько пытаемся изменить  её механическое течение, своими целенаправленными усилиями. Мы должны всё делать иначе, осмысленно, с понимание, не так как привыкли. Наша воля сейчас может быть приложена только к нам самим, мы можем думать, отвечать иначе, реагировать, чувствовать иначе, иначе делать то, что касается непосредственно нас…
     Свободная воля есть функция подлинного Я, мастера. То, что обычно называют волей, это некоторая согласованность между желанием и не желанием. Например, ум хочет чего-то, а чувство не хочет; если ум окажется сильнее чувства, человек повинуется уму: в противоположном случае он будет повиноваться своим чувствам. Вот это и называется “свободной волей” обычного человека. Обычным человеком управляют то его ум, то чувство, то тело. Очень часто он повинуется приказаниям, исходящим из автоматического аппарата, в тысячу раз чаще его поведение управляется половым центром. Подлинная свободная воля может существовать, когда у человека есть хозяин, управляющий всей упряжкой. Обычный человек не имеет хозяина, его повозка постоянно меняет ездоков, и каждый из них называет себя “я”.
         Человеческая склонность думать, что вещи могут быть другими, нежели они есть в человеческих взаимоотношениях, — это одна из наиболее распространенных иллюзий. Мы думаем, что если бы только вели себя иначе, то такая и такая-то ситуация никогда бы не произошла. Если бы только наши мужья и жены вели себя по-другому, мы были бы намного счастливей. Если бы только наши дети вели себя иначе.. Если бы наши работодатели были иными... Если, вместо попытки изменить себя и других, мы поместили то же самое усилие в попытку понять, почему люди ведут себя именно так и почему они не могли бы действовать иным возможным образом, мы, вероятно, не изменили бы многое из того, что происходит. Мы могли бы, однако, изменить наш способ реагировать на то, что происходит.
Если мы не собираемся менять то, что происходит, то что во всём этом хорошего? Мы пойманы нашей верой, что если бы наша жизнь была иной — если бы у нас было больше, лучше, если бы у нас было что-то иное или кто-то другой, — мы были бы более счастливы. Хорошим здесь может быть усилие понять человеческие существа и почему мы ведем себя таким образом, это не поверхностное материальное благо. После долгих непрерывных наблюдений это усилие может произвести большее понимание. И когда мы понимаем, действительно понимаем, у нас появляется реальный стимул к изменениям, к освобождению от привычных отношений, и в конце концов мы можем начать любить.
Нет нужды приводить какие-либо аргументы во имя любви. Любой, когда-либо имевший хотя бы короткий проблеск, самое неполное переживание любви к другим, знает ее подлинную ценность. Это жемчужина великой ценности, царство небесное внутри, нирвана. Никакое слово, пытавшееся описать любовь, не подходило близко к описанию этого переживания, но Святой Павел сделал очень трогательную попытку в своем Первом послании к Коринфянам:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так/ что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам) тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
 


Рецензии