Конец великой империи...

8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) руководители РСФСР Б. Ельцин, Украины Л. Кравчук и Республики Беларусь С. Шушкевич подписали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», поставив таким образом точку в истории СССР.

В Беловежье, как известно, был денонсирован Союзный договор от 1922 года, который к тому времени уже не существовал в качестве самостоятельного юридического документа и в соответствии с кодифицированными Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года нормами международного права вообще не подлежал денонсации, поскольку договор был прежде всего документом учредительного, а не международного характера. К тому же этот договор полностью вошел как составная часть в Конституцию СССР 1924 года. А затем его основные положения практически полностью были воспроизведены в Конституциях СССР 1936 и 1977 годов.
Таким образом без предварительного изменения Конституции СССР ни один орган РСФСР и других союзных республик, а тем более должностное лицо не имели права подписывать какой-либо документ о прекращении действий Договора об образовании СССР.
В противном случае, действия произошедшие в Вискулях, должны были квалифицироваться антиконституционными со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

Далее Верховный Совет РСФСР не имел права ратифицировать Соглашение об образовании СНГ. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежало исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР. В общей сложности было нарушено более 30 статей действовавшей в то время Конституции РСФСР.

И основным фактором можно назвать неслыханное нарушение конституционных прав всех граждан СССР.
Право свободного выхода из Союза предусматривалось в конституциях за каждой из союзных республик, вошедших в Союз ССР, порядок которого был строго урегулирован Законом СССР от 3 апреля 1990 года.
Следует отметить, что 24 декабря 1990 года Съезд народных депутатов СССР принял три постанов­ления исключительной важности, о которых сейчас редко упоминается.

Первое постановление: о сохранении Союза ССР как обновленной Федерации равноправных суверенных республик.

Второе постановление: о сохранении названия государства — Союз Советских Социалистических Республик.

Третье постановление: о проведении референдума в Союзе Советских Социалистических Республик.

Такой референдум, как мы знаем, состоялся 17 марта 1991 года. Из 185,6 миллиона граждан СССР с правом голоса в нем участвовало 148,5 миллиона, или 80 процентов. Из них 113,5 миллионов, или 76,4 процента, проголосовали за сохранение Союза ССР.

В соответствии со статьей 29 закона о референдуме, его решение имело обязательную силу на всей территории страны и могло быть отменено или изменено только путем дру­гого референдума. Закон обязывал выполнять решение референдума все государственные органы, организации и всех без исключения должностных лиц, ибо оно являлось высшим и непосредственным выражением власти народа.

Поэтому подписанные Беловежские соглашения, объявившие, что Союз ССР как субъект международ­ного права и как геополитическая реальность прекращает свое существование, являются незаконными и противоречащими волеизъявлению народа.

В этих абсолютно ясных условиях веское слово обязан был сказать гарант Конституции СССР, президент СССР М. Горбачёв и все было бы легитимно. У него для этого были все законные основания.
Статья 127.3. Конституции СССР однозначно фиксировала, что президент СССР выступает гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР; принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях; вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР.

Ни одним из своих полномочий президент СССР М.Горбачёв в декабре 1991 года не воспользовался, фактически встав на одну доску с непосредственными ликвидаторами Советского Союза.


Рецензии