Ч. 2. Вологодская кружевница. 01

       Часть 1. Секрет винодела. http://proza.ru/2019/11/01/788

       Часть 2. Вологодская кружевница. Глава 1.      

       Конец августа выдался на удивление тёплым. В садах румянились яблоки, красными огоньками подмигивали кусты шиповника, а из сухой травы пробивались тугие стебли поздних цветов. На соломенной палитре бутоны раскрывались яркими красками: малиновыми, фиолетовыми и оранжевыми. Пряный аромат трав и цветов привлекал вездесущих насекомых. Они суетливо перелетали от бутона к цветку и жужжали нараспев под мелодичный перезвон, доносящийся из открытого окна с кружевными занавесками.

       Что это за новый музыкальный инструмент? Или это льдинки звенят, кружась в кувшине с квасом? Ночи уже холодные, но не настолько, чтобы к утру замерзала вода. И до весенней капели рановато. Скорее всего, в доме купца Александрова завтракают его красавицы-дочки. Они размешивают серебряными ложечками вкусное питьё в тонких фарфоровых чашках и смеются.

       Соблазнённый терпким ароматом лимонных хризантем в пузатой вазе в окно влетел огромный пушистый шмель. Он зарылся в узкие лепестки самого крупного цветка и притих, словно заслушался звонкими переливами.

       – Варенька, ты уже работаешь? И даже не позавтракала? – Вошедшая в комнату Даша посмотрела на круглый столик, где в глиняной миске лежал нетронутый ломоть пирога, а рядом - полная кружка молока. – Ты же обещала! – Сделав строгое лицо, молодая женщина обернулась к своей любимице.

       – Дашенька, милая, я только взяла в руки новые вересковые коклюшки*, и не смогла оторваться. Посмотри! – Варя раскрыла ладошки и показала с дюжину тонких деревянных палочек, от которых к большому валику тянулись белые льняные и серебряные нити.

       – Это те, что подарил весной Матвей Тимофеич?

       – Да! Я никак не решалась, привыкла к старым, можжевеловым. Послушай, Дашенька! – Замелькали коклюшки в изящных пальчиках, разлился по комнате весёлый перезвон, даже шмель в букете зашевелился и прожужжал в унисон свою песню.

       – Какая красота! – Даша наклонилась над сколком*, рассматривая затейливый рисунок. Серебряная вилюшка* кружит, как метелица, и заплетается в ажурные узоры: мифические птицы и невиданные цветы. Тончайшие решётки из белёного льна, украшенные насновками* в виде снежинок и ёлочек, надёжно охраняют сказочных птиц и не дают им взлететь и покинуть прекрасное кружИво*. – Варенька, это диво дивное! Неужели ты решилась на своё подвенечное платье? Ведь у сестёр уже всё готово!

       – Нет, что ты, – зарделась девушка. – Это подвенечное покрывало для Лукерьи, и с таким же узором сошью подубрусник*. Замыслила я, что к её тёмным волосам серебро более подойдёт, а Марфуше – сплету с золотой ниткой. Любо тебе?

       – Милая моя! Может, мне ещё раз за Василия выйти?! И ты сплетёшь мне такое же? – Девушки рассмеялись. Встревоженный шмель вылез из цветка, сердито покружился по комнате и вылетел в сад. – Ух, какой! Вот видишь, даже шмель недоволен, что ты до сих пор не позавтракала. Оставь свои коклюшки, покушай, и поедем кататься к реке! Вёдро нонче!

       – Даша! А...

       – А твои сёстры пол утра наводят красоту. Марфу причёсывают часа два, а Лукерья никак наряд не выберет, но обе давно позавтракали. Принесла тебе чудный пирог с яйцом и капустой, что Меланья испекла, и что я вижу? Он давно остыл. А ты детка, скоро станешь такой же тонкой, как твои коклюшки. – С этими словами Даша решительно отобрала у Вари вересковые палочки, закрепила их сбоку валика, и откатила резной деревянный стул, ножки которого покоились на небольших колёсиках, подальше от рукоделия. Придвинув домашнее средство передвижения к круглому столику, произнесла: – Бон аппетит, мадемуазель!

       Варя вздохнула, взяла пирог в руки, с надеждой протянула его Даше, но та фыркнула и отвернулась к окну, машинально поправив выбившуюся прядь каштановых волос. Когда её воспитанница выпила глоток молока и откусила кусочек пирога, Дарья, не оборачиваясь, прокомментировала:

       – Ты кушаешь, как мышонок, а тебе силы нужны. Я даже не могу заставить тебя сделать упражнения. Матвей Тимофеич мне голову снимет. – Помолчав, она с грустью продолжила, – как там мой Василий? Небось, нашёл себе мадам французскую и забыл про меня.

       Варенька даже поперхнулась. Запив молоком, и откашлявшись, каким-то уж совсем взрослым голосом ответила:

       – Дарья, как ты можешь! Василий любит тебя больше жизни. Ни письма, ни весточки, но ты же знаешь, что они далёко. Возвратятся, а вслед за ними и письма придут, так бывало не раз. – Когда Даша повернулась, Варенька подмигнула ей и хитро добавила: – А уж ежели пристанет какая-нибудь мамзель к твоему Василию, мой батюшка наведёт порядок. Ты же знаешь! Распугает этих мамзелей на все четыре ветра.

       Даша, наконец, улыбнулась. Она подошла к Вареньке сзади, расчесала её золотистые волосы перламутровым гребнем и ловко заплела косу с голубой лентой.

       – Скушай до последней крошки. Я пойду предупрежу Афанасия, чтобы запряг Грозу в телегу, заодно узнаю, поедут ли с нами твои сёстры.

       Минут через двадцать гнедая кобылка, управляемая веснушчатым Стёпкой, сыном конюха Афанасия, устремилась по набережной реки Вологды.

       Девушки сидели на телеге, свесив ножки в аккуратных лапоточках с вплетенной в лыко разноцветной тесьмой, и весело щебетали. Варенька в голубом сарафане с ромашками, надетом на белую рубаху с вышитыми синими цветами на рукавах, и Дарья в такой же рубахе, но в ярком оранжевом сарафане. Голову замужней женщины украшал бисерный подубрусник и цветастый платок.

       – Степан, спой нам что-нибудь! – крикнула вознице Дарья. Юноша обернулся, хмыкнул и затянул:

       «Что на славной реке Вологде
       Во Насоне* было городе,
       Где доселе, было, Грозный царь
       Основать хотел престольный град...»

       Сын конюха был ровесником Вареньки, они с детства дружили, бегали и плавали наперегонки, лазали по деревьям. Ныне он вырос в крепкого высокого парня, способного дать отпор любому вологодскому мужику. С ним спокойно отпускали девушек, тем более вся Вологда знала купца Александрова, и никто не посмел бы причинить вред его дочерям. Стёпкой же сына Афанасия называли лишь родные и подружка Варенька. Юношу это смущало, он хотел казаться взрослее и строже, но предательские веснушки не покидали его лицо и выдавали возраст.

       По берегам Вологды из засохшей травы выглядывали редкие цветочки, а листва деревьев и кустарников с каждым днём окрашивалась всё ярче. Дома вдоль набережной были бревенчатыми, добротными, украшенными деревянным узорочьем. Богатые дворы принадлежали духовенству, промышленникам и купцам, в том числе и иноземным. Помещики в основном селились в своих же поместьях, а ремесленники дальше от реки в небольших деревянных строениях.

       Дворы воеводы и дьяка, второго лица в городе, находились в надежно укрепленной крепости, по другую сторону реки. Там же размещались воеводская канцелярия – «изба съезжая дьячья», «казенная изба», где рассматривались дела по местному финансовому и податному управлению, а также «изба таможенная», где заседали таможенные головы с целовальниками, и «губная изба» с губными старостами, ведавшая уголовными делами. Государева казна (денежная и хлебная), опальные тюрьмы и тюремные избы для уголовных преступников также располагались в крепости, а двор палача в городе. Крепость охраняли стрельцы гарнизона, к которому принадлежали и воротники, отвечающие за крепостные ворота, и артиллеристы-пушкари.

       Сам Иван Грозный, мечтавший устроить в Вологде северную резиденцию опричнины, заложил сей Вологодский Кремль в 1565 году. Лет через пять масштабное строительство приостановили, но и спустя столетие крепость и Архиерейский Двор по-прежнему выглядели впечатляюще. За кремлёвскими стенами возвышался каменный Софийский собор, построенный также по приказу Ивана IV. Возводили его по образу Успенского собора Московского Кремля, правда, с нарушением церковного канона: алтарь храма обратили не к востоку, а к северу.

       Варенька с детства любила этот Собор, а когда четыре года назад известные иконописцы закончили его роспись уникальными фресками, уговорила батюшку отнести её посмотреть и помолиться. С тех пор, если Матвей Тимофеевич был в городе, хотя бы раз в две недели он вносил дочь в Собор на руках. В другое время по воскресеньям все, кто был в доме купца Александрова, молились в ажурной Церкви Иоанна Златоуста, у которой и остановил свою гнедую Степан.

       * Коклюшки – деревянные палочки, на которые, как на тонкие катушки, наматываются нитки для плетения кружев.
       * Сколок – контурный рисунок, по которому плетётся узор.
       * Вилюшка – плотная ажурная тесьма, выплетается непрерывно, создавая основной узор.
       * Насновки – плетеные звездочки, снежинки, ёлочки, украшающие и скрепляющие пространство между основными фигурами узора.
       * КружИво – с ударением на второй слог называли в старину кружевоплетение.
       * Подубрусник— женский головной убор в виде расшитой шапочки, надеваемой под «убрус», длинный плат или покрывало. Впервые его надевали после венчания и носили только замужние женщины.
       * Насон – ещё одно имя северного города. Существует три версии происхождения этого названия, две связаны с Иваном Грозном. Первая: в день святых Иасона и Сосипатра Иван IV заложил камень в основание Вологодского кремля. Иасона, одного из семидесяти апостолов, в просторечии называли «Насоном», поэтому и Вологду стали величать «Насон-городом».
       Вторая версия шутливая. Едет царь Иван Васильевич в Вологду. Рано утром подъезжает к городу и видит: все спят. «Ну, - думает, - ещё рано, отъеду пока что», - и отъезжает. Приезжает в полдень – опять застает весь город спящим. Опять поворачивает Грозный назад. Въезжает в третий раз, - это уже вечером, но опять та же история! Разгневался царь на Вологду: «Что за городишко несчастный! Когда ни приедешь, - всё на сон!». С тех пор и прозвище городу дано было «Насон».
       Третья - из Вологодской летописи XVII века:
«Заложен сей град месяца апреля в 28, на память святых апостолов Ассона и Сосипатра. Нецыи же глаголют, якобы и наречен бысть град во имя апостола Ассона».

       Вологодская кружевница. Глава 2. http://proza.ru/2019/12/23/1914


Рецензии
Света, добрый вечер!
Полюбовался на Вашу живопись словес. Здесь просто пиршество! Один шмель чего стоит!
И, конечно, поражает проработка материала. Достаточно обратить внимание на словарик ниже главы. Вы просто молодчина!
Одно место хочу уточнить. В предложении "Дома вдоль набережной были бревенчатыми, добротными, украшенными деревянным зодчеством" не лучше ли заменить слово "зодчество" на "узорочье"? Ведь домА и есть зодчество, т.е. архитектура. Но решать Вам, разумеется. С моей стороны это не критика, а выяснение сути. Автору всегда виднее.
Примите благодарность за Ваше богатое творчество. Оно не стилизация под старину, а попытка взглянуть на прошлое уже из 21 века. Это нелегко. Что и подкупает.
С уважением,

Виктор Кутковой   08.11.2023 21:53     Заявить о нарушении
Виктор, добрый вечер!
Благодарю Вас за добрый отклик и бесценный совет!
Заменила слово на "узорочье", так действительно лучше!

С искренним уважением и наилучшими пожеланиями,

Лана Сиена   09.11.2023 22:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.