Рецензия на Александр Железногоров Новенькая

 

   Александр, Ваш рассказ очень заинтересовал меня. Я училась в сложном классе. Одна треть детей была из приличных семей и при конфликтных ситуациях эти дети убегали в прямом смысле слова. Вторая треть была из неблагополучных семей, дети приходили в школу голодные, раздраженные, у одного мальчика даже не было зимнего пальто, это в Сибири, он приезжал на уроки в школьном костюмчике, учились эти дети плохо, получали отрицательные оценки. На кого-то нужно было сливать негатив, кого-то нужно было обижать. Мы с подругой относились к оставшейся трети, еще был мальчик, на которого мальчишки налетали всем классом. Классный руководитель делала вид, что ничего не замечает, хотя мы с подругой дрались смертным боем прямо на уроках. Я самая маленькая в классе, еще комсоргом была с седьмого класса практически до конца школы, кроме какого-то класса, еще вела учебный сектор и кружок "Учись учиться", единственная неславянской национальности в славянской как бы школе (И за это тоже попадало, учителя не реагировали на реплики. Пока сам по башке не настучишь, человек не заткнется). В общем, проблем и требований было много, помощников мало, учителя некоторые тоже как бы недолюбливали за разговоры на уроках, хотя училась хорошо, занимала на районных олимпиадах первые места, ездила на областные. Как пришлось учиться в седьмом и восьмом классе в среде двоечников. Повторяю, в классе были хорошие ученицы, но они при первых признаках опасности убегали. Мальчик отбивался как мог. А мы с подружкой приемов не знали, но не умели отступать. Дрались вдвоем против мальчишек. Я один раз дралась одна с ними, когда ее не было. И потом мальчишки же мне выговаривали: "У Ирки ногти, как бритвочки". У них лица и руки были в крови. Еще мы с подругой научились работать ногами. Когда хочешь победить, приходит реакция: пока он бежит по второму ряду, бежишь по первому и резким движением ноги отправляешь парту в него. Еще и учебником по башке. Хороший прием - за волосы и об парту или колено, но у мальчишек волосы короткие, так приходилось бить только девочек, которые ПЕРВЫЕ начинали. Мы первые с Танькой никогда не начинали, но уж если заелся, попадай под раздачу. И нам попадало, и им. Один - один. После восьмого двоечники ушли в "фазанку". Оставшихся объединили с параллельным классом, там был здоровый костяк, те пацаны поставили кого-надо на место, так что в девятом классе удалось подраться только два раза и то с девочками из другого класса. Ну, как подраться? Одну я за волосы побила об парту за оскорбление. Вторая, на голову меня выше, подошла заступаться за первую, ее за волосы нагнула, чтобы она руками не дотянулась, волейболистка, отпустила только, когда она и ее подружки попросили. Все. Больше ни у кого претензий не было. Аттестат - 4,75 балла (что приравнивалось к пяти баллам). Характеристика отрицательная. Образование высшее. Муж - переводчик со знанием двенадцати языков, поэт, член Союза писателей. В трудных классах закаляется характер. Главное - бить по цели в прямом или переносном смысле. Драться до сих пор люблю и иногда мечтаю об этом. Но после школы подходящих случаев не предоставлялось. На работе, наверно, нельзя. Вот если бы кто первый на меня двинул, тут бы я не виновата была. Иногда смотрю на какую-нибудь женщинку из коллектива и думаю: "О, эту бы я с удовольствием уработала", но нельзя, кругом камеры, и они первые не начинают. Можно без свидетелей, есть места без камер, но акустика хорошая, будет слышно. Когда иду по улице, всегда иду на шум, но ограничивается дело словами. Вот так и проходит жизнь без особого адреналина.

    В рассказе хорошо показана жизнь детей советского периода, полностью раскрыты характеры главных героев, нет фактических искажений советской действительности. Тогда в моде была двойная мораль: показуха и неумение или нежелание исправлять недостатки. На трибунах и по телевизору говорили одно, на деле было другое. Не в чести были принципиальные люди. Гласность существовала только на бумаге. Попробуй только скажи что-нибудь против каких-либо руководителей - жизнь с овчинку покажется, никуда не устроишься, позвонят - и будешь изгоем. Я один раз ездила на областную олимпиаду, потом встретила в школе инспектора из районо, которая нас отправляла, сказала ей такую фразу "Если бы нас готовили, показали бы лучшие результаты". Это услышала учительница английского, передала завучу и понеслось. Они исказили значение фразы и потом втроем: директор, завуч и кто-то еще прошли по всей школе с первого по десятый класс, заходили в каждый кабинет и говорили: "Ученица девятого "А" Николаева Ира сообщила инспекторам районо о том, что мы готовили вас к проверке". Я как раз по здоровью не была на уроках, на другой день прихожу в школу, началась травля, подходят ученики из разных классов:

  - Зачем ты это сделала?

  - Что именно?

    Прихожу на историю, Учительница:

  - Николаева, встала и вышла из класса.

  - Да что случилось?

  - Как не стыдно?

    Пока разобрались, что мои слова были об олимпиаде, на многих уроках учителя высказывались негативно, выгоняли с уроков. "Физичка" меня поразила таким высказыванием:

    - Говорила Николаева это или не говорила, не знаем, но она могла сказать, значит, сказала.

    - Альбина Васильевна, а где же логика и презумпция невиновности.

    - Ир, не высказывайся умными фразами, они тебя за это ненавидят, - говорили одноклассники, - сиди тихо и молчи.

    - Они будут всякие бредни выдумывать, а я молчать должна? Давайте демонстративно с уроков уйдем?

    - Вот это дело. Пойдемте в столовку.

    - Комсорг уводит полкласса с урока, - негодовали сплетницы-учителя.

      Когда все выяснилось, как было, тут уж травлю устроила я. Вставала на уроках, входила, выходила, на английском приносила пластинки в лингафонный кабинет и включала "Бони М" и "Аббу". В общем, моральный ущерб возместила. Учительница английского молчала и в аттестат поставила "пятерку", я поняла это как извинение. Директор всегда была толерантной, она тоже мне многое прощала потом, я при ней открывала ее стол, брала тетради, и она молчала. А вот завуч ненавидит до сих пор, хотя я ее после школы видела один раз, она взамен того придумала другой случай, якобы мы с Танькой (с которой вместе дрались) во время турслета уплыли на лодке в какую-то деревню, и они нас искали. Самое смешное, я весной того года сломала руку и на летний турслет не ездила, у меня справка была. Так что у меня алиби. Так в те годы завуч такого не говорила, а через двадцать семь лет после окончания школы, когда я ее пригласила на вечер встречи класса, эту историю выдала. Мы ей объясняем, что это были не мы, а она пургу метет и никого не слушает. Ее не зря вся их деревня сплетницей зовет. Вот такие были пироги.

                8.12.2019.


Рецензии
Боевая ты, Иришка, приятно почитать про твою боевую молодость.

Жилкин Олег   11.12.2019 15:51     Заявить о нарушении
На самом деле было круче. У нас вся деревня такая боевая. Нас в школу возили на бортовом грузовике. Когда водитель напивался, шли одиннадцать километров домой пешком. Останавливали попутные машины, смотрели в глаза шоферам, и с кем-то не ехали. Оставшиеся демонстративно запоминали номер. Ни разу не ошиблись. Всегда доезжали до дома нормально. Знали, какие разговоры вести в машинах. Это еще что. Те, кто старше нас, ездили из школы на товарных поездах. Зимой прыгали в сугробы. Чтобы не было страшно, прыгали спиной. В районном центре, городе Черемхово, была очень криминогенная обстановка в восьмидесятых годах, по три убийства в день, когда Андропов в тысяча девятьсот восемьдесят третьем году пришел к власти, нагнали в город сотрудников милиции из других городов, одетых в штатское, их называли андроповцами, они порядок навели, хотя бы убийства прекратились. Мы с подружкой Танькой в седьмом классе ездили в стоматологическую поликлинику в этот город, возвращались через железнодорожный вокзал, подходили криминальные личности, мы с ними разговаривали на блатном жаргоне, и они отваливали. Поэтому я сейчас иногда люблю на этом сленге поговорить с кем-нибудь, но все сразу куда-то деваются. С настоящими уголовниками я общаться не люблю. С ними лучше интеллигентно разговаривать, можно что-нибудь не то брякнуть, меня правда ни разу "за базар" не подтягивали, но лучше не рисковать. С ними лучше по-человечески, по-простому, нельзя выражаться нецензурно, нельзя угрожать, оскорблять. Но и страх показывать не надо. Очень доброжелательно. Выяснить, кто они по жизни, кого знают, по какой статье сидели. Можно выяснить общих знакомых, земляков. Не задираться, не обижать, не говорить, где работаешь. На вопросы о семье лучше назвать полный штат родственников. Если человек агрессивный, с ним бесполезно договариваться, скорей всего, он никто. Его поможет урезонить человек из его же среды, он поставит его на место. С тем, кто его поставит на место, и надо разговаривать. Тем, кто не общался с таким контингентом или с теми, кто общался с ними, лучше не связываться, а идти своей дорогой. Мне как-то сказали:

- Не ищи с ними знакомств. У тебя есть крыша? Нет? Так будет. Будешь им постоянно отстегивать.

Обычные люди должны общаться с обычными, и они даже не будут знать, что существует уголовный мир. В обычном мире проблемы решает милиция, и не надо ее ругать. В восьмидесятых-девяностых дискриминировали милицию и что получили? Уголовный беспредел. В наших интересах поддерживать престиж соответствующих органов, чтобы туда шли честные и смелые. Будем создавать антирекламу этой организации - туда пойдут отморозки и бесчестные люди. А такие люди могут дел натворить.

Да, в юности мы шли рядом с криминалом, но, слава богу, не пересекались.



Иринга Тулуханова   12.12.2019 04:44   Заявить о нарушении
Да уж, правда жизни. Богатый тебя материал, есть свой почерк, надо писать. Возьмись тоже за крупный формат.

Жилкин Олег   12.12.2019 18:54   Заявить о нарушении
Думала над этим, но трудолюбия не хватает, да и таланта Бог, как Льву Толстому, не дал.

Иринга Тулуханова   13.12.2019 04:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.