На реках Вавилонских

             
    586-й  год  до рождества Христова -  роковая  дата для  еврейского народа.  Вавилонский  царь Навуходоносор   разрушил храм Соломона  и  пленил   всех израильтян.  В  память о  трагедии  поется библейских псалом  «На реках Вавилонских»: «На реках  Вавилонских   сидели мы и плакали,  вспоминая  о Сионе.  На вербах посреди его  повесили мы наши арфы. Там пленившие нас  требовали от нас  слов песней…  Как  нам петь песнь Господню  на  земле  чужой?». Есть в  псалме поразительная  строка:
«Блажен, кто  возьмет и разобьет младенцев своих о камень!»
    Чудовищную  фразу частенько трактуют иносказательно.  Дескать, «разбить младенцев»  -   разбить  свои грехи о твердый  камень веры… Увы, Ветхий  завет переполнен    сценами насилия, жестокости,  живодерства.  Главным  насильником предстает Господь:  слыханное ли дело, за  прогрешения он  утопил все население  земли  вместе с  животными!  Иудеи брали пример   с небесного патрона. При освящении   храма  в  Иерусалиме    было зарезано  22  тысячи быков  и 120  тысяч голов овец. С  этой  гекатомбой  может сравниться разве что  недавнее  уничтожение зараженной  ящуром скотины  в  Англии:  боевые подразделения из пулеметов  расстреливали   тысячные стада,  а   потом бульдозерами заравнивали   огромные  рвы…  Помнится, Иосиф  Бродский,  сам  еврей,  по поводу  ветхозаветного Бога  сказал:  идея  зла, идея  насилия…
И мне припомнился  эпизод из Библии,  когда  очередной победитель   сжег  своих  пленников  в   печи для отжига  извести… А пресловутые  «египетские казни»?  Ну,  пусть фараон повел себя  нехорошо. Пострадали  же простые  египтяне, на которых   иудейских  бог напустил моровые язвы,  тучи саранчи,  клубки змей и прочие напасти. Сохранились в  Библии следы человеческих жертвоприношений.  Авраам едва не  зарезал на жертвенном камне  своего  единственного сына  Исаака… Исаак  сам нес на спине  дрова для костра. Иисус же  нес  крест,  на котором  его распяли…
    Хорошо бы написать исследование о вселенском  зле, столь живописно отраженном в  Ветхом завете.  В сущности, почему  у  христиан  эта книга священна? Только потому, что там содержатся  пророчества о рождении Мессии, а в Новом завете – масса  ссылок   на книги пророков. Традиция  освятила, в сущности,  жестокую книгу, которую следовало назвать «Книгой Зла»…
Никак не  уходит из сознания фраза: «головой о камень»… В  древние времена  это было обычным делом.  Однажды я  участвовал в  раскопках на Мангуп-кале. Достался  мне участок в  квадратный  метр  на углу   разрушенной церкви Пресвятой  Богородицы. И выкопал  я  пергаментно-тонкие   остатки   черепа младенца  и почти птичьи его ребрышки…   И  живо представилось мне,  как   турки штурмом  взяли  столицу готского княжества  Феодоро,   как  женщины и дети с плачем заперлись в  церкви,  как янычары  выбили дубовую  дверь и с  холодной  яростью волков  кинулись  крушить и резать…  Тут и смерть пришла  нашему  младенцу;  мать в  безумии цеплялась за  пелены,   а  янычар со смехом выхватил   ребенка, перехватил за ножку и   шмякнул головкой  об угол… Несчастная  мать без  чувств  упала   на крыльцо,   янычар за волосы потащил ее в кусты…
  В  сущности,  человечество до сих пор  стонет на реках  вавилонских.  Слава Богу,  детей об углы  уже не  бьют. Зато жгут напалмом и  травят  в  утробе…


Рецензии
Добрый день, Геннадий Александрович!
Ваши размышления очень созвучны с моими представлениями о Старозаветной части Библии, как "Книге Зла".
Если рассматривать иудейскую и христианскую религиозность в контексте, соответственно, Старого и Нового Завета, то ветхозаветный Бог, с его беспрецедентным геноцидом - это Зло и Тьма, а Новозаветный три-ипостасный Бог - Добро и Любовь. Но, согласно законам, как материального, так и духовного мира, жизнь человека - суть поиск баланса между светом и тьмой, добром и злом. В Ветхом Завете содержаться ярчайшие лучи Добра и Света (притчи Соломовы, Экклесиаст...) а в Новозаветных Книгах - картины Тьмы (умертвление младенцев; распятие Христа). Так, что "и в тьме есть свет и в свете тьма", а человек всю свою жизнь в поиске выбора оптимального баланса, в поиске "золотого сечения":
то "раба из себя выдавливает по капле", то господина или кумира себе ищет, то мамоне служит.
Вы абсолютно правы, когда пишите: "В сущности, человечество до сих пор стонет на реках вавилонских".
С искренним уважением и благодарностью,



Георгий Качаев   08.12.2019 13:34     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Георгий! О зле и его исторических формах можно рассуждать вечно, - наверное, потому, что зло извечно... Будем верить, что его концентрация и масштабы снизятся в наступающем году! Дай вам Бог счастья и здоровья на долгие годы вперед! Ваш Геннадий

Шалюгин Геннадий   20.12.2019 07:33   Заявить о нарушении
«Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев своих о камень!»
Не рожать не могут, но и оставлять младенцев на такие муки...????
Простите Георгий и Геннадий мою тупость
С Уважением к вам

Виктор Мотовилов   18.01.2020 22:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.