Церковь и политика

Когда-то в прошлом я полагал, что церковь и политика - это две разные вещи. Мне было тогда 20 лет, не было никакого опыта в диалогах, не было никакой литературы и, конечно же, интэрнета. Мобильные телефоны в нашем городке появились в 2004-м году, а до этого и обычный телефон был не у каждого.

.......

Как мне на тот момент представлялось, человек, верящий во Христа, должен быть сосредоточен на своём внутреннем мире и думать о том, как лучше подготовиться ко Причастию и углублённо изучать Священное Писание. Если же он будет интересоваться политикой, то более важные стороны бытия останутся в небрежении.

.........

Сейчас, конечно же, я так не думаю. И есть много примеров из истории, когда политические заявления не мешали христианину быть христианином. Самый яркий пример - это Иоанн Креститель. Пророк, как мы знаем, сделал политическое заявление о том, что царь Ирод не имеет права жить с Иродиадой, за что он был арестован, а затем обезглавлен. И таких примеров - множество, если будет нужно, то мы их приведём.

........

Интересно также и то, что в Византийской империи этот вопрос нашёл развитие ввиде термина ''симфония''. Симфония - это слаженность церкви и государства, когда церковь не отстранена от политики, а участвует в ней, при этом не создавая конфронтацию с государством. Вы спросите: как это возможно? А возможно это лишь в том случае, если само государство руководствуется христианскими принципами и не даёт повода выступить против него.

.......

Как вы, наверное, понимаете, в современной России не может быть речи ни о какой симфонии государства и церкви. Здесь возможно лишь два варианта: либо конфронтация, либо подчинение церкви государству. В настоящее время никакой конфронтации нет, поэтому, можно сказать, что церковь чуть более чем полностью подчинена государству.

.........

Если вспомнить революцию 1917-го года, то в том же году был выбран патриарх Тихон. Сейчас он причислен к лику святых, что мне кажется подозрительным. Попав в заключение, Тихон вынужден был признать советскую власть, и тогда его выпустили. Когда Тихон умирал, у него были припадки, беспамятство и бред. Много лет спустя патриарх Тихон был причислен к лику святых, и, как полагается, в честь него был построен деревянный храм. Но вскоре в этом храме случился пожар, и внутри храм обгорел, хотя стены остались неповреждёнными. Было ли это случайностью, или же пожар о чём-то говорит, сказать сложно. Но можно точно говорить, что в советских газетах того времени было напечатано заявление патриарха о том, что советская власть является истинно-народной. Люди, которые состоят в КПРФ, конечно же, с этим согласятся, но я лично не могу согласиться с таким утверждением. Сторонники революции утверждают, что жертвы были не напрасны, но другая, большая часть людей, считает, что все эти жертвы не принесли никакой пользы, и что это по определению невозможно. Есть даже такие, кто утверждает, что события в России 1917-го и последующих годов заставили капиталистов по всему миру резко уменьшить эксплуатацию народа.

*********

Если сравнить житиё патриарха Тихона с житиём Иоанна Крестителя, то Иоанн резко выигрывает: ведь он мог забрать свои слова назад, сказать, что "я впредь не буду лезти в политику", и тогда бы Иоанн вернулся в пустыню и продолжил бы крестить людей. Или даже он вошёл бы в число апостолов Христа. Но как-то так получается, что Иоанн Креститель предпочёл смерть, чем отречение от своих политических заявлений. Пророк не только участвовал в политике, но и готов был за это умереть. А в наших храмах, что мы видим, ни один священник не делает никаких политических заявлений. Ведь можно же было коротко обрисовать обстановку в стране и осудить правление. Но этого нет, всё духовенство занято лишь духовными вопросами, а не политическими. Или, к примеру, Иоанн Златоуст. Произнося речь, он осудил византийскую царицу за то, что та организовывала языческие игрища. Казалось бы, зачем ему это было нужно? Ведь можно было вполне обтекаемыми фразами объяснить народу что правильно и что неправильно. А зачем было называть конкретные имена? Можно было сказать, что язычники грешат и развлекаются, не упоминая имён. Почему Иоанн Златоуст пошёл по тому же пути, что и Иоанн Креститель? Зачем ему надо было это? И что было потом? - Потом царица отправила Иоанна в далёкую ссылку, дав напутствие: "если он там умрёт, будет лучше". Иоанн был уже старик, и долгие пешие перегоны под конвоем привели к тому, что он умер от истощения. Это примерно то же, что заставить старика бегать по стадиону, до тех пор, пока он не помрёт. И слуги, исполнявшие приказ царицы, очень старались, чтобы этот старик умер, они подгоняли его, не давали отдохнуть. И таких людей, способных убить святого, среди нас очень много. Разница лишь в том, что все эти люди, живущие вокруг нас, ещё не попали в такую ситуацию, когда бы им было поручено преследовать церковь. И поэтому они мирно живут, и вероятно, что ты, читатель, имеешь таких людей в числе своих друзей, и считаешь их вполне приличными гражданами. Я думаю, мы были бы удивлены, если бы какой-то ангел пришёл на Землю, и заявил, что 90% от числа всех людей будет в аду. Я бы хотел надеяться, что это не 90%, а значительно меньше. Если мы работаем в какой-то бригаде, где 10 человек, то, вероятно, что 9 из них пойдут в ад. Но, глядя со стороны, этого не сказать, как-то не верится, что эти люди не заслужили вечную жизнь. И, тем не менее, часто оказывается, что люди, кажущиеся хорошими и приличными, на самом деле не состоялись, и это очень прискорбно. На этой ноте можно и закончить.

******


08.12.19


Рецензии