День шестой. Кизиловое, Байдарский перевал

"Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню". Помните? У нас тоже есть традиция Каждый год за неделю до отъезда мы с ребятами ходим из Орлиного на Байдарский перевал. Пешком. 3,5 км вверх по серпантину и столько же вниз.  Но в этом году я сама без ребят, поэтому традиция претерпела некоторые изменения. 
Родственники предложили съездить в дачный поселок Кизиловое искупаться в озере.  Из Орлиного можно  и пешком сходить. Для туриста три километра- не расстояние. Озеро в дачном поселке знатное. Чистое, как слеза ребенка. Сюда даже запрещают заезжать на автомобилях. Окрестности озера мне напоминают мангровые заросли.
Местные дачники из Кизилового показали мне тропу, которая начинается в аккурат у озера. Клятвенно заверили меня, что через полчаса максимум я выйду на Байдарский перевал.  Я не могла упустить такой возможности.  Извилистая  лесная дорога, кроны деревьев, прячущие ее  в тень, полумрак от густой  листвы,  запахи, которые могут быть только в Байдарах. Наверное, так пахнет счастье. Дорога была достаточно широкая, вдоль нее проходит нитка интернет - связи . Заблудиться при таком ориентире просто невозможно. 
Пройдя, наверное, половину пути, я вспомнила, что не взяла с собой в дорогу воду. Москвы хоть за мной не было, но и отступать все-равно было некуда.  Внизу шло русло пересохшего ручья, но по мере моего продвижения вверх, почва заметно становилась влажной, а затем я наткнулась на исток. Мне о нем тоже поведали местные, назвав его Дедов ручей. Бинго! Теперь от жажды я не умру. С новыми силами и уже без мысли вернуться, я уверенно, но медленно взбиралась по крутому склону. Внезапно я наткнулась на подстанцию, а за нею - в нескольких шагах сувенирные палатки. Все, я на месте.
Цель моего путешествия - Байдарский перевал и знаменитые Байдарские ворота. Кроме меня побывал тут и Император Николай I.  Байдарские ворота представляются как парадный вход на ЮБК. Но в 19 веке эта арка выполняла совсем другие типичные для ворот функции: пропускали или не пропускали путников. В преддверии ночи или в непогоду – времена очень опасные для проезда по горной местности – ворота закрывались. Сейчас проход свободен. Если загадать желание, став посредине ворот, оно обязательно сбудется. Сверху ворот находится смотровая площадка и ресторан "Шалаш".
Здесь  можно и нужно подкрепиться после долгого пути. В ресторане подают обалденные и неприлично вкусные чебуреки. Тонкое раскаченное слоёное тесто, прожаренное в тандыре до золотистого цвета. Внутри сочная баранина. Что может быть вкуснее? Только макух в голодный год. Ресторанная лестница ведёт не только в царство вкусной и полезной татарской кухни, но и на смотровую площадку, с которой открывается умопомрачительный вид на море, Форос, массив Челеби и девятое чудо Крыма - церковь Святого Воскресения.


Рецензии