Кирпич. Научная фантастика

Проснулась я оттого, что четырехлетняя Мишка запрыгнула ко мне в кровать и со словами:

– Вставай, будем валяться! – начала теребить меня за нос и уши, требуя общения.

Мишка, как котёнок – маленькая, худенькая, вертлявая, её так и хочется потискать, а поскольку у меня нет здесь определённого занятия, кроме ежедневных хозяйственных хлопот, я с удовольствием развлекаю девчонку. Как и любой ребенок, Мишка предпочитает вопросы, ответы на которые я не знаю. «Кто ты?», «А что ты здесь делаешь?», «А что это у тебя?» – показывая на единственную мою собственную вещь – чёрно-белую фотографию на тумбочке возле кровати.

А я не знаю, кто я, и тем более, что я здесь делаю, а на фотографии – да, я. Сижу в красивом летнем платье на цветочном поле, вся в цветах и улыбаюсь фотографу, глядя ему в глаза и как будто отражаясь в них. Это счастье… Но почему фотография чёрно-белая, когда все снимают сейчас на мобильник, а снята я явно не в детстве, а совсем недавно, вот даже причёска такая же. Где это поле с чудесными цветами, и кто тот самый фотограф, которому я улыбаюсь, забыв про всё на свете – мне неизвестно.

* * *

А я действительно забыла всё на свете, то есть совсем ничего о себе не знаю. Просто однажды я проснулась в деревенском доме, рядом стояла та самая фотография, посреди комнаты крутилась маленькая девочка в смешной васильковой юбке, сшитой на скорую руку какой-то неизвестной мне портнихой. В комнату вошёл парень, чуть старше меня, улыбнулся мне и протянул потертые джинсы и футболку со словами:

– Добро пожаловать в нашу общину! Здесь ты будешь в безопасности. Меня зовут Элен – я проводник. Скоро я тебя познакомлю с остальными членами общины. Например, вот, – он взял на руки девчушку в смешной юбке, – это Мишка – младшая сестра нашего вычислителя Юлика.

Какой вычислитель? Девочка по имени Мишка? Проводник куда? Ну то, что имя у него женское, уже не так смущает в свете последних событий. Что ещё за таинственная община физиков-теоретиков? Тааак, и вообще что я здесь делаю???

Я встряхнулась мысленно и начала настойчиво задавать вопросы один за другим:

– А что собственно мне угрожает? И как я вообще здесь оказалась? Что дальше делать будем?

– ЗДЕСЬ, – он выделил это слово – тебе ничего не угрожает. Пока мы делаем свое дело, в мире никому ничего глобального не угрожает – улыбнулся он. Ты все скоро поймешь сама.

И вот я живу тут уже почти неделю, не задавая вопросов и пытаясь всё понять сама, следуя напутствию проводника Элена. Но пока что получила ответы только на часть интересующих меня вопросов, и то только на маленькую и очень незначительную часть… Хотя бы поняла, какие цели и задачи объединяют всех в нашей общине, кто тут есть кто, какие у каждого персональные функции.

Община наша объединяет спасителей планеты от роковых случайностей. Порой самая маленькая, незначительная деталь может привести к невероятной катастрофе и как следствие – к гибели всего человечества. И задача наших – предотвратить такие случайности, ну и тем самым спасти человечество от неминуемой и страшной погибели.

Мишка, действительно, – сестрёнка вычислителя Юлика, целыми днями этот самый Юлик сидит возле больших мониторов, просматривая сложные графики и вбивая в программы какие-то непонятные мне формулы – вычисляет эти маленькие и пока никому не очевидные роковые случайности: координаты, где они произойдут, время до секунды, и скорее всего что-то ещё… Очень умный, молчаливый (в отличие от неугомонной Мишки), целиком и полностью поглощённый своим делом. Я его только и вижу либо у его устройств, либо за ужином. Думаю, что даже если я его попрошу объяснить мне суть дела, и он мне (о чудо!) ответит, я ничего не пойму… Но судя по всему, никакого интереса для Юлика я не представляю…

Ликвидатор Ян. Одно только название его функционала заставляет останавливаться кровь во всех капиллярах, а поту выступать над верхней губой. Но характер у Яна ничего так: он улыбчивый, общительный. Всегда спрашивает, как я себя чувствую и чем собираюсь заниматься (чувствуя я себя всегда обычно, а занятий у меня нет – смысл спрашивать?). Хотя, может это и маскировка – мол, смотрите, какой я добродушный и весёленький, пойдёмте со мною ликвидироваться! Вот в случае с Яном я даже рада, что ничего о его работе не знаю, знать не хочу, вопросов не задаю, и особенно стараюсь с ним наедине не оставаться. Но, честно говоря, за ту неделю, что я тут живу, ни разу он никуда не отлучался (чтобы кого-то ликвидировать в том числе), и ни разу я не слышала даже обрывка разговора, из которого было бы ясно, что Ян сделал своё дело. Оно и к лучшему.

Проводник Элен (для своих Ленчик) – хотя, я смотрю, тут такие имена – обычное дело – уходит куда-то рано утром и возвращается поздно вечером. Вот с ним я люблю поболтать, он так вкусно рассказывает! Как ходил из нашей деревни в заповедник, возвращался через село, принёс петуха (часть которого мне завтра предстоит сварить, а часть пожарить), какие там сейчас лужи после дождя, где у него застряла галоша, и как палкой он её из трясины выковыривал, кого встретил по дороге, что ему рассказали – вот такие вот весёлые истории. Но ни слова о своих целях, сколько бы я ни спрашивала, от ответа он уходит.

И я на хозяйстве. Вот уже неделю… А вот неделю назад кто этим милым мужчинам петухов жарил? Предыдущая забывашка (и куда она подевалась?)? Сами справлялись? Мишка? Вот она мне больше всех тут рада, хотя это и понятно, девочки – они такие девочки, им интереснее секретики обсуждать с подружками, а не слушать разговоры взрослых дяденек про дисперсии случайных величин.

Живём как живём, ничего не понятно, зато в безопасности.

* * *

Мишка таки растормошила меня, полностью стянув с меня одеяло, трижды получив ответ на вопрос: «А ты меня любишь?» – и заставив повосхищаться, как у неё юбка прилипает к коленкам, пока она кружится.

Я в очередной раз посмотрела на фотографию, тщетно пытаясь хоть что-то вспомнить, натянула джинсы (явно мужские), футболку, всунула ноги в тряпичные балетки, посмотрела долгим многозначительным взглядом в спину вычисляющему Юлику, схватила визжащую Мишку подмышку и потопала на кухню кормить мужчин. Остальные мои сообщинники, как и Юлик, тоже были заняты – Ян и Элен увлечённо перебирали ящик с галошами. К моему приходу у них уже было собрано шесть вполне приличных пар. Значит, куда-то собираются…

Следуя своим принципам, я всех, не задавая лишних вопросов, покормила и оставила заниматься своими делами. Сама пошла в огород: во-первых – посмотреть, что там за ночь выросло, а во вторых (и в главных) – подумать в тишине и одиночестве. Но подумать мне не удалось, почти сразу ко мне подошёл Элен, протянул пару галош и сказал:

– Сегодня мы должны закончить одну работу. Ты в первый раз пойдешь вместе с нами, чтобы полностью исключить один луч. Ты понимаешь, о чём я говорю? Или есть вопросы?

«В первый раз»… Значит, судя по всему, будет и второй. Уже не страшно. А вопросы да, есть, вопросов масса.

– Только в общих чертах… Я знаю, что вы исключаете случайности, которые могут повлиять на возникновение глобальных катастроф. И предотвращаете их. Но как, я пока не поняла. Расскажешь?

– Расскажу. Давай с начала. 4 миллиарда лет назад на Земле зародилась жизнь, и каждое мгновенье каждая клеточка живого существа: растения, животного,

человека – меняет жизнь всей планеты. Вот в то мгновенье, когда земля только появилась, она была маленьким шариком, – Элен взял прутик и нарисовал маленькую точку на земле. – Из неё вышли много маленьких лучиков – это вероятности развития событий, – прутиком он пририсовал лучики к точке, и наша воображаемая планета стала похожа на солнышко. – Вот тут, – он указал на левый лучик – могли быть динозавры, а тут – прутик переместился вправо, – совсем другие животные. И каждое мгновенье из каждого выбранного лучика выходит множество других лучиков вероятностей развития, которые могут случиться, а могут и не случиться. – Элен прутиком превратил нарисованное солнышко в одуванчик. – Большинство из того, что случается, глобально ничего не меняет, а может какая-то маленькая случайность круто повернуть луч вероятности, который в свою очередь пересечёт другой луч, тем самым повернёт его, тот пересечёт третий, тоже повернёт, и вот это может привести к роковому для нашей планеты развитию событий – а именно, к гибели всего живого. Понятно?

– Ну так. Давай попроще.

– Давай. Ты слышала выражение: «кирпич на голову упадё»?

– Конечно, – улыбнулась я. – Это когда совершенно независящие от тебя обстоятельства могут кардинально изменить твою жизнь в плохом смысле этого слова, даже в очень плохом… Так?

– Так. Только если кирпич упадёт кому-то на голову, это будет его собственной роковой случайностью. И может не стать глобальной. А может и стать. Вот Юлик и вычисляет такие вероятности, которые приведут к роковым последствиям. А мы возможности развития таких событий предотвращаем.

– Пока понятно. А как предотвращаете?

– Чтобы полностью вычеркнуть такой луч, нужно, во-первых, понять, из какой пространственно-временной точки начнётся изменение, во-вторых, убрать объект из события, например, взять этот плохо держащийся кирпич и положить на землю. Но другой кирпич может тоже в последствии расшататься, тем самым вернуть нами изменённый луч в прежнее положение, которое снова поставит планету под угрозу. Для этого нам нужно «в-третьих» – мысленно пережить этот луч, тем самым его уничтожив.

– С первыми двумя пунктами в принципе понятно. А вот с третьим… Что, просто подумать и всё? Это же просто!

Судя по выражению лица Элена, я задала правильный вопрос. Он улыбнулся и продолжил рассказ.

– Знаешь, бывает так: собирается девушка пойти по магазинам, где вот буквально вчера видела прекрасные туфли, берёт с собой деньги, а пока идёт, воображает себе, как она завтра появится в институте в новых туфлях на воттакенных каблуках, в летящем платье – самая красивая будет, и все студенты с первого по пятый курс будут на неё оборачиваться, да что там студенты, все преподаватели, а девушка только будет молча улыбаться в ответ загадочной улыбкой. И так всё ярко и красочно себе представляет, как вживую. И вот те раз! Последнюю пару этих прекрасных туфель купили ещё вчера. И тащится наша красотка завтра на пары в старых кроссовках. Она, сама того не желая, наполовину исключила вероятность. Знакомо тебе такое чувство?

– Смешной вопрос – грустно улыбнулась я, – чувство знакомо, а ситуация, сам понимаешь, – нет. Или это и правда так случилось однажды со мной? И ты обо мне знаешь больше, чем хочешь мне рассказать? – попыталась я вытащить у Элена хоть часть интересующей меня информации.

Элен снова улыбнулся, встал с земли, протянул мне руку и сказал:

– Пойдём, дальше надо показывать. Только надень галоши, – он заботливо протянул мне пару, – они защитят тебя: сталкиваясь, лучи вероятностей выбрасывают сильные электрические заряды, нужно быть к этому готовой.

Ага, так вот зачем он постоянно их носит – технику безопасности блюдёт! Надели мы с Эленом каждый свои галоши, вышли с огорода прямо в лес и побрели по тропинке в сторону заповедника. А Проводник тем временем продолжал свои объяснения.

– Вот девушка своими мыслями и изменила вероятность покупки туфлей на 50 процентов, если хочешь, повернула луч на 45 градусов, конечно, не на 90, но этого хватило, чтобы изменить движение луча. Так и мы переживаем мысленно эту вероятность, чтобы её полностью исключить.

Его слова меня не то чтобы удивили, скорее насторожили.

– Элен, мысли же, они нематериальны, как можно мыслями переложить кирпич?

– Как это нематериальны!? – возмутился Элен. Ещё как материальны! Это результат работы мозга, который очень даже материален. Значит, и продукт его материален. Только мысли не измеряются граммами и метрами, как многие привыкли, они измеряются другими величинами. Но они есть.

– Ну хорошо, пусть они есть, но я много о чём думаю, однако пока что ни один кирпич я не

передвинула, – парировала я.

– Естественно, не передвинула. Для этого есть Ликвидатор. Он приходит в место и время, точно назначенное ему Вычислителем и убирает тот самый кирпич, а потом мы и другие уничтожители лучей переживаем мысленно всю историю вероятностей, начиная от Большого Взрыва до уничтожения всего живого, а значит, и нас с нашими мыслями.

– А что есть ещё и другие уничтожители? Не только вы трое? – не унималась я.

– Конечно! Нас много, мы живём в разных точках по всему миру. Даже на нашем квадрате – это маленький участок, в центре которого есть энергетический выход – мы не единственные. Видишь, вон там за рощей женщину? Он указал на параллельную тропинку.

– Вон ту, в галошах? – я уже начала догадываться, как распознать наших.

– Молодец, схватываешь на лету, – похвалил меня Элен. – Она тоже проводник. Идёт к нашему месту выхода лучей. Нас будет много, ты увидишь. Ведь чтобы полностью стереть луч, нужна не одна маленькая мысль где-нибудь, нужен коллективный разум, если так тебе будет понятней, и именно в том месте, где вероятности выходят на поверхность, чтобы попасть точно в цель и стереть только нужную нам вероятность. Сегодня мы все переживём и тем самым сотрём этот роковой луч – пояснил он и прервался, – Ты пока запоминай дорогу, в следующий раз одна пойдёшь. 

Слова про следующий раз меня, уже успевшую напугаться всего неизвестного, странных событий, перемешанных какими-то фантастическими рассказами, сильно успокоили. И я более уверенно посеменила рядом с проводником. Дальше путь по заповеднику мы продолжали молча, всё глубже уходя в лес.

Люди в галошах стали попадаться нам всё чаще, из чего я сделала вывод, что место выхода лучей уже где-то близко. Да и тропинка кончилась, деревья стали плотнее, а топи постепенно сменяли милую зелёную травку. Я нашла дополнительный плюс в галошах и значительно повеселела.

Мы пошли к заросли вековых деревьев, если это так можно назвать. Огромные кедры стояли вплотную друг к другу, соприкасаясь стволами и образуя плотную круглую стену. Мой проводник остановился, огляделся вокруг и двинулся к одному стволу, почти полностью прикрытому ветвями. Он молча отодвинул в сторону хвойные лапы, за ними оказался узкий проход. Элен пропустил меня вперед, прошел сам и закрыл нишу.

Да, это действительно был круг, стены которого состояли из громадных кедров, кроны  почти полностью закрывали небо, оставляя только маленькое отверстие, солнечный свет из которого падал точкой точно в центр нашего круга. Нас уже ждали. Там были и незнакомые мне люди, и жители села, в которое я иногда хожу за продуктами. Все молчали. Я поискала глазами Юлика и Яна – их не было.

Люди молча образовали круг, в который я тоже встала, взялись за руки. И как только последние коснулись друг друга пальцами, нас пробило какой-то невероятной дрожью (видимо, то самое электричество, о котором предупреждал Элен), и всё исчезло. Исчез круг, исчез свет, исчезли мои товарищи, я только чувствовала тепло ладоней и вибрацию между нами.

* * *

И вот полную темноту пронзила вспышка, из которой отделились частицы и стали расти. «Большой Взрыв, – догадалась я – вид сверху». Мне казалось, я смотрела ускоренную съемку какого-то беззвучного документального кино. Вот камера оператора наезжает на одну из точек, которая растёт, вот вокруг неё формируется другая точка – Луна. Камера приближается, из недр появляется вода, начинает заполнять собой до того момента пустые океаны, вырастают деревья, сначала маленькие, потом такие, что видно даже с моего ракурса – из космоса. Оператор приблизил мне участок земли, и я увидела, как пошли динозавры. Какие они красивые, грациозные, большие и важные! Но вот ещё одна

вспышка – и планету начинает покрывать лёд и снег, моих динозавров уже не видно, идут люди в шкурах, и снова невидимая камера переводит моё внимание на другой участок, там уже пашут землю, ткут полотна. Пока мы делаем оборот вокруг земли, я успеваю заметить строящиеся где-то в пустыне пирамиды, рыцарей на конях в тяжёлых доспехах, ликующего дядьку в пиджаке, размахивающего какой-то пробиркой, поезда буквально бороздящие весь земной шар. Вот от Земли оторвалась ракета и полетела в мою сторону, потом немного отклонилась, двинулась вокруг Земли и скрылась с противоположной стороны планеты.

И вот особенно крупное приближение. Мужчина рядом с женщиной, а в руках у него маленький свёрток, перевязанный голубой ленточкой. Я вижу мальчишку, как он растёт, он идёт в школу, он корпит над учебниками, у него ломается карандаш, вот он уже закончил школу, закончил институт, он совсем взрослый идёт в костюме устраиваться на работу.

Ага! Вот этот парень точно роковой, иначе чего ради бы его так подробно нам показывали!

Парень устраивается в крупную корпорацию, ему, насколько я вообще могу разобрать это кино без звука, поручают сделать какой-то совсем инновационный проект плотины, которая обеспечит электричеством и всем чем только можно всё население планеты.

Он размышляет над проектом во всех местах, в которых только бывает, что-то чертит в блокнотах, все его мысли сосредоточены только на плотине.

И снова приближение и замедление времени. Парень идёт по цветочному полю, ему навстречу –девушка в летнем развевающемся васильковом платье. Камера приближает девушку…

Стойте! Это же я! Если бы не бьющая дрожь и электрический магнетизм, сковывающий меня с моими товарищами, я бы разжала руки от неожиданности.

Она, то есть я, заговаривает с ним, они болтают, вместе идут куда-то. И вот она останавливается и уходит вглубь поля, в цветы, чуть присаживается, прося ее сфотографировать. И я не вижу, я чувствую его взгляд, взгляд, в котором есть только я и больше ничего не существует, взгляд, где я отражаюсь и который отражается во мне. И я улыбаюсь той самой улыбкой. Я смотрю в его глаза, сквозь объектив камеры мобильника. Снято! Он опускает телефон, я по-прежнему смотрю в глаза, но это уже другие глаза. Глаза Яна.

Ян подмигнул мне и удалился.

Что происходит??? Я смотрю на саму себя из космоса и вижу, как один человек рядом со мной совершенно незаметно сменяет другого. Это уже никак не объяснить, ни одними мыслями, мне хочется кричать, убежать, но я не могу. А невидимый оператор продолжает показывать мне кино.

Снова вижу того паренька с глазами, в которых только что отражалась я. Его глаза светятся, он влюблён, и это, несмотря на все странности, греет мне душу. Я улыбаюсь ему, и он мысленно улыбается мне. Пока делает расчеёты своей плотины, в его мыслях есть и я… И это прекрасно! Всё, проект готов, защита проекта, передача исполнителям, постройка (огромная она, однако, эта плотина, сложная, наверное). Ну, конечно, сложная, сколько он над ней работал-то! И вот контрольный спуск – красная ленточка, ножницы, мужчины в строгих костюмах.

Пуск! Камера погружает меня внутрь механизма – все системы работают нормально. Движемся дальше, там тоже шестерёнки и микросхемы, вода собирается в плотину, и через воду плотина получает доступ ко всем домам в мире, чтобы обеспечить их энергией. И вот мы внутри одной из микросхем. Что-то здесь не так, идут какие-то маленькие вспышки. Электричество! Его проводит вода. Неужели ошибка в расчётах???

Да, ошибка! И огромный электрический разряд пробивает всю воду по всему миру. ВСЁ! Темнота и тишина. Ничего живого больше нет…

* * *

Ушла дрожь в ладонях, я разжала руки, снова появился тоненький лучик, который падал в центр полянки из вековых кедров, люди опустили руки и стояли, отдыхая от тяжёлой работы: мы только что уничтожили роковой луч. Никогда наша планета не погибнет от мощного электрического разряда только потому, что инженер влюбился и ошибся в расчётах.

Роковым предметом, тем кирпичом, который нужно было переложить, была я. И, видимо, следуя инструкциям Юлика, Ян сделал своё дело. Он ликвидировал меня, чтобы спасти человечество. Через камеру телефона он перетащил меня в другую вероятность. Теперь всё встало на свои места.

До дома мы с Эленом шли молча, мне было о чём подумать, не каждый день узнаёшь о себе такое. А он мне не мешал, понимал всё.

Добравшись до дома, я устало плюхнулась на свою кровать и посмотрела на фотографию – единственное, что осталось у меня из той жизни. И на моих глазах на фотографии стали проявляться цвета. Сначала черно-белые цветы стали жёлтыми, позеленела трава, появился румянец на щеках, последним обрело цвет васильковое платье, из которого чьи-то умелые руки, пока я спала, сшили юбку для маленькой Мишки.


Рецензии