не верю
После XVII века в Европе оформилось дуалистическое учение, проведшее границу между телами неживой природы и живыми существами. Например, голландский естествоиспытатель Я. Б. Ван Гельмонт (XVII в.) разработал теорию об археях: духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. А немецкий врач и химик Георг Шталь (XVIII в.) полагал, что организмами управляет душа. К началу XIX века его соотечественник естествоиспытатель Тревиранус вводит термин «vis vitalis» (жизненная сила), что и обозначает рождение витализма. Шведский химик Йенс Якоб Берцелиус в самом начале XIX века переносит виталистические представления в химию, предполагая, что органические вещества содержат эту загадочную жизненную силу и поэтому не могут быть получены из неорганических. Однако, уже в 1828 году немец Фридрих Вёлер опровергает шведа, синтезируя типичное органическое (притом природного происхождения) вещество – мочевину – из типичного неорганического вещества – цианата аммония.
Впрочем, фанатичных сторонников витализма и это не убедило, они продолжили отстаивать свои позиции, утверждая, что мочевина это «отход», не входящий в состав живых организмов, а синтез без участия жизненной силы углеводов, жиров и органических кислот невозможен. Спор между учёными и виталистами продолжался до 1845 года, когда немецкий химик Адольф Кольбе получил уксусную кислоту из отдельных элементов (углерода, кислорода и водорода) через сероуглерод. За этим последовали многочисленные синтезы французского химика Марселена Бертло, среди которых отмечается синтез метана из сероуглерода и сероводорода (1854), ацетилена путём пропускания водорода через пламя вольтовой дуги между двумя угольными электродами (1862), а также синтез искусственных жиров (1854).
в начале XX века появилась теория неовитализма, которую отстаивал немецкий биолог Ханс Дриш. Он утверждал, что жизненная сила действует вне времени и пространства, отчего непознаваема. Вопрос, таким образом, оказывался вне компетенции науки и мог обсуждаться только в рамках идеалистической философии. Рубежом неовиталистов стала научная недоказанность возникновения всей органической жизни на планете. Но и этот рубеж вскоре пал под натиском науки.
Точку в природе витализма поставили английский биолог Джон Холдейн и советский биохимик Александр Иванович Опарин (1894—1980), разработавший теорию абиогенеза (возникновения жизни на Земле из неорганических компонентов). Правильность рассуждений академика Опарина в 1953 году подтвердил знаменитый эксперимент американских учёных Стэнли Миллера и Гарольда Юри.
Витализм наглядно показал бессилие идеализма в решении вопроса о сути жизни, её происхождении и развитии, и поэтому виталисты до сих пор используют для обоснования своей позиции нерешённость тех или иных научных вопросов (например, предполагавшуюся невозможность синтеза органических веществ вне организма). По мере того как те или иные особенности живого получали научное объяснение, витализм отступал и апеллировал к другим неизученным областям.
Витализм также идеалистически толкует природу сознания. После победы эволюционных представлений в биологии, учение о жизненной силе проникает в эту область в форме различных антинаучных, псевдонаучных и эзотерических концепций и предрассудков. например, суеверия типа «всё искусственное, всё синтетическое вредно (особенно синтетические лекарства)» (хемофобия), «природное, натуральное – это хорошо», биополя, чакры, прана, ци, энергия Вселенной, космическая энергия любви, et cetera.
Свидетельство о публикации №219120901329