На притчу о десяти девах

         
 
                Поэма
Поэма имеет 3 кукулиона и 31 строфу. I и III кукулионы имеют по восьми строк, а II - пять. Во всех строфах дано по десяти строк (отмечены на полях цифрами 5 и 10). Акростих: "сие поэма смиренного Романа".

                Преподобный Роман Сладкопевец

                На притчу о десяти девах
 Кукулион 1


Жениха, братия, возлюбим,
Лампады наши приготовим,
Сияющие добродетелью и правой верой,
Чтоб как мудрые, когда Господь придет,
Мы, готовыми, вошли вместе с Ним на брак.
Ибо Милосердный, как Бог, дар
Всем раздает
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Кукулион II

Жених спасения, надежда прославляющих Тебя, Христе, Боже,
Даруй нам, просящим Тебя,
Непорочно совершать течение на брак  Твой,
Да примем, как девы,
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

   Кукулион III

Ныне время добродетелей явилось
И при дверях Судия. Не будем ненавидящими,
Но придите, постящиеся, принесем
Слезы, раскаяние и сострадание,
Взывая: «Блуждаем во мгле морской»
Но прости все, Творче всех,
Да удержим
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.


           Строфа 1.
Услышав евангельскую священную притчу о девах,
Я смутился от дум, меня одолевших.
Как получилось, что из десяти, сохранивших добродетели девства,
У пяти этот труд оказался бесплодным?
Другие же держали лампады человеколюбия,
И Жених обращается к ним
И с радостью вводит в чертог.
Небеса открывает и раздает
Всем праведным
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.
          Строфа 2.
Итак, вникнем мы в благодатный смысл сего Божественного Писания,
Ибо оно предлагает всем путь в бессмертный брачный чертог.
Воистину богодухновенное и полезное Писание!
Христу же Спасителю, припадая, усердно воззовем:
Царь царствующих, Человеколюбец, даруй всем ведение,
Путеводи нас к Твоим заповедям,
Да познаем путь к Царству,
В которое мы желаем войти,
Да получим
 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

             Строфа 3.
По вере и обету очень многие люди,
Царствия Божия достигнуть желая,
Со тщанием добродетель девства хранят.
Всю жизнь строгий пост соблюдают,
Молитвы подолгу творят, догматов чистоту стерегут,
Но человеколюбие их оставляет,
И весь труд их напрасен бывает.
И всякий из нас, в ком нет сострадания,
Не примет
 НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

                Строфа 4.

Некие плаватели, всем оснащенные, но забывшие парус,
Не могут по морю свой путь совершать,
Ибо сам корабль их препятствует бегу,
Не помогает не кормчего ловкость, ни руль,
Там же и все, плывущие к Царству Небесному,
И всякий добродетели груз на себя возложившие,
Но обнаженные милосердия,
Не могут достигнуть пристани неба
И не получат
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

                Строфа 5.

Судия всех признал милосердие выше всех добродетелей
И передал людям сие, притчей их научив
О пяти мудрых девах, имеющих елей,
И о неразумных, совершивших путь без елея.
Матфей ее силу возгласил во услышание нам.
Вновь повторять все слова сии
Для знающих Писание, полагаю, не нужно,
Лучше исследуем смысл ее.
Да примем
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

            Строфа 6.
Много поучительного в притче сей, всякого человеколюбия
И смиренномудрия путь, и всем она путеводительница.
Начальникам дает пример обхождения,
Народных правителей учит состраданию.
И подобно тому,
Как построивший прекрасный дом и наполнивший всем,
Если его не покроет, понесет напрасный труд,
Точно так же добродетели собирающий
И кровлей сострадания
Их не покрывающий губит приобретенное в поте лица,
Ибо не может иметь
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.
 
  VII
Мы можем познать смысл сей притчи Божественной, если разума
Очи недремлющие возведем ко Христу.
Посему прославим взором духовных очей всемирное воскресение
Христа Спасителя, грядущего всех Царя.
Он и ныне царствует и есть Господь и Владыка.
Если же некие незнающие восстают против Него,
То пламя и огонь всех сожжет.
Тогда противостать никто не в силах будет,
Ибо Он раздает
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

  VIII
Все увидим, как внезапная труба возвестившего ангела звуком
Возбудит мертвых от века, ожидающих Христа,
Прекрасного Жениха, Сына Божия, Безначального Бога нашего.
С криком внезапно все выйдут навстречу,
И имеющие лампады, приготовленные и милостью наполненные,
Тотчас войдут с Женихом,
Как наследники Царства Небесного,
Ибо им вера с делами
Достойно дает
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

  IX
Побеждает все добродетели милосердие, воистину сияющее,
Стоящее во главе всех добродетелей пред Богом.
Оно рассекает воздух, шествует выше луны и солнца
И беспрепятственно достигает входа в пренебесные,
Не останавливается на этом, но достигает ангелов,
пролетает хоры архангелов,
Достигает бога, чтобы за людей
Предстоять у трона Царя,
Испрашивая
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 Х
Итак, взглянем и мы на пять мудрых, от сна восставшых,
Как бы от дверей чертога, а не из гроба мертвых выходящих.
Имея елей, они тотчас лампады душ украсили.
Подобно им другие вместе встали,
Но с видом угрюмым и лицами долу поникшими,
Ибо погасли светильники их,
Сосуды же их оказались пустыми.
Они взять елея пытались у мудрых,
Собирающих
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

           ХI
Отвечали неразумным мудрые: « А если не хватит
Того, что у нас заготовлено, нам всем и вам?
Мы не имеем и не смеем, чтобы взаймы дать.
Судилище праведных один раз собирается,
И неизвестность приговора устрашает нас.
О, если бы был слышен ясный звук
И нас освободили от неволи,
Ибо милость разделяет всем Творец,
Который дарует
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ ».

      XII
Ясно говорят им мудрые : « Идите, купите у продающих.
Быть может, и теперь сможете купить елей? »
А те заблуждаются, как всегда неумные,
Когда время действия для всех уже закончилось.
Прошло и было закончено и неразумных шествие бесплодное.
Беспокойство теперь мучит их
 И крик ясно обличает,
Ибо невозможного искали, как безумные,
И потому не получили
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

XIII
Познав суетность шествия, наконец, возвратились пять
И нашли чертог Христов замкнутым.
Закричали все раздирающим голосом, со стоном и воплем:
 « Твоего человеколюбия дверь открой, Бессмертный,
И нам, поработавшим Твоему владычеству девством ».
А Царь им говорит:
« Не откроется вам Царство,
Не знаю вас. Удалитесь из среды,
Ибо не будете носить
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ ».

ХIV
Услышав Христа, всех Царя, говорящего
 «Кто вы, не знаю », пять дев смущены были.
Плача, возопили они: « Праведнейший Судия, мы девство хранили,
Воздержание во всем соблюдали, с усердием
Постами изнуряли себя, в нищете пребывали,
Огненное пламя страстей,
И плотских желаний в себе победили,
Непорочное житие всегда проводили, Да получим
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ! »

XV
 «И после таких и благодати девства, после отречения
Огня сладострастия и пламени наслаждений,
После множайших трудов и после того, как мы ревностны были о жизни на небе
И стремились подражать жительству бесплотных,
И то и другое таким образом сделанное оказывается неуваженным.
Мы подвиг несли добродетели многой,
И вся надежда осталась тщетной.
Почему не признаешь нас, раздающий
Всем, кому хочешь,
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ?»

XVI
 «Призри, Спаситель, на нас, Единый правосудный, открой Твою дверь!
Прими нас в чертог Твоих дев, Искупитель!
Не отврати лица Твоего, Христе, от призывающих Тебя,
Да не лишимся Твоей благодати бессмертия.
Да не будет нам стыдно и укора пред ангелами.
Не оставь нас
Стоять вне чертога Твоего, Христе!
Разве кто из нас не соблюдал чистоту, как те,
Которым Ты дал
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ?»

   XVII
Но когда так сказали неразумные Судии всех, Христос им ответил:
,,Ныне настал суд праведный и истинный,
Человеколюбия время окончилось, нет теперь сострадания.
Уже не откроется дверь милосердия,
И нет больше места для покаяния.
Несострадателен Тот, Кто прежде был жалостлив.
И строг Судия, что раньше был милостив.
Вы, живя в мире, были немилостивы,
Как же теперь ищите
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ?»

    Строфа XVIII
 « Ныне Я вам ясно говорю пред архангелами и всеми святыми,
Что получил Я от вшедших со Мной.
В скорби они посетили Меня и сильно голодавшего старались накормить,
И жаждущего напоили, опять же со всяким усердием.
Узнав, что Я без приюта, ввели мене в дом, как знакомого.
Заключенному в узах помогали Мне,
 Навещали Меня и больного.
Они строго сохранили всю заповедь Мою.
Посему и нашли
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ ».
  XIX

,,Вы ничего этого не сделали в мире; хранили пост,
Соблюдали девство и только на словах – добродетель.
Без дел благочестивых и совершенных вы напрасно себя изнуряли.
Бездомных, нуждающихся и больных презирали,
Руку помощи никогда не подали голодным,
Вас подвигало одно лицемерие.
Вы всегда хвалились бесчеловечностью.
Даже стучавшимся к вам нищим не помогали.
Как же вы ищете
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ?»

   XX

,, Сострадание к ним было вам вовсе чуждо. Нагих, убогих
И бездомных вы под кров никогда не ввели.
Вы с гневом уши затыкали, чтобы не слышать о тех, кто в узы и темницы заключен.
Больных не навещали, на нищих
И бедных просящих неприветливым взглядом смотрели.
Вы всегда были бесчеловечны,
И вашим делом было пройти мимо вместо оказания милосердия.
Как же, действовав так в жизни,
Вы теперь ищете
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ?»

   XXI
 « Надменный взгляд вы бросали, презирая бедных.
Ко всем были несострадательны, немилосердны.
На согрешающих жестоко нападали, сами постоянно греша.
Даже к родным были бесчеловечны, будто сами не ошибались.
О себе много думали, хвалясь высокомерно.
Не постящихся считали отверженными,
Состоящих в браке – нечистыми.
Одних себя признавали праведными,
Еще не получив
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ »

    XXII
,, Соблюдая пост, вы не касались снедей, людей же
Вы чернили постоянно бранью и доносами.
Была у вас чистота, но она не нечистая, ибо грязью слов
Вы каждый день ее сквернили. Какая польза в
Святости, если не свята душа?
Что лучше: есть и пить
И жить по совести или поститься
И не беречь себя от скверных дел?
Как же получить
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ?»

    XXIII

Никогда поста не будет, если не избавиться
От болтливых слов и жестоких дел,
Если не укрепиться плоти воздержание, в неумеренности проводимое.
Основание поста утверждается, и крепко
Нужно водрузить его, как якорь, или так, как дом воздвигается.
Милосердие его весьма озаряет,
И страх Божий животворит его.
Оно его как стеной ограждают
И помогают получить
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ ».

    XXIV

  «Какую пользу принесли вам пост и девство с вашим хвастовством?
Кротость вы оставили, всегда гневу преданные.
Кроткий Сам, Я люблю кротких, им даю прощение.
Я отвергаю соблюдавших пост с не милосердием
И более предпочитаю ядущих с милосердием.
Бесчеловечных дев Я ненавижу,
А человеколюбивых почитаю как замужних.
Честный брак целомудрен
И потому имеет
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ».

   XXV
 «Я не точил ножа для грешников, но всегда имел очи,
Кротко к людям обращенные, как Творец людей.
Рыдавшую блудницу Я принял благосклонно и прощение ей дал.
Плакавшего мытаря помиловал и не оттолкнул,
Но, видя твердое раскаяние, к Себе вселил.
Ко всем, как Творец, имел сострадание.
Отрекшегося от меня Петра простил,
Я сострадал ему, когда он плакал,
Ибо он искал
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ».

   XXVI

 «О вошедших со Мною в чертог скажу вообще:
Они тщательно хранили заповеди Мои на земле.
Всегда  были защитниками вдов и жалели сирот.
Сострадали угнетенным
И никогда не закрывали дверь нищим или странникам.
Врачевали немощных,
Которых вы считали негодными.
Не знаю вас. Отрекаюсь бесчеловечных.
Тем же дам
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ».

   XXVII

Хор ангелов удивился, услышав Христа-Царя,
Исповедавшего о пяти вошедших с Ним.
Как велико дерзновение святых у Христа, как велика слава их!
Пред лицом столь многих народов получают они удел бессмертия!
За ними и прочие принимают последнее решение
И горько плачут, бесполезно рыдая,
Ибо видят хоры святых,
За милость имеющих дерзновение
И всех носящих
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

    XXVIII

 «Итак, призывы для людей в Царство ясны.
Поспешим сохранить заповеди Христа.
Имеется в продаже, если хотим купить, на площадях елей
Его продавцы – нуждающиеся в милосердии.
Каждый день они продают. Что же не заботимся?
Ведь за две лепты мы можем столько взять,
Сколько взял некто, заплатив большие деньги!
Ибо меру проверит нам Создатель всех,
Таким образом, раздающий
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

   XXIX

Заповедь Божья не тяжка, ибо не требует
Нести, что не можешь, но ищет намерения.
Ты имеешь, на земле только два обола и другого ничего не собрал.
Всемилостивый и это примет, как Владыка.
И честь тебе воздаст, как давшему многие богатства.
А ты и обола не имеешь, чтобы принести?
Дай просящему чашу студеной воды.
Христос с благодарностью примет ее,
За все тебе воздающий
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

   XXX
Малое принимая, Спаситель великое воздает.
Вместо временных наслаждений дарует Вечные блага.
Дай кусок хлеба – и получишь за него рай наслаждения,
Не вредят тебе бедность, ни нужда, если терпишь добровольно,
Ибо они освобождают тебя Суда.
Не будь взыскателен поэтому:
Кроткий - получает прощение,
Сильных же – сильно судят.
Будь благомыслящем, чтобы найти Царство
И взять
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

       XXXI
Прости мне, прости мне, Спаситель, виновному больше всех человеков,
Ибо я не делаю, что говорю и советую людям.
Посему к Тебе припадаю. Дай сердечное сокрушение и мне и слушающим,
Да, сохраним Твои заповеди в жизни
И не останемся плачущими и кричащими вне брачного чертога.
Помилуй нас Твоим благосердием,
Хотящий всегда всем спастись.
Призови нас, Спаситель, в Царство,
Да примем
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Источник: Преподобный Роман Сладкопевец. Перевод Н. Успенского.                Источник:СПбДА



Иоанн Златоуст, проповеди Евангелие от Матфея, Проповедь 78
1. Эти притчи (Про 10 дев, и Про таланты) схожи с предыдущей, Про неверного раба, который растрачивал имение своего господина. Их (притч) есть четыре, и все они разными способами уговаривают нас об одном, а именно: чтобы мы пытались подавать милостыню и помогать ближнему во всем, чем только можем, иначе нельзя спастись. Но в тех (других) притчах говорится вообще о всяком благодеянии, которое мы должны делать ближнему. А в притче о девах реч идёт в частности, о денежном подаянии, и об этом говорится сильнее, чем в предыдущей притчи. Той притчей осуждается на муку раб, который бьет товарищей своих, пьет с пьяницами, теряет и растрачует имение господина своего, а этой (притчей) и тот, кто не старается о пользе ближнему, и не делает щедрого подаяния нищим от имущества своего. Девы имели елей, но не много, а потому и подвергнуты наказанию. Но почему Христос в этой притче представляет не просто, какое - небудь лицо, а именно дев? Он же возвысил девство, когда сказал «Бывают и скопцы, которые сами себя оскопили для Небесного Царства»; и: «Кто может понять, пусть поймет" (Мф 19,12). Кроме того, ему было известно и высокое мнение многих о девство. Оно и по своей природе - великое дело, это видно из того, что как в Ветхом Завете девство не было соблюдаемо даже святыми и великими мужами, так и в Новом не поставлено за необходимый закон. Христос не дал заповеди о девство, а оставил его доброй воле слушателей. Поэтому и Павел говорит: «Что же касается девиц, то не имею повеления Господнего» (1Кор 7,25). Я хвалю того, кто сохраняет девство, но не заставляю к девству того, кто не хочет быть девственником, и этот совет не делаю законом. И вот, поскольку девство - великое дело, и многие были о нем, высокого мнения и чтобы, кое – кто, сохраняя его не упал в беспечность, словно он уже выполнил все, и не стал пренебрегать другим, Христос приводит притчу, которая может убедить в том, что девство, хотя бы и было соединено со всеми другими добродетелями, но если оно далеко от дел милосердия, то осуждается вместе с людьми прелюбодеями; и бесчеловечный и немилосердный, стоит наравне с ними. И весьма справедливо: ведь над теми господствует плотская страсть, а неразумными девами - сребролюбие. А плотская страсть и сребролюбие не одинаковые, между собой, по силе; первая - сильнее и злее. Поэтому, чем слабее противник, тем меньше заслуживают прощения победившие девы. Поэтому-то Христос и называет их глупыми, потому что они, совершив большой подвиг, за неосуществление меньшего были лишены всего. Светильниками называет Он здесь сам дар девства, чистоту святости (;;;;;;;; ;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;; ;; ;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;, ;; ;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;), а елеем - человеколюбие, милосердие и помощь бедным (;;;;;; ;;, ;;; ;;;;;;;;;;;;, ;;; ;;;;;;;;;;;, ;;; ;;;; ;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;) [1]. «Так как молодой был замешкался, задремали все и уснули" (Мф 25,5). Он указывает, что будет достаточный промежуток времени, устраняя тем, от учеников, мнение про скорый приход Его Царства. Они надеялись такого прихода; поэтому Он непрестанно успокаивает в них эту надежду. Притом Он дает понять и то, что смерть - это сон. «И уснули», сказано. «Да в полночь раздался крик» (Мф 25,6). Это говорит Он, или приспосабливая притчу, или показывая, что воскресение наступит ночью. Про крик вспоминает и Павел, говоря: «... на данный знак, на голос архангела и при последней трубе, сойдет с неба ...» (1 Фес 4,16). Что же означают трубы? И что означает крик? «Жених грядет». Тогда встали все девы и поправили свои светильники. «А неразумные, говорят мудрым: дайте нам вашего масла»  (Мф 25,7-8). Спаситель снова называет их глупыми, чтобы показать, что нет ничего глупее тех, которые собирают здесь деньги, а отходят налегке туда, где особенно нужно человеколюбие и много елея. Неразумные они не только по этой причине, но и потому, что надеялись получить масла у мудрых дев, и искали ее не вовремя; хотя эти девы и были в высокой степени человеколюбивыми, чем они особо и прославились. И просят у них неразумные не все: «Дайте нам, - говорят, - вашего масла (;; ;;; ;;;;;; ;;;;)», - и указывают на крайнюю необходимость, говоря: «потому что наши светильники гаснут» (Мф 25,8). Но несмотря и на все это, получили отказ; и ни человеколюбие тех, у кого они просили, ни легкоисполнительность просьбы, ни необходимость и нужда вожделенного им не помогли получить прошенного. Чему это учит нас? Тому, что когда недостойными окажутся наши дела, то никто не будет в состоянии помочь нам, и не потому, что не хочет, а потому, что не может. И девы ссылаются на невозможность. Это объяснил и блаженный Авраам, говоря, что великая пропасть между вами и нами, поэтому те, что хотели бы перейти, не могут (Лк 16,26). «Пойдите же к продавцам и купите» (Мф 25,9). Кто же эти продавцы? Убогие. Где же они? Они здесь, и только теперь следует их находить, а не в тот час.
2. Видишь, какую пользу приносят нам бедные? Если ты отстраниш их, то потеряешь большую надежду на спасение. Итак, здесь следует запастись елеем, чтобы там, когда потребует время, воспользоваться им: настоящий, а не будущющий час, есть часом заготовки. Поэтому не трать зря своего состояния на роскошь и для пустой славы, потому что там много для тебя надо будет елея. Услышав ответ мудрых дев, неразумные пошли покупать елей, но ничего не получили. Христос это говорит или для развития и связи притчи, или, показывая, что хотя бы мы сделались и людинолюбнишимы после смерти, мы не вынесем из єтого никакой пользы и не избежим наказания. Так и девам не принесла пользы их странность, потому что они не здесь, но там уже ходили к продавцам; так же как и богатому не принесло пользы, когда он стал таким человеколюбивым, что стал хлопотать даже о своих родственниках. Тот, кто проходил мимо лежащего у ворот, спешит вырвать из опасности и с геенны тех, которых он уже не видит и просит послать к ним кого-то, чтобы известить их об этом. И все же он не получил никакой пользы, подобно как и девы. После того, как они, получив такой ответ, пошли - «прибыл молодой, и те, что были готовы, вошли с ним в свадебный покой» (Мф 25,10) а для глупых двери были закрыты. После многих усилий, после больших трудов, после той жестокой брани и побед над сильными искушениями (телесной) природы, они, пристыжено, потупив взоры, отошли с потухшими светильниками. Нет ничего более темнейшего по девству лишенному милосердия, потому немилосердных многие обычно и называет омраченными. Итак, где же польза от девства, когда девы не видели и молодого и, после того, как стучали в дверь, ничего не добились, но услышали этот таинственный голос: отойдите, «Я вас не знаю»? Когда сам Христос сказал это, то не остается ожидать ничего другого, кроме геенны и невыносимой муки; даже более того: эти слова - это нечто страшнее и самой геенны. Они сказаны также и к тем, делающих беззаконие. «Бодрствуйте, следовательно, не знаете ни дня, ни часа» (Мф 25,13). Видишь, как часто Христос добавляет эти слова, показывая, что незнание часа смерти полезно для нас? Где же теперь те, которые ведут жизнь небрежную и на обвинения наши говорят, что при кончине все оставят бедным? Пусть услышат эти слова и исправятся. И действительно, многие, будучи взяты насильственной смертью, не могли сделать этого в то время, и не успели объявить о своей воле родственникам. Итак, эта притча говорит о денежной милостыни; а следующая говорит против тех, которые не хотят помогать ближним ни деньгами, ни словом, ни покровительством, ни другим чем-то, но все скрывают. Но почему в той притче представлено лицо царя, а в этой - молодого? Чтобы научить нас тому, каким близким есть Христос до тех дев, которые раздают бедным свое имение; в этом как раз и заключается девство. Поэтому и Павел так определяет эту добродетель: «Незамужняя - говорит он - заботится про Господние дела, как угодить Господу» и «чтобы достойно и ревностно держаться Господа» (1 Кор 7,34-35). Это я советую, говорит он.

(Перевод с украинского языка О. Кручковская  9 декабря 2019г.)

               


Рецензии