О жизни и образовании в Германии с юмором. 3-ая ч

   Наконец, моя учёба близилась к концу и дело шло к выпускным экзаменам, после сдачи которых в свет должны были выйти ещё тринадцать великих мехатроников- смехатроников-светлое будущее германской экономики и Европы. Экзамены состояли из теоретической части, которую мы писали два дня, и практической части-дипломной работы, сделанной на каком-либо предприятии и которую нужно было защитить перед  экзаменационной комиссией, состоящей из специалистов из разных областей: электроника, механика, пневматика, гидравлика, программное управление машинами и агрегатами. Мы с моим другом Петром довольно уверенно подошли к сдаче экзаменов и оценки у нас были очень хорошие в последний год учёбы. Можно сказать, что входили в тройку лучших учеников после нашего потного велосипедиста-всезнайки Висснера.

       Но оказавшись на теоретическом экзамене, мы с Петром очень хорошо поняли, что нас, оказывается, в школе толком ничему и не научили. А в Германии-это нормальное явление! То есть материал даётся на уроках кратко и поверхностно, а на экзаменах спрашивается по полной программе, причём вопросы очень сложные и большинство из них на смекалку и быструю сообразительность, и с каким-то подвохом, рассчитанным на внимательность и этот подвох может абсолютно не касаться основной темы вопроса. Одним словом - вопросы с незаметными подлянками-заподлянками. И такие же экзамены сдавали моя жёнушка и дети в гимназии. Все преподаватели отбыли в нашей школе свои деньги, ничему нас не научив, а мы остались в дураках-Незнайках, увидев вопросы на теоретическом экзамене.

       Эти два дня, когда мы писали теорию, я запомнил на всю жизнь! В одной огромной аудитории было человек 150 со всех школ из близлежащих городков и окрестных деревень средней Франконии. На экзамене было дано три часа для решения задач и ответов на вопросы, то есть рассусоливать ответы  было некогда из-за большого количества вопросов и задач. Честно говоря, это был для меня не экзамен, а какое-то сплошное выкручивание на чуждом мне языке. Я его и на русском языке никогда не написал бы на хорошую оценку. Процентов двадцать наверное я знал, а остальные восемьдесят процентов - это было что-то невероятное и придуманное мною на ходу. Кстати эти двадцать процентов в моей голове и были из уроков по электротехнике, которые вёл наш любимый Херр Отт. Как раз он и посоветовал нам, если даже не знаешь ответа на вопрос, то ни в коем случае не оставлять пустое место на бумаге, а пытаться всё равно что-нибудь написать и может это даст пару пунктов за попытку ответить на вопрос. Вот мой экзамен почти весь и состоял из одних сплошных несвязанных и оборванных попыток, написанными дрожащим и корявым почерком, напоминающим полуарабские  закорючки.

       Никогда не забуду один технический текст, написанный на английском и который нужно было на экзамене перевести и написать на немецком. Это задание было для меня большой катастрофой, так как я английский толком и не знал, а то, что знал, уже забыл в далёком 1986 году. И это ещё перевести и написать на немецком языке, который я до сих пор не знаю! Я, сконцентрировав все потусторонние силы в моей голове, героически выкручивался на протяжении трёх часов в эти два кошмарные дня. Такого дурного состояния у меня даже не было при сдаче сессии в институте. Но для того, чтобы сдать экзамен достаточно было набрать по 55-ть пунктов в каждом разделе теоретического экзамена, состоящего из четырёх разделов: Обществоведение с охраной труда и техникой безопасности, Планирование и реализация производственного процесса, Электропневматика и гидравлика, Материаловедение и электромеханика. Но если хотя бы в одном разделе будет меньше 55-ти пунктов, то экзамен считается не сданным, несмотря на то, что в других разделах набрано больше  55-ти пунктов. То есть с моими 20-ю процентами в голове нужно было хорошо постараться, чтобы уложиться в самую плохую оценку.

      Но речь не шла уже об оценке. Даже наш Всезнайка-велосипедист Висснер превратился вместе с нами на экзамене в Незнайку на Луне, решая свои родные и дурацкие немецкие задачки, и дёргаясь при каждом  вопросе. Я уже не говорю про наших великих Незнайках с Нептуна, с самой далёкой планеты солнечной системы-математика и физика-немецкого- ирландского американца Фрэнка Мак Фэна, поклонника непонятных автомобилей-австрийца Роланда и турецкого бизнесмена-торговца чужими подержанными автомобилями и производителя шаурмы- Симсека Месута. А как они, интересно, выкручивались? А вспомнив о них, мне немного становилось легче и я начинал лучше думать и выкручиваться дальше! Ведь таких феноменов в аудитории было больше ста человек. Но у этих всех феноменов было одно большое преимущество: они писали экзамен на своём родном языке, а я на чужом.

       В эти два дня были задействованы все внутренние силы организма и моего мозга, прокрутившие в течении шести часов весь мой жизненный цикл, начиная с ходьбы в детский садик и заканчивая самыми последними и свежими приключениями меня-нового Незнайки в Германии и будущего горе-Мехатроника-Смехатроника в зависшем состоянии души и не понимающим -для чего вообще этот весь немецкий сыр-бор. Сидел бы себе спокойно в Казани и торговал бы на базаре колбасой, яйцами и курями! Иными словами, где родился, там и на базаре пригодился! Не! В Незнайки-Смехатроники потянуло! Я им являюсь и по сей день! В эти два дня я безнадёжно и с поникшей головой сдавал в конце экзамена свои недописанные с оборванными каракулями собрания сочинений и убитый возвращался домой, где успокаивал себя бутылочкой пива.

       Через пару недель в письме по почте пришли результаты моих теоретических экзаменов. Я вскрывал этот конверт с письмом так боязно и медленно, как когда-то в далёком прошлом билет лотереи "Спринт" в ожидании сюрприза, но выигрыша в лотереи не было почти никогда. К моему большому счастью, в этом письме-лотереи был сюрприз, от чего я был в тот прекрасный день на седьмом небе! Ура! Теорию я сдал на слабенькую троечку, набрав 67 пунктов! По российским меркам - на троечку с жирным прежирным минусом. Но для меня эта была твердейшая единица со ста пунктами, если учитывать, что средний бал по всей Франконии был 66 пунктов. То есть, я по какой-то счастливой случайности оказался даже выше среднего бала на один пункт. Неужели в свет в основном вышли ещё сотни мехатроников-троечников, движущая сила в великой Германии. Но я гордился собой, несмотря на слабенькую троечку! Пусть даже этот выпускной экзамен был на уровне хорошего казанского техникума, но я его сдал на чужом языке и почти в 36 лет, в том возрасте, когда мозги уже глубоко атрофировались от застоя после окончания института в 1993 году.

       Из нашей группы трое не сдали экзамены в тот день. А кто? Легко догадаться. Но ничего! Со второй попытки через полгода и эти великие люди- двигатели германского прогресса набрали свои несчастные 55 пунктов. С практическим экзаменом-защитой дипломного проекта было немного полегче. Хотя на предприятии, где я проходил свою практику и делал свой дипломный проект, мною и не хотел никто больно заниматься. Каждый практикант - это человек, выполняющий самую дерьмовую работу на любой фирме, которую никто не хочет делать и от которой никогда ничему не научишься. Но ничего. Мы же привыкли в девяностые годы крутиться. Тем более крутиться на таком заводе как "Siemens" было одно удовольствие и азарт. Пришлось почти самостоятельно хорошенько полазить по заводу и придумать себе дипломный проект на тему: "Определение и устранение неполадки, и ремонт компактного трёхфазного преобразователя и ввод его в эксплуатацию". Самое главное, в этом мне никто не мешал, что и было для меня тогда большой помощью. Я его очень хорошо подготовил, используя навыки, наработанные в институте. Ранее я писал в одном рассказе про мою дипломную работу, написанную на фирме "Siemens". За неё я получил 94 пункта из ста возможных - твёрдая единица! А вот как я защищал свой дипломный проект напишу в двух словах.

         В экзаменационной комиссии присутствовали пять человек из разных специализированных областей. По счастливой случайности или большому везению эти проверяющие задавали мне те вопросы на которые я знал ответы, так как я интуитивно примерно к таким вопросам и готовился дома. Единственное, из-за  нехватки словарного запаса и плохого произношения с никчемной грамматикой я не мог чётко формулировать ответы на вопросы проверяющих. Но в ход на защите диплома непроизвольно пошла другая техника ответа на вопрос, которой я уже хорошо овладел до защиты диплома в моих прошлых странствиях, беспорядочных скитаниях и приключениях. Это были мои руки и ноги, и чистая пантомима с элементами  сурдоперевода, освоенным мною ещё давно в советской армии при общении с таджиками и киргизами. Я никогда не мог себе представить в Казани, что буду когда-то в будущем заниматься пантомимой, объясняя экзаменационной комиссии на защите дипломного проекта принципы работы трёхфазного электромотора и полупроводникового преобразователя  постоянного и переменного тока, применяемого в сверхскоростных поездах и трамваях.

         Проверяющие из комиссии балдели и громко хохотали от моих ответов и долго меня не отпускали, пытаясь то ли нащупать моё слабое место, то ли от души хотели посмеяться над Будущем великой Германии, разбавляя этим свои серые будни. А где ещё увидишь на работе бесплатное представление-выступление в жанре технической пантомимы заикающегося горе-иностранца. Пантомима и заменяла мой недостающий словарный запас. Директор нашей школы потом долго рассказывал ученикам из других групп об одном иностранце, плохо говорившим по-немецки, но защитившим дипломную работу на отличную оценку. В экзаменационной комиссии проверяющие и директора хорошо знают друг друга и иногда хвастаются отличными показателями своих школ.

        Таким образом, из меня в Германии сделали не только дуба-троечника-Мехатроника, но и научили художественной пантомиме. А что? И это отлично! Есть повод похудеть, а потом скакать по сцене, смешно изображая очередную актуальную тему с грустно намазюканным лицом скомороха в обтягивающих штанах и тесно прижатым аполлоновским круглишком между ног - скромным подарком от самого Микеланджело. Ещё одна специальность на чёрный день. Да и наша жизнь- высокая и пёстрая театральная сцена, где каждый человек играет свою на первый взгляд незаметную, но очень важную и главную роль в увлекательной интернациональной мьюзикл-пьесе под названием "It's A Hard Life". А поклонником и внимательным зрителем-критиком захватывающего сюжета является людская совесть, наблюдающая за действием через театральный бинокль, уютно расположившись на мягком бархатном лоджии и остро оценивая актёрскую игру главного героя. Самое важное-играть от чистой души и оценивать искренне правильно, не лукавя себе и всё получится!

        При защите дипломного проекта я вспомнил нашего добродушного прогульщика уроков Александра Абрахама, не стеснявшегося быть глупым в своих уважительных причинах по неявке на учёбу. Но он был таковым от природы или жизненного опыта, приобретённого, я думаю, в школе. В Германии учителя ставят детям оценки за устную работу на уроке, за то как часто ученик тянет руку, тем самым вызывая активность ученика в общем обсуждении учебной темы. Скорее всего наш Александр Абрахам на школьных уроках  хорошо научился без комплексов, не стесняясь, нести различную чепуху, превратившись в опытного прогульщика-сказочника. А я, в отличии от него, был вынужден выглядеть глупышом-дураком во время защиты диплома, дополняя и сопровождая мой ответ на вопрос элементами сурдоперевода и пантомимы. Таким глупым дураком по нужде я являюсь и по сей день. Но у меня и нет другого выхода. Но лишь не стесняясь быть глупым, можно хорошо научиться выражать свои мысли и их по-своему аргументировать и доносить собеседнику, вовлекая его в свои идеи и доводы. А глупости я часто вижу на работе и слышу от начальства, и по-тихоньку к ним уже привык. Президенты великих стран, не стесняясь, несут чепуху на весь мир! А они стали как-то президентами!

        Хочу отметить важную вещь. Найдя через месяц после учёбы работу и очутившись на фирме, я очень хорошо понял, что, оказывается, меня во время учёбы чересчур многому научили и даже 0,0000000000001 процента моих знаний не нужны на работе. Иными словами, всё что учил можно смело забыть, а просто работать, работать и работать. Быть влюблённым романтиком очень прекрасно по началу, а вот прожить со своей Любовью всю свою жизнь- большая работа, которая не имеет ничего общего с теоретической влюблённостью, состоящей в основном из красивых слов, несбыточных обещаний и частых эротических слияний пока не наступили одинаковые серые будни. Теория и практика - разные вещи! Поэтому, оказавшись на нашей легендарной фирме, мне нужно было заново учиться становиться круглым идиотом, выполняя монотонную работу.

        Наступил новый учебный период - период превращения из ещё не до конца сформировавш


Рецензии
Здравствуйте Наиль!
Очень интересно вы пишите, хотя и несколько растянуто.
Теперь вы стали немцем, или уехали поработать нашим корреспондентом в этой плохо нам знакомой стране.
мне понравилось, как вы написали о греках и турках.

Трубочисты и почтальоны - исчезающие профессии. У нас в России почти не топят углем, а корреспонденцию носят редко. Теперь СМС, Госуслуги.
Даже выборы в этом году частично прошли электронно.

Впрочем, у вас в Германии, может, ещё долго будут топить нашими дровами и углём?

На родину не тянет. Совсем там натурализовались?

Я тоже написал о Германии, но по источникам из сети, если интересно:
http://proza.ru/2021/10/06/1729

Владимир Иноземцев   11.10.2021 18:45     Заявить о нарушении
Добрый вечер, уважаемый Владимир! Благодарю Вас за терпеливое чтение моих нудных мемуаров и добрый отклик! Конечно немцем я не стал и никогда им не стану, а назад тянет всегда! Так и живём - не там и не тут! Обязательно прочитаю Ваше произведение!!!! Спасибо! Всего Вам самого доброго! С улыбкой и уважением! Наиль.

Наиль Габдульянов   12.10.2021 18:12   Заявить о нарушении
Наиль, а что вам мешает сделать отчаянный шаг, приехать на родину, и сделать что-то для своей страны?
А то. дети там. наверно, немцами стали?

Владимир Иноземцев   12.10.2021 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.