Ван Гог-яркий представитель постимпрессионизма-14

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Серия «Подсолнухи» – это дань солнцу. Это простые деревенские цветы, которым Винсент отдал свое сердце. Летом 1888г. Ван Гог становится настоящим солнцепоклонником; желтый цвет – цвет солнца, жизни, добра, главный в цветовой иерархии художника.
Солнце – это главный символ новой религии художника, религии чистого цвета. Цикл работ с подсолнухами весьма обилен.
«Подсолнухи» – возникают и загораются из светящихся желтого или голубого фона.

Как правило, Ван Гог выдвигает букеты вперед, и в то же время распластывает их по плоскости, уделяя внимание к каждому цветку и их сочетаниям, словно он постиг древнее искусство икэбаны.
Эти цветы Ван Гог идентифицировал с собой – он тоже дитя солнца.
Сегодня Ван Гог тяготеет к желтым цветовым решениям, а позднее уже переходит от желтых «симфоний» к сине-желтым или к красно-зеленым.
В живописной структуре Ван Гога красно-зеленые контрасты означают цветы зла.

Вот одна из самых знаменитых работ мастера и даже священных – «НОЧНОЕ КАФЕ», сент. 1888 г., худож. Гал . Йельского ун-та, США). Сюжет – обычное кафе, казалось бы заурядная реальность. Но!
Напряженные цветовые диссонансы должны придать этой «забегаловке» черты иррациональности.
Сообщить нечто зловещее, вызывающее представление о «демонической мощи кабака – западни», о месте «где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление». «Винно» – «кроваво» – красный цвет господствуют над остальными цветами.

Он наглухо замыкает клетку-пространство: вздыбленный, зеленовато-желтый пол с разбега упирается в красную стену. Вот бледно-зеленый гарсон. Он маячит позади биллиарда как призрак «дрессировщика», по мановению руки которого нагроможденные предметы вот-вот готовы двинуться прочь. На задней стене часы.

Неумолимо отсчитывающие часы и минуты человеческой жизни, они являются традиционным в искусстве напоминанием о скоротечности жизни, о приближении смерти.
Или зеркало, черная поверхность которого отбрасывает зловещие оттенки.
Вспомним, что у Эд.Мане зеркало привносило волшебный эффект реальности («Бар Фоли-Бержер»). Вся эта мешанина в жестком свете ламп, нагнетающем «атмосферу адского пекла», вышла из кошмара порожденного одиночеством, чувством беспокойства и страхом. Таково «Ночное кафе»!
Ищя выход из ужаса безысходности на земле, человек обращал свой взор к ночному небу – бездонному ультрамарину, утыканному лимонно-жёлто-белыми точками звёзд.

Этот простой, исконно человеческий жест открывает для живописи Ван Гога удивительную гармонию синей тьмы с желтым сиянием во всем их очаровании. Он пишет знаменитую «ТЕРРАСУ КАФЕ НОЧЬЮ», сент. 1888 г., муз. КМО.
Винсент изображает звезды в виде цветов, а столики, сияющие как монетки, словно зазывают прохожих.
Эта немыслимая южная ночь, приветливо сияющая желтым теплом и мерцающая смешением земных и небесных огней, создает невиданную доселе в живописи картину.

Именно такие полотна являлись для Ван Гога наградой за страдания.

25 октября, наконец, приезжает в Арль Гоген. Он берет бразды правления в свои руки, недовольный безалаберностью Винсента. Ван Гог восторженно воспринимает Гогена, как умного друга и большого мастера. В целом этот недолгий период, заканчивающий жизнь Ван Гога в Арле проходит под знаком Гогена. Во имя их будущего творчества Ван Гог готов стать «служителем Гогена».
Теперь мотивы картин выбираются вместе с Гогеном.
Присутствие Гогена окрасило для Ван Гога окружающий мир в гогеновские тона. На первое место в его «иерархии» контрастов выдвинулась гогеновская триада – красно-коричнево-зеленый.


Рецензии
- Эта немыслимая южная ночь, приветливо сияющая желтым теплом и мерцающая смешением земных и небесных огней, создает невиданную доселе в живописи картину.- Ну. разве это не чудо как написано.
Теперь понятно, почему я иногда путаю работы Ван Гога и Гогена!
Оказавается, Гоген в1888 году в Арле подбирал сюжеты для Ван Гога.


Лариса Бережная   15.12.2019 01:08     Заявить о нарушении