Эскиз механизма исторического развития

Речь идет о постороении активных отношений к процессу исторического развития - украинские историки озабочены возможностями корректирующей подстройки к объективно неуправляемым трендам в историческом развитии и поддержки возможного эффективного управления процессом развития украинского народа, израильские историки - тоже для народа Государства Израиль.

Яндекс предлагает определение субъекта, которое мне представляется адекватным, и применительно к предмету «историческое проживание народа» представляется приемлемой такая версия: Субъекты исторического проживания конкретного народа - это участники отношений в народе и вокруг этого народа в моменты их способности повлиять на процессы перехода народа из одного состояния в другое.
Носителями субъектной способности, проявлять субъектность могут отдельные лица, группы лиц или сообщества различного более крупного масштаба.
Моменты, когда конкретные участники отношений могут быть и проявляться такого рода субъектами, - преходящи.

Субъекты могут присутствовать в различных сферах влияния на поведение народа, воплощающее собой историческое развитие:

- в социокультурной сфере. Социокультурная сфера – это подсистема общества, в которой создается и сохраняется нормативная культурная традиция, разделяемая в той или иной степени всеми членами общества и передаваемая от поколения к поколению через различные социальные процессы. Выделяя признаки некоторого различия между культурной и социальной составляющими социально-культурной сферы, или, в иной интерпретации, системами, антропологи стремились подчеркивать культурный аспект этого комплекса, а социологи – аспект взаимодействия (Парсонс Т. О социальных системах. – М.: Академический проект, 2002. – сс. 554–555).

- в плитической сфере, то есть, в сфере проявлений организованных интересантов,

- в экономической сфере, в сфере владельцев благ и таких специфических благ, как средств производства благ,

- в сфере накоплений известных способов/средств понимания разного рода проблем и способов/средств поведения,

- в сфере проявлений экологических условий.

Во всех этих сферах могут также оказываться и предъявлять себя другие народы с конкурирующим, партнерским или нейтральным проявлением.

Между состояниями, событиями в этих сферах, между субъектами в этих сферах есть взаимовлияние.

Вся эта система влияний воздействует на народ, в частности через элиту народа. Под этими влияниями в народе «категорический императив к проживанию» развивается в цели, планы, действия - актуализируется историческое развитие.   

Национальные историки, обладатели особой компетентности - способности и умения видеть механизм исторического проживания, исторического развития, могут помогать конкретным субъектам более адекватно понимать системные взаимосвязи и формировать более эффективные субъектные проявления.

Субъекты могут привлекать поддержку историков идеологическим мотивами своих устремлений, административным принуждением, экономическим стимулированием... Могут использовать историков манипулятивным образом - историк предполагает один смысл своей деятельности, в субъекты используют его продукты и сам факт его деятельности в своих интересах.

Например, как я понял из выступления Геогргия Касьянова, он пытается «отделять профессиональную историографию от политики». Но, его лекции в молодежных аудиториях, увлеченно играющих в декларирование добра, только способствуют актуализации интересов тех субъектов международных отношений, которые заинтересованы в политической слабости народа Украины. Деятельность компетентностно сильного историка, на сравнительно минимальном, личностном уровне, но подрывает историческую перспективу Украины.

Предполагаю, но надо проверить более содержательным исследованием, что ЧРЕЗМЕРНО энергичные действия украинских историков по признанию Голодомора геноцидом, участие в интенсивной мемориализации Голодомора подобны забюрократизированной активности в сфере мемориализации Холокоста.

На мой взгляд, перспективу выживания еврейского израильского населения и перспективу выживания норода Украины в нарастающем противоборстве цивилизационных гигантов надо искать в ментальной слабости этих народов в периоды Холокоста и Голодомора - искать на путях радикального лечения ментальности. Тогда возможно реализуется дальняя историческая перспектива проживания этих народов. В этом проблема для историков, устремленных послужить именно такой перспективе своих народов.

Путь к осуществлению дальней перспективы лежит через системно согласованную прагматическую деятельность конкретно текущего периода времени. Здесь просматривается потребность в сотрудничестве двух групп историков, профессиональные (и гражданские) интересы которых связаны с непосредственной и дальней историческими перспективами. Мешать такому сотрудничеству могут субъекты, интересы которых не выходят за рамки текущего периода, и «обслуживающие» их историки. 


Рецензии