Секреты Шопена. Танец, поэзия и музыка

Секреты Шопена | Танец, поэзия и музыка

Фредерик Шопен заметно выделяется на фоне других гениев музыки не только тем, что он сконцентрировался на одном инструменте (фортепиано), практически отказавшись от ансамблей, крупных форм и симфоничности.

Основу его наследия составляют преимущественно камерные произведения, миниатюры, которые объединяются лишь на самом начальном композиционном уровне (количественном): полонезы — попарно, ноктюрны и вальсы — по два или по три, мазурки — по три, по четыре или по пять, этюды — по двенадцать.  Он отказался от явной программности музыки, оставив слушателю возможность самому доопределять заложенную в музыку драматургию и скрытые мотивы. Иными словами, его куда меньше интересовало увлечение "масляной" живописью, монументализмом и масштабными полотнами, сколько привлекали "рисунок", "акварель" и миниатюры. 

Быть может, не последнюю роль в сознательном выборе миниатюр и ставке на один инструмент сыграл пример Никколо Паганини, композиторский дар которого столь высоко ценил Джоаккино Россини: "Счастье для итальянских композиторов, что Паганини при своей железной воле не направил своего дарования на оперу: тогда он затмил бы всех своих соперников".

Да и исполнительское мастерство, как и у Паганини, у Шопена было на высоте: он безусловно входил в число лучших пианистов своего времени, а среди них ведь были Фридрих Калькбреннер (1784-1849), Сигизмунд Тальберг (1812-1871), Ференц Лист (1811-1886).  Как в шутку заметил знаменитый французский прозаик Эрнест Легуве, "на вопрос, кто первый в мире пианист — Лист или Тальберг, ответ только один — Шопен".

Немалую роль сыграла и атмосфера концертных площадок. За всю свою жизнь Шопен дал лишь около 30 публичных концертов (и далеко не все сольные): Вроцлав (1), Душники (1), Манчестер (1), Глазго (1), Руан (1), Эдинбург (1), Мюнхен (1), Лондон (3), Вена (4), Варшава (5),  Париж (12).

Но как утверждал боготворивший его Ференц Лист, в беседах с ним Шопен признавался: "Я не гожусь для публичных выступлений — публика меня смущает, я задыхаюсь в дыхании толпы, меня парализует любопытный взгляд, заставляет умолкнуть вид чужих лиц".

Потому его более привлекало выступление на камерных площадках: в светских салонах Варшавы, Дрездена, Вены, Лондона и Парижа. Как вспоминала его возлюбленная Жорж Санд, именно "в интимной атмосфере салона, где на час собирались человек двадцать и гости окружали артиста, тогда и только тогда демонстрировал он весь свой талант и весь свой гений".

Да, Шопен намеренно (и благоразумно) отказался от всеядности: в его творческом наследии не сыскать опер, кантат, ораторий, симфоний, да и камерных ансамблей (дуэты, трио, квартеты, квинтеты) исчезающе мало:

1. трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели (1828-1829);
2. рондо до мажор  для двух фортепиано (1828);
3. полонез до мажор для фортепиано и виолончели (1829-1830);
4. вариации ми мажор для флейты и фортепиано (1826-1830?);
5. большой концертный дуэт ми мажор для фортепиано и виолончели (1832-1833);
6. соната соль минор для фортепиано и виолончели (1846-1847).

Все свои произведения для фортепиано с оркестром Шопен сочинил в молодые годы, в возрасте 18-22 лет.  Особняком стоят два фортепианных концерта: Первый (ми минор, 1830) и Второй (фа минор, 1829-1830). Это вершина его творчества в крупных формах.

Помимо этого есть четыре концертные пьесы, которым издатели добавили блеска в названиях: Интродукция и Большие блестящие вариации си-бемоль мажор (1827-1828, Op.2), Блестящая фантазия (Op.13), Большое блестящее рондо (Op.14), Большой блестящий полонез (Op.22).

А также еще три произведения для фортепиано с оркестром: (1) фантазия ля мажор на польские темы (1828), (2) рондо фа мажор а-ля краковяк (1828), (3) полонез ми-бемоль мажор (1830-1835).

Если кратко определять кредо Шопена, то можно назвать базовую триаду: фортепиано, миниатюра, танец.

Именно танец сформировал ту основную почву, на которой произрастал и развивался гений Шопена. Как и Моцарт, он был очень неплохим танцором, знал и любил эту сферу искусства. Как и Моцарт, понимал, что музыка — наука о времени (именно так её именовали в античности).  Как и Моцарт, считал, что самое необходимое, самое трудное и самое главное в музыке — это время.

Танец — один из краеугольных камней в творчестве И.С.Баха, В.А.Моцарта, П.И.Чайковского. Танцевальные истоки — сюита и соната. Движение к монументальности в классической музыке вело к постепенному отказу от танцевальности, и тогда поэзия музыки растворялась в музыкальной прозе.

Шопен вернул в музыку поэзию. Ритмику неслышного слова и невидимого танца.

Танец не только впитывает в себя самобытность национальной культуры, не только придаёт узнаваемый, прикладной характер абстрактной музыке, но и формирует чётко выверенные лекала, по которым выкраивается музыкальная миниатюра.

Своё творчество Шопен чётко разбил на два направления, на два непересекающихся множества:
(1) публичное направление (наиболее отточенные произведения, яркие, концертные);
(2) приватное направление (не для широкой публики, более легкие и простые, личные, нередко с акцентом на особую камерность).

Исходя из этого деления он по-разному выстраивал процесс создания и доводки полуфабриката до финального "товарного" вида.

В метрическом репертуаре Шопена три основные размера: 3/4, 4/4 и 6/8. Иные встречаются крайне редко. Трехдольный метр (3/4) у него танцевальный — основа светских танцев: мазурок, полонезов и вальсов.  В этом же размере написаны менуэт и болеро, а также все скерцо.

Четный метр на 4/4  отражает два характера музыки: элегию (песня) и динамику (марш, концертное и сонатное аллегро). Размер 6/8 для Шопена — отличительный знак романтизма  (баллады, ноктюрны, этюды, прелюдии, тарантелла, колыбельная, баркарола).

Танцы всех жанров составляют самую многочисленную группу его произведений: их свыше ста. Шопен застал тот период, когда музыка для танцев превратилась в музыку для слушания, сохранив при этом танцевальную основу: инструментальные пьесы как незримые танцы. Некоторые мазурки, вальсы, полонезы Шопена впоследствии исследователи его творчества (Ф.Никс, Г.Ляйхтентритт) стали называть танцевальными фантазиями. Шопен блестяще владел искусством музыкального смешения народного и светского танца. В творчестве Шопена можно найти элементы таких народных танцев, как мазур, куявяк, оберек.
 
Для удобства анализа я составил таблицу, которая раскрывает количественную анатомию танцевальной основы творчества Шопена. Приведены танцы (как самостоятельные произведения) с разбивкой на 5 групп:
• A – публичное направление;
• B – приватное направление;
• C – сомнительное авторство;
• D – пропавшие произведения;
• E – наброски, черновики.


= ТАНЦЫ /A/B/C/D/E/
1. Мазурка /43/12/4/0/2/
2. Вальс /8/9/2/7/0/
3. Полонез /9/9/0/1/0/
4. Мазур /1/1/0/0/0/
5. Краковяк /1/0/0/0/0/
6. Экоссез /0/3/0/1/0/
7. Болеро /1/0/0/0/0/
8. Тарантелла /1/0/0/0/0/
9. Контрданс /0/0/1/0/0/
10. Бурре /0/0/0/0/2/
11. Галоп /0/0/0/0/1/

Шопен мыслил танцем. При этом его танцевальное мышление опиралось на поэтическое слово и его каноны. По мнению профессора Мечислава Томашевского, одного из ведущих экспертов творческого наследия Шопена, "исходная форма мазурок — классическое, основанное на строгой симметрии построение периодами, связанное у Шопена с этим жанром, как строфы четверостиший — с "Книгой песен" Генриха Гейне".

Не последнюю роль в восторженном почитании Шопена при жизни сыграло то, что многие его произведения посвящались парижским дамам большого света. Генрих Гейне в своих письмах из Парижа деликатно и иронично отразил веяние парижской моды: "Шопен – любимец этой элиты. Она ищет в музыке высочайших духовных наслаждений, а Шопен умеет раскрыть перед нашими глазами ту поэзию, что живёт в его душе".

——
ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

• Полонез. Фредерик Шопен и искусство танца: http://proza.ru/2019/06/26/1393
• Секреты Шопена. Речь и пение музыки: http://proza.ru/2019/08/16/1548
• Пение как танец. Продолжая Шопена: http://proza.ru/2019/08/17/960


Рецензии