2019-й, PS

Изначально не было желания подводить какие-либо итоги уходящего 2019-го. Год (лично для меня) не самый плодотворный – 2017-й был невероятно созидателен во всех смыслах, с июля я реально нащупал тот самый «свет в конце тоннеля», и сейчас, оглядываясь назад, не понимаю: как я всё тогда успел, избежав творческого выгорания? 2018-й – ровный… Я бы сказал – небезнадёжный, с отдельными удачами. Сейчас… Впрочем, разве дело только во мне?

Смотрю страницы друзей и вижу грустновато-философские итоги. Понимаю. Или надеюсь, что понимаю многое о нашем времени. Разделяю эти чувства, но позвольте написать о тех субъективных итогах, что ныне попадают в категорию колбасы, майонеза, коробок конфет и шампанского в эпоху тотального советского дефицита. Только дефицит этот сейчас иной – ума, интеллигентности, человечности, творчества и света, в глобальном смысле. Поэтому номинаций плана «Провал года» или «Разочарование года» у меня не будет. Считаю, что достаточно писал об этом на страницах в соцсетях в разное время. Готовы? Я врубаю фон с помпезной оркестровкой и зачитываю имена лауреатов.


***


Фильм года:
Ван Гоги
http://www.proza.ru/2019/09/06/1247

Скромный бюджет, почти провал в прокате (чай, не про викингов или Т-34), да ещё ныне «враг России» Алексей Серебряков в одной из главных ролей. Лучшей скрытой рекламы, дорогие маркетологи, для меня не изыскать. И, конечно, режиссёрская работа Сергея Ливнева. Картина не станет «народной», её не растащат на цитаты, но она, помимо всего прочего, даёт повод трезво взглянуть на многое. Например, истинное осознание заповеди о почитании родителей и возвращение к мыслям… одного из православных Вселенских соборов – душевное родство не ниже кровного, а превыше всего – духовное. То, что на светском языке именуется «пониманием с полуслова в главном».

Вопросы эти, к слову, так и не проговорены в светском и религиозном сознании, оставаясь где-то на периферии второстепенных тем, привычно рядящихся под главные, от политической конъюктуры до фантомных «скреп».


Событие года:
Дмитрий Быков и его свидетельства после выхода из комы

Да, это не Егор Жуков, при моей всецелой поддержке 21-летнего студента ВШЭ. Мне отталкивающе не нравится, как за последние дни общество с его тотальным дефицитом искреннего нонконформизма и права произносить то, что думаешь, не только на кухне или в соцсетях под вымышленным ником, лепит из Егора спасителя России. Дай Бог ему пережить всё это. Что, подчас, труднее, нежели произнести последнее слово в суде.

Дмитрий Львович весной впал в кому, его антагонисты мигом выдумали инсульт, а в реальности причиной стало острое пищевое отравление. Вернувшись в наш бестолковый Мир, Быков засвидетельствовал, что Мир иной, который люди плоско именуют «потусторонним», не миф. Далее всё, как и две тысячи лет назад: верующим эти «доказательства» не нужны, атеистов и агностиков они ни в чём не убедят:
http://www.proza.ru/diary/kostya73/2019-04-28


Книга года:
Век без поэтов (Елена Янушевская)
http://www.proza.ru/2019/10/28/876

Читать. Спорить. Осмысливать. Перечитывать, уточняя акценты. И снова – размышлять.

Мы как-то подзабыли о предназначении книг, безотносительно жанра – беллетристика, публицистика, etc. Они, в лучшем случае, добрый попутчик на экране смартфона или планшета, убивающий время по пути на работу и домой в пробке с унылыми лицами «дорогих россиян». Попутчик ненавязчивый, по принципу «не грузи, да не грузим будешь».

Находясь в ежедневном процессе диалога с автором на страницах книги, я пока совершенно не готов к развёрнутой рецензии, тем паче – «вердикту». Отмечу лишь, что «приговор эпохе», на мой взгляд, не только многие созвучные мне мысли автора, но и печатный тираж. 200 экземпляров. (Эгоистично допишу: у меня – есть. В старомодном формате перелистывания страниц и даже с дарственной надписью).


Альбом года:
Egypt Station (Paul McCartney)
http://www.proza.ru/2018/10/26/18

Да-да, я в курсе, что это, вообще-то, сентябрь 2018 года. С тех пор в двухсотый раз реанимировались Deep Purple, Rolling Stones вновь пригрозили записать тысячный альбом в дискографии, а я натырил с десяток рекомендаций о новье на страницах БГ и Дмитрия Смирнова (не протоиерея, к счастью, а прекрасного музыканта!). Но… слушая, позёвывал, впадая в краткий экстаз от созвучных фрагментов. Ощущения цельности полотна, как в случае с Маккартни, – нет. Музыка, вероятно, острее иных жанров ощущает раздробленность и фрагментарность эпохи постмодерна. «Шагнуть За» удаётся единицам. Маккартни, непостижимым образом, способен на это и в 76.

Или это я неумолимо впадаю в маразм про «большие деревья» и «молодых мам» …дцать лет назад. Но по итогам-2020, боюсь, напишу снова про Egypt Station. Конечно, если Пол не выпустит свежий диск.


Спортсмен года:
Артемий Панарин (сборная России, клуб New York Rangers)

Российский хоккей – одно из считанных не фейковых явлений в сегодняшней жизни, где важнее казаться, а не быть. В НХЛ ныне 31 россиянин, и среди них – с десяток игроков топ-уровня. Но Панарин – и в среде соотечественников, и из всей тысячи мастеров команд НХЛ – стоит для меня совершенно особняком. Вещи на льду на уровне искусства с неизменной улыбкой на лице. Дурашливый Instagram. Отсутствие скрепных иллюзий о нынешней власти, равно как и боязни сказать об этом миллионной аудитории.

А главное, хоккей Артемия. Я понимаю всё: что и зачем он делает на льду. С шайбой и без. И восхищаюсь – как он это делает. Эффект соприсутствия. Эмпатия, словно играешь сам. Свойство огромного таланта, к слову. Нью-Йорк, который невозможно удивить ни гениями, ни авантюристами, с октября стоит на ушах от хоккея паренька из Коркино Челябинской области. И то ли ещё будет к весне.
http://www.proza.ru/2019/07/04/1502


PS:
Личное
Роман «Дети Декабря»
https://author.today/work/33910

Дописан. «Я сказал, я всё сказал»… Набрал (на разных ресурсах) под тысячу просмотров. Поговорили о нём с друзьями. Но, в общем-то, замысел, сюжет, название – всё это родилось в 2017/18 годах. Год уходящий был потрачен на техническое воплощение: правки, уточнения, вычёркивания, доработки сюжетных линий, отсечение ненужного – в общем, рутинная литработа.

В остальном, быть довольным нечем. Ретро-рассказ «Лектор», написанный за пару дней, несколько юмористических миниатюр (проза в стихах, как я это именую), и… ни единого подлинно лирического стихотворения. Не ради складывания слов-кубиков из рифм, а при состоянии невозможности выразить иначе, равно как и невозможности промолчать.

Отчасти и поэтому, год, во многом, тяжёлый. Хорошо, что он заканчивается.

И спасибо всем, кто читал и поддерживал в 2019-м.


Рецензии