Чок и Чик

Моей подруге Анне Едуновой
и её мальчикам: Косте, Марку и Серёже


Однажды жарким летним днём червячок Чок заметил, что копать стало труднее.

«Земля совсем высохла, ещё чуть-чуть, и она будет твёрдой, как камень», — заволновался Чок.

Как только он это подумал, небо затянулось тучками и начался ливень. Дождь стучал большими, крупными каплями по автомобилям, лавочкам, качелям и дорогам.

«Поспешу-ка я наверх, пока не затопило мои туннели», — подумал Чок.



Червяки дышат всей кожей, и для дыхания им необходим воздух. Когда под землёй много влаги, Чок и другие червячки всегда выбираются на поверхность. Чок хотел забраться в безопасное место, но случайно выполз на асфальтную дорогу и попал в глубокую лужу.



Червячок извивался, изо всех сил стараясь спастись, но выбраться никак не удавалось. Вдруг, когда уже червячок потерял надежду, кто-то подхватил его и положил в траву под дерево.

Чок нащупал (а он не мог ничего увидеть, ведь червяки совершенно слепые) пухлого червяка.

— Спасибо, что спас меня, — сказал Чок.

— Бедный червячок, ты в порядке? — спросил спаситель.

Чок закивал.

— Я Чик!

— А меня зовут Чок.

С тех пор Чок и Чик подружились. Чок поселился под деревом, которое росло на холме. Чик приходил иногда проведать друга.



— Чок! Чок! Ты где?! — звал червячка Чик.

— Привет! Я тут!

— Что ты делаешь, Чок? — спросил Чик.

— Я работаю, рыхлю землю, чтобы корни деревьев и цветов могли дышать под землёй.

— Молодец, червячок!



На следующее утро Чик снова заглянул к другу.

— Чок! Ты тут? — крикнул он в норку.

— Привет, Чик! — раздался голос из глубины.

— Извини, я занят, тащу листья деревьев в норку, чтоб всегда было что покушать, ещё можно соорудить из листика дверку в «комнатке»! — сказал Чок.

— Молодец, Чок! Запасливый. А что ты ещё любишь кушать?

— Дождевые червяки любят органические отходы, но свежие листочки — самое вкусное лакомство!

— А как ты, Чок, землю роешь? У тебя ни рук, ни лопаты, — спросил Чик.

— Вот чудак! — засмеялся Чок. — Все червяки роют головой, ищут щель в земле, просовывают зауженную часть головы, раздувают её, расталкивают землю во все стороны. А если почва плотная и нет щелей, то тогда мы заглатываем землю, широко раскрывая рот. Она проходит через кишечник и затем где-нибудь на поверхности выходит экскрементами — почвой, обогащённой полезными бактериями, — увлечённо рассказывал червячок. — Почва благодаря червям становится рыхлой, зернистой и более плодородной, — важно добавил Чок.

— Чик! А у меня для тебя подарок! — сказал червячок другу.

— Ух ты! Да это же монета! Интересно, кто её здесь закопал? Пираты? — спросил Чик.

— Какие же тут пираты? — улыбнулся Чок.

— Никто не закапывал, монета упала, а червячки, выбрасывая переработанную землю на поверхность, и создали этот слой почвы, покрывший монету сверху, — рассказал Чок.

— Не может быть! — удивился Чик.

— А как же! Вон сколько нас, червяков, тут трудится. За сутки каждый червяк пропускает через свой кишечник пять грамм земли — это как наш собственный вес. А за год мы вырабатываем слой почвы в полсантиметра! Мы, червячки, хоть и маленькие, но приносим огромную пользу нашей планете, — сказал Чок.

— А ты что умеешь? — спросил Чок друга.



— Я люблю делать ямки, толкая рыхлую землю, и сажать семена растений! — сказал Чик.

— Молодец! Это очень хорошо, — похвалил Чок.

— Извини, Чик, мне пора бежать, то есть ползти, у меня ещё много работы сегодня. До встречи!

— Пока, Чок!

Довольный Чик укатил монету.



Как-то солнечным тёплым утром Чик решил навестить друга.

— Привет, Чок!

— Привет, Чик.

— Что это у тебя за поясок на шее?! Шарфик?

— Нет, — улыбнулся Чок, — там мои будущие детки. В коконе растут яички, когда я найду безопасное место, то сброшу поясок, а из яиц появятся маленькие червячки. И всего через три недели они вырастут и станут большими червячками, как я. Каждый червяк так умеет.

— Ух ты! — сказал Чик.

— А у тебя есть детки, Чик? — спросил Чок.

— Нет, у меня есть братишки, — ответил Чик.

— Это хорошо! Братья — это здорово! — сказал Чок.

— Согласен, — кивнул Чик.

— Счастливо, друг! — попрощался Чок.

— Пока, Чок!



— Привет, Чик! — окликнул друга Чок.

— Смотри, мои дети подросли! Знакомься, это — Чок! Это — Чок, и это тоже — Чок, и тот маленький конечно же — Чок! — назвал всех червячков по именам червячок Чок.

— Здравствуйте, приятно познакомиться! — сказал Чик.

— А это мои братья: Чик, Чик, Чик и тот большой Чик!

— Будем знакомы! — вежливо сказал Чок.



Братья Чики потянулись к Чоку, подхватили его и оказались ничем иным, как пальчиками. Чок только сейчас заметил, что Чик вовсе не червячок, а пальЧик.

— А это наш мальЧик! — гордо сказал Чик.

И Чок почувствовал тёплое дыхание милого мальчугана с любопытными глазками и доброй улыбкой.

— Привет, Чок, я Матвейчик!


Рецензии