Великая балерина Майя Плисецкая

Родилась великая балерина Майя Михайловна Плисецкая в Москве в 1925 году. Отец Майи был инженером, позже Сталин его назначит на высокую должность в угольной промышленности. Мать – киноактриса немого кино. Балерина была старшей из троих детей в семье.

В 1937 году отца арестовали, а в 1938 году расстреляли, мать с младшим братом отправили в ссылку в Казахстан. Чтобы детей не забрали в детдом, Майю Плисецкую удочеряет тётя – балерина Большого театра Суламифь Мессерер, а её среднего брата – дядя.

Именно тётя сыграла большую роль в жизни Плисецкой. Уже в семь лет она отвела девочку на отбор в хореографическое училище, в которое она с лёгкостью поступила, имея уникальные способности. С самого детства Плисецкая знала силу своего воздействия на публику, была уверена в себе и никогда не боялась сцены. Несмотря на то, что ближайшие родственники работали в Большом театре, всего в училище Майя Плисецкая добивалась сама. У неё был сложный характер. Она никогда и никому не подчинялась, если сама этого не хотела.

С 1941 по 1942 год Майя Плисецкая с семьёй находилась в Свердловске в эвакуации. Возможности заниматься хореографией в эти годы почти не было. Несмотря на обстановку в стране, Мессерер ставит для Плисецкой танец умирающего лебедя. Это было первое профессиональное выступление молодой балерины. Этот танец стал коронным номером балерины, за что получил название «Вечная жизнь умирающего лебедя».

В 1943 году, окончив хореографическое училище, начала работать в Большом театре. Она поражала всех своей исключительной техникой и умением выражать все тонкие эмоции души в танце. Эти черты ей обеспечили большой успех в театре. Одну за другой она получила все сольные партии. А когда на пенсию ушла не менее известная Галина Уланова, стала неоспоримой примой.

В 1956 году Плисецкая собиралась в турне с Большим театром в Великобританию. Но КГБ отыскал компрометирующие материалы: арест отца, родственники за границей и еврейские корни, и отказал в разрешении на выезд. В этом же году балерина первый раз выходит замуж за танцовщика Мариса Лиепу, но брак не был долгим, всего несколько месяцев.

В 1968 году в доме Лилии Брик Плисецкая познакомилась с композитором Родионом Щедриным. После этой встречи они больше никогда не расставались. Щедрин стал вторым и последним мужем великой балерины. Их брак был счастливым, а совместное творчество плодотворным.

Зарубежным правительственным делегациям в Советском Союзе всегда показывали самое лучшее в стране. Одним из самых лучших всегда был балет с участием Майи Плисецкой. Хрущёв понимал, что прекрасная танцовщица была не только лучшей в Советском Союзе, но и во всём мире. Наконец, разрешает ей выезжать за рубеж. В 1959 году Плисецкая поехала в первый американский тур с Большим театром. От выступления советского балета зрители были в восторге. Американские кинозвёзды и знаменитости стояли в очереди, чтобы встретиться и познакомиться с Плисецкой.

Возвратившись, Майя Плисецкая не только исполняла все главные роли в классических балетах, но и стала инициатором создания новых современных постановок. Ко многим балетам, которые исполняла Плисецкая, сочинял музыку Родион Щедрин, и все они с успехом проходили на разных сценах мира.

Балерина много гастролировала и работала за рубежом с гениальными балетмейстерами. Несмотря на это, она всегда возвращалась в Советский Союз. В 80-ых годах работала директором театра оперы и балета в Риме, а также главным хореографом национального балета в Испании. Она была обладательницей многих отечественных и мировых премий и наград. Часто снималась в кино.

В 1990 году, после развала СССР, из-за конфликта с руководителем Большого театра Григоровичем, Плисецкую уволили. Балерина вместе с мужем уехала жить в Германию. Майя Плисецкая продолжала танцевать, работать как репетитор и постановщик, периодически приезжала в Россию. Стоит отметить, что на сцену балерина выходила в возрасте 70 лет, показывая своим примером, что для любимого дела нет возрастных ограничений.

В 2015 году Майя Плисецкая скончалась в Мюнхене от инфаркта. Она оставила после себя огромную и благодарную память для всех поколений.

В заключение привожу отрывок из книги балерины «Я, Майя Плисецкая»:

«Я получала за спектакль 40 долларов, собачка – 700...»

В Америке в 1959-м я получала за спектакль 40 долларов. В дни, когда не танцевала, — ничего. Нуль.

Кордебалету выдавали по 5 долларов в день. Суточные. Или «шуточные», как острили.

А когда позднее я танцевала в Штатах «Даму с собачкой», то американской собачке, с которой я появлялась на ялтинском пирсе, платили 700 долларов за спектакль. Но это так, между прочим.

Денежные расчеты с артистами в советском государстве были всегда тайною за семью печатями. Запрещалось, не рекомендовалось, настоятельно советовалось не вести ни с кем разговоров на эту щекотливую тему. Особливо, как понимаете, с иностранцами. Прозрачно намекали, что заработанные нами суммы идут в казну, на неотложные нужды социалистической державы.

Кастро вскармливать? Пшеницу закупать? Шпионов вербовать?..

Позже просочилось на свет божий, куда уплывали валютные денежки. К примеру, сын Кириленко — дважды Героя Социалистического Труда, бывшего секретаря ЦК и члена Политбюро — с разбитной компанией дружков-шалопаев регулярно наведывался в саванны Африки охотиться. На слонов, носорогов, буйволов, прочую африканскую дичь. Для забавы отпрысков партийных бонз лишали артистов в поту заработанного, продавали задарма собольи меха, древнюю утварь скифов, живопись. Отбирали гонорары у спортсменов.

Как просуществовать на 5 долларов? Удовлетворить нужды семьи? Купить друзьям подарки? Ребус.

Стали обыденными голодные обмороки. Даже на сцене, во время спектаклей. («Мы — театр теней», — потешали себя артисты.)

Хитрющий продюсер Юрок тотчас смекнул — эдак не дотянут московские артисты до финиша гастролей. Стал кормить труппу бесплатными обедами. Дело сразу пошло на лад. Щеки зарозовелись, скулы порасправились, все споро затанцевали. Успех!..

Когда поездки за рубеж стали делом вполне привычным, а таких расчетливых импресарио, как Юрок, больше не находилось, артисты Большого балета начали набивать в дорогу чемоданы нескоропортящейся «жратвой». Впрок. Консервы, копченые колбасы, плавленые сыры, крупы. Сдвинуть такой продовольственный баул с места простому смертному не под силу было. Поджилки лопнут. Только натренированные на поддержках танцоры легко расправлялись с непомерной тяжестью.

На пути запасливых вставала таможня. Тут на кого попадешь. Когда конфисковывали — когда сходило...

Так у всех нас это на памяти, что сомневаюсь — писать ли? Для будущих поколений напишу. Пускай узнают про наши унижения...

Гостиничные номера Америк, Англий превращались в кухни. Шла готовка, варка. По коридорам фешенебельных отелей сладко тянуло пищевым дымком. Запах консервированного горохового супа настигал повсюду надушенных «Шанелью» и «Диором» тутошних леди и джентльменов. Советские артисты приехали!..

К концу поездок, когда московские запасы иссякали, танцоры переходили на местные полуфабрикаты. Особым успехом пользовалась еда для кошек и собак. Дешево и богато витаминами. Сил после звериной пищи — навалом... Между двух стиснутых казенных гостиничных утюгов аппетитно жарили собачьи бифштексы. В ванной в кипятке варили сосиски. Из-под дверей по этажам начинал струиться пар. Запотевали окна. Гостиничное начальство приходило в паническое смятение. От дружно включенных кипятильников вылетали пробки, останавливались лифты. Мольбы не помогали — мы по-английски, мадемуазель, донт андестан. Ферштейн зи?..

Где-то у Лескова сказано, что российский люд проявлял всегда чудеса изворотливости, особливо во времена сильных прижимок (цитирую по памяти, только смысл). Вот вам, пожалуйста...

Каждый «суточный» доллар был на строжайшем счету. Один из моих партнеров на предложение пойти вместе в кафе перекусить с обезоруживающей откровенностью сказал:
— Не могу, кусок застревает. Ем салат, а чувствую, как дожевываю ботинок сына...

Саранчовая вакханалия обрушивалась на отели, где держали шведский стол. В течение нескольких минут съедалось, слизывалось, выпивалось все подчистую. До дна. Замешкавшиеся, проспавшие грозно надвигались на персонал, брали за грудки, требовали добавки, взывали к совести...

Позор. Стыдобище.

Я живописую то, чему сама свидетельницей была. Свой родной Большой театр. Но то же самое происходило с другими гастрольными группами. Разница могла быть в малых оттенках. Вроде: в ансамбле народного танца Грузии суточные составляли 3 доллара в день...

Кто в срамоте повинен?

Нищенствующие, подневольные артисты — или те, кто выдумывал и писал безнравственные законы? Пока танцоры жарили собачьи бифштексы на гостиничных утюгах, наши вожди — члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС — отлучались из дома лишь с персональной едой. Спец-еда была в оцинкованных ящиках под пломбами (неровен час, отравят верного ленинца, расстроят желудок). Специальная охрана на специальных автомобилях сопровождала вельможу повсюду — вдруг проголодается?..»


В Большом театре я побывал четыре раза, находясь в командировках в Москве. При скромных суточных 2 рубля 40 копеек я выкраивал средства и для театра. Дважды покупал билеты в кассе и дважды с рук без переплаты. Цены были доступные, так, к примеру, билет в партере стоил 2 рубля 50 копеек. Знаменитую Майю Плисецкую видеть на сцене не довелось, но слушал классические оперы и смотрел замечательные балеты. В современной России посещение Большого театра является дорогим удовольствием, хотя и большим.

В статье использовались материалы из Интернета.


Рецензии
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.