Встреча

               
    Печально   думать и, возможно, лучше даже не думать о том, что неизбежность — есть неизбежность, и мы бессильны перед ней. Да, по большому счету, но с оговорками, со многими оговорками. Я имею в виду быстротечность  времени. Природа, провидение, Бог, если хотите, подарили нам память, посредством которой мы можем перемещаться во времени, сжимать его и даже останавливать.

                Простые примеры.
  Вы смотрите на фотографии своих маленьких детей и чувствуете их запах, слышите их голос и  детские смешные фразы, произнесенные ими так давно — вы остановили то время в самоощущении.               
  Не зря же почти все старики в душе и поступках ощущают себя сорокалетними, не зря же с увеличением  возраста любая радость  вдвойне радостней и продлевает жизнь,— медициной доказанный факт.               
  А великие люди,  оставившие после себя нетленные вещи в искусстве или осязаемые изделия рук своих, они дают нам возможность переместиться в их время, посреством их творений. Так что нельзя сказать, что мы  совершенно бессильны перед временем.               
  Эти размышления можно продолжать бесконечно. Натолкнуло меня на них в общем-то простое, приятное событие из личной жизни.

 * * *
               
    Я и моя жена Люба ждали гостей. Гости у нас появлялись редко: приезжал сын с невесткой, которых мы ждали с радостным нетерпением; приезжал внук, приезд которого был счастьем;  приезжал кум, которому я радовался, а жена нет; заглядывали на огонек друзья молодости  Миша и Галя, но все они  были не гостями, а своими, близкими людьми, а тут настоящие гости — издалека, из Рязани.
               
  В буквальном смысле, Рязань от нас недалеко — день езды на автомобиле. Но, образно говоря, ожидаемые  друзья были гостями из далекого прошлого — нашей молодости. Более сорока лет назад мы с женой работали на Севере вместе со Славой Киселевым и с тех пор никогда не виделись. Нельзя сказать, чтобы очень близко дружили, но то время было особым в жизни каждого работника нашей экспедиции Уфимского НИИ  геофизики. Хотя бы потому, что далеко не всем выпадает в жизни шанс утром идти на работу с восторгом, а вечером сожалеть, что  рабочий день закончен. И сама работа приносила удовлетворение, и коллектив был изумительный — каждый  из нас воспринимал коллегу как брата. Поэтому мы с нетерпением ждали Славу, предаваясь воспоминаниям о том прекрасном времени.
               
    По "электронке" Слава сообщил, что 13-го августа выезжает к родственникам в Ставропольский край, побудет там около недели и на обратном пути заедет к нам. Мы обменялись телефонами, он обещал позвонить мне, когда будет возвращаться, я обещал что встречу его на въезде в Ростов. Разумеется, за несколько дней до приезда жена чистила, мыла, драила дом от потолка до пола, постоянно привлекая меня к этому процессу. Оба сильно уставали, она особенно. Я говорил: "Люба, не изнуряй себя, гости приезжают к нам пообщаться, порадовать друг друга, а не с инспекционным осмотром твоего дома", —  но разве женщину убедишь?
  В доме-то ладно, — кондиционеры спасают, а вот во дворе невозможно работать из-за жары. В течении июля и до середины августа температура редко опускалась ниже  +400  С.  Я должен был постричь газоны, убрать сухую траву, помыть садовую мебель. Но когда? — в восемь утра уже +36, а в восемь вечера еще +37.  Успокаивал себя:  «Не с инспекционным же осмотром твоего двора?»
               
  Вообще должен заметить, когда читаю или слышу по телевидению: "Стояла тридцатиградусная жара" — как бы не матом сказать, но  мне очень смешно. Часто по утрам снится несбыточный сон — просыпаюсь, а  солнце закрыто облаками. Счастливым жителям средней полосы — они считают наоборот — невозможно понять,  о чем я.

                * * *

    Когда прошла неделя, а от Славы звонка не поступило, я позвонил ему несколько раз — ответа нет, абонент отключен. «Казалось бы,— думал я,— какой повод волноваться?  Человек в отпуске, волен поступать, как ему нравится.  Телефон отключил?  Ну и что,— я сам в отпуске его отключал, чтобы не надоедал». И когда я, изнывая от жары, с метлой в руках наводил порядок у мангала, под беседкой из винограда,  появились  обидно-тревожные мысли: «А вдруг не приедет?.. Жалко. Может, случилось что?.. Слава серьезный человек,  обязательно позвонит, я так жду».
  А вызванные ожиданием Славы мысли, вернее воспоминания,  постоянно  роились в моем мозгу туманным клубком: что-то помнилось отчетливо, даже звуки и запахи, но многое всплывало  несвязными фрагментами и терялось в глубине памяти, как я ни силился связать в целое. Совершенно неожиданно сверху, с кисти винограда, вниз полетел оранжевый непонятный сгусток, который ударившись о землю, вдруг разлетелся в разные стороны множеством желто-полосатых ос. В голову пришла такая аналогия:  «Вот Слава приедет, сядем мы за стол, и начнутся восторженные разговоры:  а  помнишь это?  а помнишь то?  И все эти осы обретут форму конкретных прошлых событий».

  Через пару дней, когда я уж совсем стал волноваться, около шестнадцати часов, телефонный звонок.  Славин голос:               
    — Валера, здравствуй!               
    — О! Привет Слав. Куда ты пропал? Что хочешь сказать?               
    — Хочу сказать, что через три километра будет Кулешовка, дальше не знаю, куда ехать.               
    — Не надо никуда ехать. Остановись у дорожного знака «Кулешовка».  Через три минуты я подъеду, на серебристой машине "Мицубиши–Галант", номер  040.  Сиди, жди.
               
    Меня охватило сильное волнение, даже я бы сказал — растерянность; начал метаться по дому в поисках  ключа зажигания, а найдя ключ, я захотел переодеться, но тут же передумал:  "Ладно, и так сойдет. Потом. Зачем заставлять ждать". Я так быстро передвигался, так энергично открывал ворота, что сердце начало покалывать. Сел за руль, оставил ворота открытыми, и помчался быстрее к назначенному месту.
               
    Остановился на стороне встречного движения. Поток машин был довольно плотным, подумал: "Так он меня не увидит". Переехал на другую сторону. Сижу, волнуюсь, прошло минут десять, звонок:               
    — Ну, где ты?  Я стою у магазина "Ассорти", — сообщил Слава.               
    — Чудеса. А я встречаю тебя с другой стороны. Как ты туда попал?               
    — Не знаю. Навигатор привел.
               
Наконец встретились.
  Я подъехал с водительской стороны  к синему "Ниссану" с чужими номерными знаками. Сквозь стекло вижу улыбающееся знакомое лицо. Слава вышел, поздоровались за руку, и сразу что меня поразило — он внешне практически не изменился, только седой весь. Были ли у него морщины или старческие пигментные пятна на поверхности кистей, как у меня, я не видел — я видел его молодым, он возник из того времени.
  Вслед за Славой из машины вышла его жена Валя. Вот она выглядела соответственно. своему возрасту, хотя фигура еще стройная — приятно смотреть— и вообще осталась шустрой и доброжелательной. Когда мы приехали в дом, она носилась по нашей кухне быстро и уверенно: что-то ставила на стол, что-то убирала, заваривала чай, готовила кофе, резала, вытирала, при этом беспрерывно смеялась и что-то рассказывала, создавая возбужденно-радостную атмосферу. Моя жена еле успевала за ней.

  * * *
               
    Как только я их увидел, со мной произошла удивительная метаморфоза — время "скакнуло" на сорок лет назад, даже физически почувствовал себя моложе: походка стала шустрее, и яркое солнце не раздражало, и движения резче, и голос громче, и слух обостренней — чудеса, да и только.
               
    Мы сидели за столом, немного выпивши, и вспоминали, вспоминали, вспоминали. Когда Слава называл чью-то забытую почти фамилию, этот человек возникал в памяти совершенно реальным — я "слышал" его голос и даже "видел"  Шевелева в помятом костюме и  измятой же рубашке с оторванной пуговицей, Задорожного в коричневых штанах в полоску,  Саулея,  рассказывающего анекдот — но о чем не "слышал".
  Вдруг как удар о стену, голос Валентины:  "Вот нашла фотографию, посмотрите — наш дом в Рязани!"  " Удар? Почему удар?  А-а-а — это же переход из того времени в это",— подумал я.  И снова переход туда — поймал себя на мысли, что хотел сказать жене: "Надо принести еще несколько стульев, сейчас ребята из нашей экспедиции подойдут".  А потом подумал: " Совсем ты опьянел", — и сам с собой успокаивающе согласился.

    На другой день я повез своих гостей на экскурсию по городу, сначала на автомобиле, а потом по реке Дон.  Ростов их восхитил, что и следовало ожидать. И когда мы плыли на теплоходе я, вместо того чтобы быть экскурсоводом и громко объяснять что слева, а что справа, больше молчал, смотрел на Славу, так мало изменившегося, и мысленно был в прошлом. Валя несколько раз спросила у меня: "Что задумался? О жизни думаешь?" — но разве объяснишь.
  Следующий вечер был повторением первого, с перерывами на бильярдную игру (кстати, Слава хорошо играет), а рано утром я ехал впереди, показывая ему дорогу в объезд города.  У указателя "Москва – направо"  мы как-то быстро расстались и окошко во времени захлопнулось. Теперь стало ясно, что означал рой ос — сгусток времени, который появился и исчез.               
    


Рецензии