Крупное событие в мире учёных и мои впечатления о

Крупное событие в мире учёных и мои впечатления о нем

В ноябре в МосГУ состоялась ежегодная конференция «Высшее образование для 21 века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений », в которой мне посчастливилось поучаствовать. Надо заметить, что заявки подали 464 человека, среди них 5 заслуженных деятелей науки, 13 ректоров ВУЗов, 48 заведующих кафедрами,109 докторов наук, представители семи зарубежных стран: Китая, Японии, США, Турции, Казахстана, Польши, Болгарии. Запомнилось вступительные слово профессора, доктора философских наук И. М. Ильинского. Он сообщил, что образование может изменить сознание, если предлагает новую духовную и жизнеспособную систему ценностей, усиливает гуманитарную часть развития индивидов. Действительно, именно в гуманитарной области задаются цели, звучит кантовский вопрос "что я должен делать". А техническое образование отвечает, как достичь заданной цели. В противном случае будет цивилизация роботов и роботоподобных существ, а не людей. Вместе с тем, отметил знаменитый ученый, главное ---это не знание, а понимание и умение, которые возникли благодаря приобретенному образованию. Действительно, теория без практики мертва. И. М. Ильинский подчеркнул, что нельзя увлекаться только одним видом образования, надо соблюдать чувство меры, которое, по мысли древних греков, является даром богов. Вместе с тем сегодня, в эпоху цифровизации, существует острая необходимость создания гуманитарного щита. Действительно, на самом деле многие цели задаются и экономическим развитием. Если управленцы и бизнесмены будут правильно образованы в области этики бизнеса и начнут руководствоваться правилами деонтической этики И. Канта, социальной ответственности бизнесмена, а не принципом получения максимальной прибыли, то звериный оскал нашего капитализма может превратиться в желанное человеческое лицо. Продолжая данные идеи, А. И. Фурсов предложил систему создания новых образовательных гуманитарных дисциплин и сделал аналитический обзор подобного эксперимента в заграничных вузах. Этот интереснейший доклад директора Центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета назывался "Психоисторическая война, реальная картина мира и новая сетка обществоведческих дисциплин". К сожалению, сейчас не только новую дисциплину трудно утвердить, но и отстоять старые гуманитарные предметы, сохранить или увеличить часы на имеющиеся дисциплины. Например, в некоторых вузах профэтика, этика делового общения стали из обязательных предметов дисциплинам по выбору, литература, отечественная и зарубежная, мировое искусство изучаются не всеми группами, а количество часов там, где они имеются, ничтожно мало и явно недостаточно для формирования настоящих специалистов. Учёные и руководители учебного процесса не должны быть равнодушны к данному феномену современного образования. Ярко выступила проректор по инновационному развитию, кандидат педагогических наук Н. И. Ильинская. Она представила рекламный ролик о зелёном университете, который даже отправляли в Бельгию. Основной мыслью докладчицы была идея, что новое экологическое воспитание формирует иное, лучшее, развитие личности. Заинтересовал меня доклад заведующей кафедрой мировой культуры Московского государственного лингвистического университета, доктора философских наук И. В. Малыгиной. Его тема называлась «Динамика гуманитарного образования в современной России». Отдельной нотой там прозвучала характеристика поколения Z , что и вызвало у меня бурный интерес. Впечатляющий доклад сделала доктор философских наук, доктор культурологии, директор Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ А. В. Костина. Её тема называлась « Искусственный интеллект в сфере образования и социогуманитарные аспекты его внедрения». Из него я поняла, что язык наподобие эсперанто при современных цифровых технологиях может быть и отчасти невербальным. С докладом « Либерализм как идеология и её отражение в системе образования» интересно и оригинально выступил доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии МосГУ Н. Н. Платошкин, который, отступая от темы, с юмором или серьезно сообщил, что финансировать научные гипотезы, которые принесут плоды не сейчас, а в далёком будущем могли только при социализме. Например, тогда ставили цель — всесторонне исследовать Марс. А сегодня говорят: « А зачем? Если бы там были полезные ископаемые, тогда да!» Действительно, на самом деле при нашем капитализме возникает саркастический целевой круг: «Чтобы что-то исследовать, надо видеть сегодняшнюю прямую пользу исследования. Чтобы видеть пользу, надо сначала исследовать». ( Автор целевого круга исследований я, к. филос. н И. С. Иванова) Речь выступающих была литературной, научной, но радовали и метафоры, крылатые выражения. Запомнилось, как один выступающий сказал: «Если караван верблюдов повернёт назад, то хромой верблюд окажется первым». Глубокое, утешающее изречение. На ряд секций я, к сожалению, не попала, так как вела занятия, а там были заявлены очень интересные темы. Например, меня заинтересовала тема доклада кандидата филологических наук, доктора философии, помощника ректора, директора Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ Н. В. Захарова « Образ «Кристофера Марло в современной кино и арт-индустрии». Надеюсь прочитать его в сборнике, который выйдет по следам этого большого учёного собрания. Успела побывать со студентами на второй половине секции «Цифровое общество и последствия технологической экспансии» и услышать оптимистичное выступление кандидата исторических наук, доцента К. В. Шумского, утверждавшего, что свободную и глубокую личность Человека невозможно оцифровать, что, кстати, вызвало дискуссию среди учёных. Буду рада отзывам участников о нашей конференции. Приглашаю всех чаще посещать сайт МосГУ, раздел «Новости », так как там и располагается информация о будущих исследовательских встречах. Полная информация о конференции на странице


Рецензии