Ван Гог-яркий представитель постимпрессионизма-15

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Именно в оранжево-красно-фиолетовой гамме выдержана одна из лучших работ Ван Гога этого периода – «КРАСНЫЕ ВИНОГРАДНИКИ В АРЛЕ», 1888 г., ГМИИ им. Пушкина, Москва.

Гоген одновременно писал эту же тему, правда, одев арлезианок в бретонские национальные костюмы- «ЖЕНЩИНЫ ИЗ АРЛЯ», 1888 г. У Гогена картина – плоское полотно; у Ван Гога – живая, едва ли не «кипящая» под кистью художника масса. В целом гогеновский период «сочинения» картин остается все же лишь эпизодом в жизни Ван Гога.

Несовместимость таких столь различных людей окончилась трагически, что имело, как известно, роковые последствия для Ван Гога.
Размолвки из-за разных подходов к искусству происходили часто.
Как-то Ван Гог даже бросил в Гогена стакан с абсентом.
Однажды Гоген сообщил Винсенту о своем намерении покинуть Арль.
Если для Гогена это был, в принципе, всего лишь разумный шаг, то для Ван Гога это означало полный крах – конец усилий, надежд.

Что было дальше, известно лишь со слов Гогена. Якобы вслед уходящему Гогену выбежал с бритвой в руках Ван Гог. Это самый сомнительный момент, ибо этот эпизод появился лишь через 15 лет в письме Гогена. Бритва в действительности была, но бросался ли Винсент на Поля Гогена неизвестно. Скорее всего, Гоген выдумал этот эпизод, чтобы оправдать свой неблагородный поступок к другу, который верил ему и которого Гоген бросил в трудный момент.

Вернувшись домой, Винсент, словно желая наказать себя, отрезал себе мочку уха бритвой, завернул её в носовой платок, отнес в публичный дом и передал одной знакомой девушке.

Ван Гог был водворен в больницу. Его психическое состояние приняло такой характер, что врачи вынуждены были поместить больного в палату буйнопомешанных. Постепенно душевное равновесие Винсента восстанавливается.
Отголоском конфликта с Гогеном являются его автопортреты, сделанные уже после пребывания в больнице.

«АВТОПОРТРЕТ С ОТРЕЗАННЫМ УХОМ», янв. 1889 г., инст. Курто, Лондон – картина написана для Тео.
Фоном служит японская гравюра с силуэтом Фудзиямы.
На этом фоне, напоминающем о недавних радостных надеждах, удрученное лицо затравленного художника, замкнувшегося в своем одиноком страдании.
Исхудалый, в бинтах, в своей знаменитой шапке Ван Гог, словно путник, собравшийся в путь, но не видящий пути, цели и конца мучениям.

7 января 1889г. Ван Гог возвращается из больницы, и живопись становится единственным стержнем его жизни. Нужна была сверхчеловеческая сила воли, чтобы написатьсебя после всего пережитого. Этот портрет и другой из Чикаго («АВТОПОРТРЕТ С ЗАВЯЗАННЫМ УХОМ И ТРУБКОЙ», янв. 1889 г., собр. Б. Блок, Чикаго) являются самыми драматическими в цикле автопортретов.
Курение трубки было одной из постоянных привычек Ван Гога, особенно в трудные минуты жизни. Даже смерть художник встретил с трубкой, зажатой в зубах.

В конце марта 1889 г. Ван Гог уже самостоятельно гулял и много работал, но Желтый дом ему пришлось покинуть.
Тео как раз женился и должен был больше уделять время семье.
Ван Гог в поисках выхода даже подумывал поступить во француский Иностранный легион, чтобы пять лет быть на попечении армии.
Затем передумал и добровольно принял решение переехать в лечебницу в Сен-Реми с условием, что получит разрешение работать. Доктор Рей помогает ему устроиться там. Тео также согласился.

3 мая 1889 г. – Ван Гог прибыл в Сан-Реми. Жить он должен был в убежище в старинном монастыре, в начале XIX века перестроенным в лечебницу Св. Павла для душевнобольных. Такой увидел её Ван Гог - «Лечебница Св. Павла в Сан-Реми», 1889 г., муз. д Орсе, Париж.

Здесь Ван Гогу выделили комнату с видом на поля и гряду гор на горизонте. Винсенту было разрешено выходить за пределы убежища. Свои главные упования Ван Гог возлагает на живопись, в надежде на ее исцеляющее воздействие. Он надеется с ее помощью изжить «страх перед жизнью».
Несмотря на три тяжелых приступа Ван Гог за год жизни в Сен – Реми сделал более 150 картин и около ста рисунков и акварелей – в подавляющем большинстве это были пейзажи.
Но дело даже не только в количестве работ. Можно утверждать, что болезнь, как это ни парадоксально, явилась тем роковым и страшным противником, борьба с которым заставила Ван Гога подняться еще на одну ступень в своем развитии, реализовать свои возможности до конца!

Не без оснований большинство искусствоведов считают этот период едва ли не высшим выражением вангоговского гения.

В конце 1889 года появились первые признаки признания его искусства.

Это приглашение брюссельской «Группы 20-ти», участвовать в выставке 1890 года.
На выставках этого авторитетного объединения уже выставлялись Моне и Писарро, Сёра и Синьяк, Лотрек и Гоген.
Ван Гог предложил 6 своих работ.
Художник безусловно обратил на себя внимание, свидетельством чего явилась покупка художницей А.Бок «КРАСНЫХ ВИНОГРАДНИКОВ» ЗА 400 франков.
Это, кстати, была первая и последняя работа, проданная при жизни Ван Гога.

Казалось бы, наконец, свершилось событие, которого так долго и страстно ожидал Ван Гог!

Но художник был уже полностью переключен на внутреннюю жизнь и успех не принес ему ожидаемой радости. Он не проявил также ни малейшего интереса к положительным отзывам прессы. Уже ничто, кроме самой работы над картинами, не вызывает воодушевления у Ван Гога.
Ван Гог работает, пытаясь отогнать безумие.
Постоянное ожидание Ван Гог символизирует в зловещих образах южной природы. Природа, ранее находившая в душе художника живой отклик, теперь предстает в его картинах в зловещих образах южной природы.


Рецензии
Жаль, что я уже не могу сказать самому Валерию, как это прекрасно написано...

Лариса Бережная   16.12.2019 23:06     Заявить о нарушении
Лариса, СПАСИБО. Желаю вам творческих успехов и всего самого хорошего. С уважением Чечилия К.

Койфман Валерий   17.12.2019 00:01   Заявить о нарушении