Связь времен. Глава Восьмая. Труженица

Связь времен
Глава восьмая
 Труженица

Труженица тыла

Мама работала до 69 лет в аптеках города Свердловска. В трудовой книжке всего несколько записей о смене места работы, много благодарностей, награждений денежными премиями и памятными медалями. Работала мама хорошо, быстро. Ее ценили, и уговаривали остаться в аптеке еще. Но в какой-то день она почувствовала, что уже пора уйти.

К тому времени одна содержала сад, оставшийся от родителей. Она приводила его в образцовый порядок, не умела отдыхать. Иногда ездила ко мне в гости, в поселок Междуреченский. Она, как и бабушка Тоня, не могла сидеть без какой-нибудь работы. Вязала носки, помогала внукам строиться. Водилась с правнуками.

Обуза

 В то время мама жила вместе с моим братом Толей и его женой Людой.

Квартиру с подселением долго пытались разменять. В результате, выменяли на большую, однокомнатную, на 16 этаже, где и поселились втроем. Мама жила на одну пенсию, почему-то очень маленькую, 355 рублей. Она не хотела быть обузой сыну, старалась заработать каким-то своим путем, хоть на хлеб!

Тогда у мамы, как труженицы тыла, был бесплатный проезд на городском транспорте. Так она ездила на трамвае, собирала бутылки, чтобы сдать. Увидит в окошечко, где пьют, выйдет. Подойдет и попросит бутылку, а потом сдаст. Чувствовала Катя, что мешает молодой семье жить, старалась почаще ночевать в саду.

Позднее льготу на проезд убрали.

Судьба детей

Брат Вова окончил железнодорожный техникум, отслужил в Армии, в танковых войсках, в Польше. Характер имел сложный, вспыльчивый, неуживчивый, однако матери звонил каждый день. Поработал помощником машиниста. Пытался организовать свое дело. Варил и продавал петушков на палочке, делал прикроватные тумбочки.  Его жена Алла родила ему двух дочерей: Ларису и Олю. Развелись. Володя пил, по примеру отца, и прожил всего 40 лет. Для матери смерть сына осталась не заживаемой раной, она любила Вову даже больше других детей, чувствуя свою вину за то, что когда-то не хотела его родить.

Брат Толя, с рождения, был болезненным ребенком. Будучи маленьким, чуть не умер от дизентерии. Увлекался мотоциклами и машинами. Окончил ювелирное училище. Перед уходом в Армию, чтобы сохранить любимый мотоцикл ИЖ-Планета-Спорт, он затащил его на пятый этаж в квартиру на улице Посадской. Провожала новобранца любимая девушка. Оказалось, она забеременела. Толя усомнился, его ли этот ребенок, и девушка сделала аборт.

Брат отслужил на Севере, в войсках по охране и сопровождению опасных заключенных. Поработал ювелиром, потом сортировщиком на кондитерской фабрике. Неожиданно проявился диабет, в серьезной форме, пришлось жить на уколах всю дальнейшую жизнь. Толя работал водителем, скрывал свою болезнь, не вставал на учет до 50 лет, пока не попал в аварию, сломав ногу.

У Толи с женой Людой детей не было.

Междуреченский

Мама продала сад и приехала ко мне, сначала в гости, а потом насовсем, в поселок Междуреченский, Кондинского района, Тюменской области.  К тому времени я жила одна, была разведена, а сыновья женились и разъехались. Брат Толя, после отъезда мамы в 1996 году, выкинул топчан, на котором она ютилась, тем самым отрезав ей путь обратно.

 Живя у меня, мама, ранее униженная нищетой, смущалась, говорила, что ей ничего покупать не нужно, но постепенно к ней вернулась уверенность, появился интерес к жизни, пополнился гардероб. Я два раза свозила её в Минеральные воды, на Кавказ. Хотелось порадовать, удивить, ведь раньше она не летала на самолете, лишь один раз побывала на море.
 Мы с сыном Павлом и невесткой добились пересчета ее пенсии, спустя двадцать лет, в1999 году, и она стала достойной ее трудового стажа. 
 
Появились интересные дела, мама даже шейпингом занялась.  Посещала концерты во Дворце Культуры, ходила за грибами, но ее любимым занятием была работа в огороде.

Мама помогала водиться с правнуками. Мы по очереди гуляли с коляской, забирали из садиков или отводили в садик детей. Оставались по необходимости с ребятишками, моими внуками.

Вдова инвалида ВОВ

Порядком подкосила маму одна ситуация. В 2012 году вдовам умерших инвалидов Войны начали доплачивать некую сумму, но с июня 2013 года приостановили, объяснив, что не хватает справки с места последнего освидетельствования мужа.  На руках у вдовы остались документы: военный билет, дубликат билета инвалида, свидетельства о браке и смерти. Дело в том, что в военном билете было ясно отмечено, что инвалид «не подлежит переосвидетельствованию». Оказывается, и этого мало! От обиды мама плакала каждое утро.

Я и её старший внук взялись за восстановление справедливости. Стали посылать запросы выше и выше, вплоть до Владимира Путина. И только тогда чиновничья равнодушная машина сдвинулась с места. Буквально за две недели вернули вдове доплату за инвалида ВОВ. А мы «бились» за это – год!

Труженица

Ничего даром не проходит. Пожилым людям не под силу справляться с ударами судьбы, обидами, они с трудом восстанавливают душевное равновесие.

Давление стало чаще донимать старушку Катю, да память подводить. Уже не под силу оказались жизненные передряги, организм не стал справляться с психологическими нагрузками.

Несмотря на все жизненные подножки, характер мамы оставался неугомонным. Не хотелось ей долго болеть, лежать, сидеть без дела. К примеру, в свои девяносто лет она одна вскапывала огород, выходила туда раньше меня и без устали работала. Когда мы вместе ходили за покупками, она хватала тяжелую поклажу и тащила, пока я не отбирала ее.

Конечно, много что болело, но – намажет, примет таблетки, и снова – в жизнь! Часто говорила: «Помирать-то неохота! Интересно, что дальше будет!  Да и тебя одну не хочу оставлять».

Тихо в доме…

Пока я писала эту повесть, ушла из жизни моя мама, Екатерина Алексеевна, в возрасте 92 лет. Случилось это 3 июля 2016 года. Споткнулась, сломала кость в бедре, и через два месяца скончалась, как говорят, у меня на руках. Прожила она со мной в Междуреченском двадцать лет. Мои друзья и знакомые тоже помнят мою маму, как неугомонную, работящую женщину. Хорошего человека.

Когда мой младший брат Толя попал в аварию, мы с мамой помогали ему материально. Ежемесячно высылали значительные суммы шесть лет. Но на похороны мамы Толя не приехал. А она всех нас любила.

Я каждый день вспоминаю маму, почему-то испытывая вину, что не уберегла ее. Я помню, как мама поддерживала меня в моих начинаниях, стремлениях. Как шила мне в детстве маскарадные костюмы, в юности - цыганскую юбку, накупив дешевого ситца. Дарила мне колечки. Когда я стала посещать курсы бальных танцев в школе, дома разучивала движения с мамой, и мы вместе с ней танцевали на танцплощадке в парке ЦПКиО. Мы часто смеялись с ней, она радовалась моим успехам, я ей сразу звонила после экзаменов в институте, рассказывала о личных переживаниях. Все ей было интересно!

Она жила, любя своих детей.


;


Рецензии