Любовь как всеобщий закон - в противовес Канту

Перед прочтением данной статьи ознакомьтесь с немаловажной информацией:
1. В данной статье я пишу свое понимание рассказа/фразы, и оно может (и должно!) в корне отличаться от вашего.
2. Если вам понравилось мое понимание, и вы захотели поделиться им с вашим другом или кем-то еще, то предупреждаю, что в этот момент вы берете на себя ответственность за чужой смысл, поэтому обязательно следует дать ясность, что вы просто говорите уже существующее толкование, которое создано другим человеком, но никак вами самим.

Я предлагаю на рассмотрение удивительную фразу Иммануила Канта: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Иммануил Кант – немецкий философ XVIII в., учение которого принадлежит философии рационализма. Практически до 40 лет он занимался изучением математики, физики и понял, что эти научные дисциплины не помогут раскрыть сущность человека. Поэтому последние годы своей жизни (а философ не дожил двух месяцев до своего 80-летия) он посвятил собственно философским проблемам человеческого бытия. Одной из таких проблем была проблема обоснования нравственного поведения человека. Фраза философа, которая вынесена в эпиграф, - это формулировка категорического императива, разработанного И. Кантом. Философ призывает каждого человека: перед тем как совершить тот или иной поступок, надо порассуждать, может ли это действие стать законом для всех людей, живущих в обществе.

Рассмотрим пример: человек стоит в очереди на прием к врачу. Другой человек, стоящий за ним, просит пропустить его вперед (неважно по какой причине). Как поступить в такой ситуации? Руководствуемся категорическим императивом И. Канта. Если без очереди пропустить одного человека, то все люди также будут проходить без очереди. Тогда сам принцип упорядочивания людей, стоящих в очередь к врачу, будет разрушен, а значит это приведет к беспорядку. Беспорядок не может быть всеобщим благом. Следовательно, пропускать человека нельзя – это противоречит всеобщему закону.

А теперь подумаем вот над. Человек, который стоял в очереди к врачу за кем-то и просил его пропустить, потому что плохо себя чувствует, получив отказ, умирает. Но человек, его не пропустивший, совершил этот поступок из благих побуждений, руководствуясь всеобщим представлением о благе, как порядке в обществе. Но, по сути, он оказался черствым, равнодушным человеком, не способным чутко отреагировать на просьбу другого человека.

Мне кажется, что здесь в этой ситуации человек поступил безнравственно, нарушил закон совести, которая подсказывает нам поступать во благо другого человека, забывая иногда о себе, о своем благополучии и собственной пользе, даже если эта польза вписывается во всеобщий закон справедливости. Я думаю, что закон И. Канта, выраженный в категорическом императиве, носит моральный характер, но не нравственный. Потому что нравственный поступок, совершенный во благо конкретного человека, но не вписывающийся в общую норму, противоречит моральной установке, как видно из примера.

Всеобщим Законом может быть только любовь.

Оттолкнемся от понимания Канта о нравственном законе и внесем собственные рассуждения, в чем же всё таки должна состоять максима как всеобщий закон. Всё зависит от человека: способен ли он нести людям доброту, поступать нравственно. Если способен, то он всегда пожелает другому поступить нравственно – и чтобы оказать поддержку, что в последствии будет на благо общей цели. Ведь один – в поле не воин, но если никто не согласится поддержать, то общей цели не будет, и «погибать» придется в одиночку.

Почему именно о нравственном поступке идет речь? Потому что человек, который поступил эгоистично, не может искренне посоветовать того же и другому. Это было бы лицемерием, самообманом. И это потому, что человек не может обмануть свою совесть. Когда человек поступает на благо себя, он удовлетворяет свои потребности – именно свои, не чужие. В это время человек думает о себе, и это никак не связано с чем-то всеобщим. Я считаю, что всеобщая миссия людей на Земле – помогать друг другу, осуществлять нравственную деятельность на благо другого человека, относиться с добротой, проявляя любовь, сопереживая друг другу.
А если человек будет руководствоваться чем-то другим, не собственной совестью, то человек в любом случае будет поступать на благо себя, а это только усугубляет состояние одиночества, в котором мы все находимся. Каждого из нас вполне справедливо назвать двуличным, ведь относимся к себе и к другим по-разному.
Ошибочно под максимой подразумевать точку зрения. Это было бы эгоистично, ведь свою точку зрения приходится доказывать, а это – старания в пустоту. Я думаю, что своей точкой зрения можно жить и добиваться при этом успехов. Но если в глубине души человек искренне желает, чтобы и все следовали подобным путем, в котором он без сомнения уверен, то это было бы неуважением к другим людям и их выбору, а, следовательно, действие на благо себя, и результат – одиночество.

Авторы: Владислав Третьяк, Светлана Ковалева


Рецензии