Понимание - сумма непониманий. Харуки Мураками
Представляю вашему вниманию мою статью, которая была опубликована в 2018 г. в сборнике статей Международной научной конференции «Ценности ЮНЕСКО как основа формирования кросс-культурного пространства». Авторы: Ковалева С.В., Третьяк В.С. Данный материал служит бесценным помощником для понимания многих философских вещей, о которых я веду речь в своем сообществе. Для себя можно подчеркнуть много интересных мыслей. В качестве примеров на тему понимания и одиночества я привожу такие величайшие произведения литературы как «Тошнота» (Жан Поль Сартр) и «Мой любимый спутник» (Харуки Мураками). Касательно предисловия, хотел бы обозначить один очень важный момент: понимание является одним из пяти феноменов, которыми представлен сам человек, — это понимание, свобода, совесть, судьба и вера.
Понимание – сумма непониманий,
– Харуки Мураками
«Мой любимый спутник», 1999.
Порой жизнь заставляет нас задаваться вопросами о многих вещах: важности своего существования, какой смысл обретает твой путь в жизни, и насколько он соответствует истине. Безусловно, наталкивает нас на подобные мысли состояние одиночества, которое всегда поджидает нас, образно выражаясь, на «той стороне», словно на другом берегу реки, довольно широкой; где тихо и спокойно, и нет ничего, кроме пустынного пляжа, свежего воздуха, девственных лесов, синего неба над головой; где слышишь пенье птиц и придаешь этому какое-то особое значение; где нет никого, кто бы нарушил твое наслаждение этой природой. Но причиной недоступности такого состояния служат многочисленные проблемы, которые нас так не отпускают, наши обязательства перед другими, одним словом – жизненные обстоятельства, и повлиять на их изменение мы не в силах.
Таким образом возникает дилемма – словно река, которая представляет собой преграду, разделяющую два берега. В жизни, а особенно в детстве, перед нами раскрывается много дорог, и только от нас зависит, по какой нам предстоит идти всю свою жизнь – по крайней мере, именно это мы осознаем при выборе профессии, создании семьи и решении прочих немаловажных принципов. Но со временем наши взгляды на мир могут измениться. Это может связано быть с изменением образа жизни, обстановки, окружения, с теми же жизненными обстоятельствами, которые стремятся подавить нас, а порой напротив – помочь приблизиться к истине; а также, связано с получением новых знаний, которые мы добавляем в свою копилку. Получая жизненный опыт, мы формируем СЕБЯ, но это только часть формирования. Прислушиваясь к мнениям других – будь то известных философов и научных деятелей, или же своих знакомых и близких – мы модернизируем свое сознание тем, что начинаем видеть мир как на ладони. Такое формирование СЕБЯ идеально для того, чтобы взгляды на жизнь были достоверными и в некотором роде близки к истине. Иными словами, чем старше мы становимся, тем больше шансов найти СЕБЯ, и тем крепче устанавливаются наши взгляды и суждения. Но, как известно, человеческие возможности неограниченны. Но почему? Ведь наше хранилище информации бездонно, однако оболочка не бессмертна. Поэтому единственное, что СОЗДАЕТ предел наших возможностей – это время, в котором мы находимся на данный момент – время, из-за которого мы смертны.
Но мы снова возвращаемся к дилемме, но уже слегка измененной. Одной из главных проблем, которая таится глубоко внутри нас, является тот факт, что мы вечно находимся на распутье. Для меня главный вопрос был поставлен так: что главное в жизни – найти человека или найти СЕБЯ? Наверно, многие из нас посчитали бы, что важнее найти человека, свою так называемую единственную любовь, и самые высокомерные из них с гордостью сказали бы, что лишь единицы знают, что важнее найти СЕБЯ. Поначалу так оно и происходит. Наша жизнь – это поиск, создание. Если ты творец, значит на твоих плечах возложено непростое бремя, и это тоже в каком-то смысле поиск. У творческого человека всегда происходит внутренний конфликт: то любовь, то страх, он постоянно находится в поиске идей. Поиск идей – вот жизнь творца. При этом он испытывает свободу.
Но что же делать человеку, кто уже выбрал свою дорожку и уверенно идет по ней, зная, что конца пути нет? У тех, кто мысленно осознает данное положение, возникает некое ощущение, что как будто чего-то не хватает – чего-то для создания источника одухотворения, для поддержания абсолютного счастья. Размышляя о любви, я думаю, каждый человек задумывался о том, а что же это такое, и как побудить себя к такому состоянию. Возможно, некоторые скажут, что тот, кто задается таким вопросом, никогда не любил. Это определенно не так. Конечно, любовь к родным и близким неоспорима, но это наш ответ им – тем, кто нас воспитал и относился к нам с бесконечной любовью. Но воспитание ребенка – сами того не зная – это лишь проявление чувства долга, результат нашего осознания, что мы не равнодушны к продолжению рода. Для этого, собственно, и заложены в нас инстинкты. Также играют определенную роль занесенные в нас обществом моральные принципы, которые выполняют свою функцию тем, что ставят рамки нашему Бессознательному. Отсюда можно сделать вывод, что только что родившийся ребенок – чистое сознание, которое может наполнено быть чем угодно, и наполняется оно до самой смерти человека, но все медленнее. Всё это, как ни странно, служит доказательством того, что любовь как к женщине не существует, есть только влечение (притяжение тел, словно + и -) и любовь как к человеку. Последнее – это всегда уважение, желание всегда помочь, - когда человек чьи-то интересы ставит выше своих. Именно такого человека нам порой не хватает в жизни – того, кто бы нас понимал. Вот мы и подошли к основному вопросу. Ведь именно понимание – это то, что нам так необходимо; то, без чего невозможно жить, без чего мы пропадем, потеряем себя… Понимание – это вещь, которая управляет человеческим счастьем.
Что такое счастье? В нашем мире счастьем человек может обладать только в определенный период времени. Чаще всего счастье выступает как потребность, которое постоянно движет нами с целью достижения целей, но со временем мы понимаем, что оно не вечно. Объясняет и предлагает решение данной проблемы нам Сартр в романе «Тошнота», где он отчетливо дает отрицательную характеристику свободы во всех ее проявлениях. Ведь Свобода как важнейший феномен сознания человека тесно переплетается с Пониманием. Тошнота по Сартру – это суть бытия людей, застрявших «в сутолоке дня». Людей – брошенных на милость чуждой, безжалостной, безотрадной реальности. Тошнота – это невозможность любви и доверия, это – попросту – неумение мужчины и женщины понять друг друга. Тошнота – это та самая «другая сторона отчаяния», по которую лежит Свобода. Но – что делать с этой проклятой свободой человеку, осатаневшему от одиночества? Этим вопросом задается главный герой и приходит к выводу, что его «проклятие» ему дано для того, чтобы заниматься творчество – писать книги – для того, чтобы в будущем осчастливить множество людей, прочитавших роман. Смысл жизни он видит в том, чтобы закрепить свое существование в мире, ибо всё в нем временно, и он сам тоже. Как по мне, такой смысл – достойнейший из всех возможных. И если хоть одному человеку понравится его роман, то главный герой будет счастлив. В итоге – понимание – это ключ к счастью, и без свободы оно невозможно.
Как выражался японский писатель Харуки Мураками в своем романе «Мой любимый спутник» - «Понимание – это сумма непониманий». Речь идет о девушке (Сумирэ), которая мечтала стать писателем и уверенно шла к своей мечте, но вышло так, что она встречает человека (женщину Мюу), в которого безумно влюбляется и делает всё, лишь бы с этим человеком находиться рядом. Но та имеет с ней исключительно служебные отношения и немного воспринимает ее как подругу. Однако одиночество, в котором Сумирэ находилась до этого всю жизнь, не покидает ее, как бы она не стремилась сблизиться с Мюу. Существует еще один персонаж, который замыкает любовный треугольник. Это – сам рассказчик, от лица которого повествуется роман. Он как раз таки единственный, кто понимает девушку, любит ее, и всегда помогает советами. Она это чувствует, но расценивает это пока что как дружбу. В один прекрасный момент девушка ни с того ни с сего исчезает из реального мира, погружаясь во внутренний, и больше уже не возвращается. Перед смертью Сумирэ говорит, что пошла искать собаку, чтобы ее прирезать (исходя из мифа о строительстве китайских городов) – данный образ означает, что она должна разобраться в себе, понять, что происходит. Ее исчезновение - это результат непонимания. А что с нами происходит, когда мы не понимаем, а тем более самого себя? Даже представить трудно. В этот миг для нас время останавливается, жизнь далее в реальном мире не имеет смысла, пока мы не найдем ответы. В конце она говорит, что рассказать, что произошло с ней за это время - не хватит никакого времени. Все верно - потому что в этот момент для нее время было вечностью. Как она писала в своем документе, понимание это сумма непониманий, и это ее понимание (а именно, та уверенность в том, что именно Мюу - это и есть ее спутник) раскололось на несколько частей, на сумму непониманий. И в каждом из них ей придется разобраться, еще раз понять и сложить части. Ее понимание разбилось, произошел взрыв, столкновение, и уже спустя некоторое время - озарение. После "раздумий" она наконец-таки понимает, кто ее настоящий спутник. Это нам объясняют последние строчки романа, где говорится, что кровь - на руках рассказчика, и уже впитавшаяся. А понимает она не тем, что собрала пазл снова. Все это время, пока она была на "той стороне", она пыталась сложить его, чтобы достичь понимания, очень много раз пыталась, поэтому так долго и пробыла там, но не смогла, потому что боялась, что понимание снова когда-нибудь рано или поздно распадется, превратится снова в сумму одних непониманий, и тогда придется искать ответы заново, и такой расклад ее абсолютно не устраивает. Она хочет найти Тот Самый Спутник, Ее Любимый Спутник, который сопровождал бы ее всю жизнь. Приходя к такому заключению, и сделав свой непосредственный выбор, она просто отдается течению, т.е. спокойно плывет по своей орбите, оглядываясь, понимая, что вращается она вокруг К. (имя рассказчика), и никого больше. Это и есть любовь. А понимание – одна из форм любви. Исчезновение Сумирэ - таким образом Харуки Мураками показал наше состояние, когда мы оказываемся в подобной ситуации, когда не понимаем, не понимаем самого себя, и нам нужно время, чтобы все обдумать, взвесить, разобраться в самом себе, но у нас его нет, т.к. время не остановить. В этот миг мы словно исчезаем из реального мира в отчаянии. В итоге – вечный поиск и складывание непониманий в одно целое – это и есть жизненный путь человека. Это не выбор, как мной было представлено ранее, а их совокупность.
Но насколько глубоко мы способны понимать друг друга? Воссоединение осколков наших непониманий, которые мы собираем по крупицам, приводит нас к тем или иным убеждениям – законам, которые наше сознание принимает, и мы, благодаря этому, продолжаем свое существование, основываясь на эти законы. Если же наше сознание отказывается их принимать, или ему нужно определенное время для их принятия, то в это время человек продолжает жить, но уже только по законам внешнего мира – неосознанно. С самого детства мы складываем непонимания от самых элементарных и принимаем единое целое как Понимание. И чем взрослей мы становимся, тем сложнее становятся новые непонимания, которые порой очень трудно сложить, да и нет желания. Но каждый человек воспринимает мир по-разному, начиная от самых глубоких непониманий, полученные в детстве, поэтому до конца понять другого человека невозможно – можно лишь только поверхностно и чуть глубже, и именно поэтому все наши проблемы происходят в результате РАЗЛИЧИЯ сумм непониманий. Приходя к такому умозаключению, человек, от имени которого пишется роман «Мой любимый спутник», это вымышленный девушкой персонаж – идеал, кем бы она хотела быть, и к кому стремится, - тот, кто всегда ее понимает.
Интересным является еще тот факт, что роман написан в традициях восточной культуры, в которой существует представление о различных формах духовного мира, а человеческое Я не имеет субстанциональности и может перетекать из формы в форму. И эта восточная особенность японцев наиболее рельефно проступает в столкновении с западной цивилизацией, в результате и происходит их раздвоение: сущность напитана культурно-историческими традициями востока, а плоть встраивается в процессы цивилизационного изменения, источником которого является запад. Тогда удивительны мы, русские, способные понять и японцев, и мировоззрение западных людей, а нас никто понять не может. Наверное, поэтому наше одиночество, о котором пишут и те, и те другие, в нашем внутреннем мире очень глубоко. Исходя из этого, понимание – это в то же время и одиночество.
Свидетельство о публикации №219121000108