Человечность как феномен совести

Феномены представляют собой 5 элементов – свобода, вера, судьба, совесть и понимание. При их актуализации человек формирует себя как духовная личность. В данной статье я затрону в большей степени такой феномен, как совесть.
            
Американский философ XX-XXI века Пол Куртц дает характеристику феноменам как "семена человечности". Человечность – это то, что характеризует нас как людей, способных на благо; деятельность, которую мы совершаем за счёт нравственного чувства, укорененного в сердце каждого человека. Когда мы проявляем к другому человеку сострадание, соучастие, милосердие, великодушие, мы пробуждаем в себе нравственное чувство, растапливаем холодный и твердый лед, которым покрыто наше сердце.

КАКИЕ ЧУВСТВА ЯВЛЯЮТСЯ НРАВСТВЕННЫМИ?

Обращаю внимание: только эти чувства (упомянутые выше) являются нравственными, никакие другие, к примеру, жалость – когда говорим "мне тебя жаль", мы не делаем что-либо на благо этого человека, эти слова являются пустыми, т.к. за ними не следует никакой деятельности, направленной во благо этого человека, и, даже более того, жалость возвышает нас над другим, мы чувствуем превосходство, повышение самооценки, а следовательно, и гордыни. Именно сострадание и соучастие являются основными нравственными чувствами – когда мы берем боль другого человека на себя, разделяем его скорбь и отчаяние, тем самым, облегчаем его страдания. То же самое и соучастие – когда помогаем нести тяготы друг друга. Это поистине великое счастье – видеть, как на смену горести и печали твоего друга, любимого человека, родных или близких людей приходит радость и благодать. Ведь если мы разделяем с ними одно чувство, то разделяем и другое — мы также будем испытывать эту радость. Однако, если нам искреннее жаль человека и мы не в силах как-то помочь ему, то такого рода жалость и будет являться состраданием. А моральная поддержка, психология... эти понятия не имеют ничего общего с поддержкой нравственной, человечной. Моральной поддержкой вы не поможете человеку, а только внушите ему какую-то информацию, которая его подбодрит, а сами притом в глубине души остаетесь равнодушными к его проблеме. Я бы сравнил это с обезболивающими или антидепрессантами. Но хотел бы отметить, что такие приемы действительно важны, но только когда человек по своей глупости загнал себя в угол или впал в несерьезное отчаяние, которое легко вывести обыкновенной моральной поддержкой, указать на его лучшие качества и пробудить в нем прежние силы. Но и то, далеко не все психологи додумываются до такого. Еще раз: главное – это разделение внутреннего состояния человека, жить его внутренним миром, ставить свои интересы вторично. Это есть проявление любви.

ПОДВИГ

Но задумайтесь только, как часто мы проявляем чувства сострадания и соучастия? Попытайтесь вспомнить. И даже если они у вас возникали, много ли кто шел на "подвиг"? Еще одно очень удивительное понятие. Подвиг — от слова "подвинуть" – подвинуть самого себя, хотя бы совсем немного, и сделать что-то не на благо себя, когда мы ежедневно совершаем очередную потребность, а на благо другого человека — отделить от себя свое эго, или, иными словами, хоть на мгновение вовсе забыть о себе, о своих интересах. В этом есть проявление нравственности, проявление любви, как я уже сказал выше, когда мы жертвуем собой ради другого, – внутри нас, в нашем сердце, разгорается пламя, и человек, вдохновляющийся этим огнем, под влиянием любви совершает подвиг.

КОНСЕРВАТИЗМ И СТРЕМЛЕНИЕ К КОМФОРТУ — ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Ни для кого не секрет, что в нашем мире поступить нравственно – это всё равно что совершить подвиг, а хотя на самом деле это "обыкновенный героизм", как пишет Франц Кафка в рассказе "Обыкновенная история". Всё дело в том, что наш мир, где каждый выживает как может, так полон всякого зла, что для того, чтобы поступить нравственно, следуя исключительно своей совести, на благо другого человека, нужно каждый раз преодолевать себя, разрушать свое привычное пространство комфорта, собственных целей, интересов. Ну а кому захочется разрушать свои привычные схемы сознания? Начиная с тех схем, в которых человек уже укоренился и живет ими. И сейчас вы поймете, о чем я говорю. Человек в своей сущности консервативен. Он никогда не стремится вперед, потому что его сознание лениво. Всё что хочет человек – это комфорт. Вот такой факт. Внешний комфорт или внутренний, не важно. Мы всегда пытаемся где-то "пустить корни", чтобы как можно дольше остаться в таком состоянии, как можно больше остаться в том времени, где происходили его самые счастливые мгновения и т.д; пытаемся ухватиться за что-то, что обеспечит, как ему кажется, вечный комфорт и умиротворение. Но эти надежды остаются слепыми, и удивительно то, что сам человек это понимает в глубине души, но всё же продолжает действовать как ему удобно, ищет то место, где ему хотелось бы "пустить корни". И самое печальное — он просто не может по-другому. В этом его сущностный консерватизм, который невозможно искоренить, в этом природа человека. Мало кому приходит в голову, что схемы нашего сознания – это ни что иное как некие барьеры, которые мы строим на протяжении жизни, – барьеры к нашему сердцу. Кому захочется такая болезненная для себя и совершенно, казалось бы, бессмысленная деятельность – нравственная деятельность? Да, именно этот путь – к нашему сердцу. Это всегда боль и страдания, идти вопреки своему эгоизму — и тем самым мы живем уже не страстями, а совестью, нравственным чувством, человечностью.

ЗАЧЕМ СЕБЯ ОГРАНИЧИВАТЬ?

Казалось бы, зачем вообще нужно такое строгое ограничение, какой в этом смысл? А такой, что ограничиваем себя мы от зла. Это ограничение как раз таки единственно правильное и полезное. У многих также может возникнуть такое недоумение, что если я не творю зла, то и незачем вовсе тогда себя ограничивать? Это очень опасное заблуждение. И опасно оно тем, что мысль эта не ваша... Как бы это пугающе ни звучало, но у Кафки, которого я упомяну в этой статье во второй раз, есть гениальная фраза: "Задние мысли, с которыми ты впускаешь в себя зло, – это не твои мысли, а зла". Осталось только разобраться, когда мы впускаем в себя зло, и действительно ли это так? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно включить рефлексию и проанализировать свою жизнь хотя бы за прошедший день. Что хорошего за этот период вы сделали? А что плохого? Сколько раз мы придавались своим страстям, сколько раз мы делали больно другим, сами того не сознавая, тем самым убивая радость у других, сколько раз мы отказывали в просьбах другим, элементарные человеческие просьбы, и если мы и помогали, то делали это в скрытой надежде получить какую-то выгоду или что-то взамен. Но ведь такой надеждой мы делаем себя ограниченными, убогими, в этот момент мы не испытываем свободу, а лишь зависимость от надежды что-то поиметь с этого. И это относится также ко многим событиям нашей жизни.

ЕСТЬ ТОЛЬКО 2 ПУТИ: ЛЮБВИ И СТРАХА…

Всё дело в состоянии – во внутреннем состоянии, которое происходит у нас в момент выбора, выбора поступить нравственно, или совершить очередную потребность. Есть только два пути: любви и страха. Почему страха? Это происходит следующим образом: всякий раз, когда перед нами возникает выбор (и здесь важнейшее! выбор потому и возникает, что слышится голос совести, которая нас подталкивает к правильному выбору, она создает нам этот выбор, разделяет единое на варианты выбора, но, как правило, человек решает сам, как ему поступить, этого у него не отнять), есть только два варианта, как поступить, и каждый человек в глубине души знает, как будет правильнее. Поверьте, это так, но вот только почему-то далеко не всегда он доверяется своей совести. Что-то его останавливает... Сразу переполняют сомнения и вопрос "зачем?", или же мысли такого рода, как "ну нет, точно не в этот раз". А следующего раза может и не быть. И я имею ввиду смерть не только физическую. Ведь на совести "не заработаешь", и человек, получается, боится, боится своего внутреннего голоса, боится поступить нравственно, он просто боится трудностей, которые возникнут после этого, боится негативных последствий, а к ним относятся: ущерб социального статуса, который создавался годами, а то и десятками лет, — тогда поступить по совести уже будет практически невозможно! В конечном итоге человек просто-напросто навсегда отказывается от своей совести, потому что он служит идолам, которые сам же и создал для себя, абсолютно забывая про свою человеческую сущность. Под «идолами» я понимаю любую человеческую привязанность, зависимость, то, что нас ограничивает (алкоголь, социальные сети — самый яркий тому пример). Человек в таком случае становится мертвым духовно, гибнет от собственной жизни, которая всё это время ему давала радость ложную, потребительскую, временную... Поэтому всё, что сделано не по любви, сделано из страха. И это путь в никуда – в бездну, из которой нет выхода. Сколько раз мы придавались этому страху? Если подумать, то становится страшно только от одной этой мысли. Сколько раз мы саркастично, наплевательски относились друг к другу, переводя это всё в шутку? Всё это началось с детства, когда мы часто подкладывали своих друзей, и нам это нравилось, но тем самым мы потихоньку, сами того не замечая, разрушали в себе человечность вместо того, чтобы – наоборот – воспитывать в себе лучшие качества.

ЧЕЛОВЕК — РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ ЗЛА

Человек склонен ко злу, это стоит принять. А сейчас мы стали теми, кем стали... Но изменить себя никогда не поздно. Конечно, для этого нужно, чтоб сам человек захотел этого, а иначе никто и ничто не способно его заставить. И сколько раз в различных ситуациях мы просто включали свое равнодушие, нежелание участвовать, помогать друг другу. Своим неучастием, равнодушным отношением мы остаемся пассивными, мертвыми, убиваем в себе духовность – снова и снова. (По этому поводу хочу порекомендовать превосходный фильм "День сурка". Я уверен, благодаря моей статье, кто смотрел, добавит к своему пониманию данного фильма что-то очень ценное.) Поэтому мы даже не только поддаемся злу и "впускаем в себя задние мысли", но и сами являемся распространителями этого зла. Оно существует только по нашей вине. Мы убиваем духовность в себе и также распространяем эту тенденцию на других. Но, мне, конечно, глупо было бы доказывать, что всю жизнь нужно жить по совести, что жить, абсолютно не совершая зла, возможно. Слово "нужно" здесь даже не уместно. Всё, что действительно нам нужно, – это осознать свою вину, каждому внутри себя признать тот факт, что являемся носителями зла, мы творим зло, и творим постоянно, ежедневно, ежеминутно... А осознав, попытаться хоть как-то начать жить по-другому, оттолкнуться от привычных нам схем сознания, консерватизма, и это будет уже "подвигом". Ведь осознание – это первый шаг на путь истинный.


Рецензии