Нравственное учение на примере творчества Руми
Перед прочтением ознакомьтесь с немаловажной информацией:
1. Я пишу свое понимание фразы, и оно может (и должно!) в корне отличаться от вашего.
2. Если вам понравилось мое понимание, и вы захотели поделиться им с вашим другом или кем-то еще, то предупреждаю, что в этот момент вы берете на себя ответственность за чужой смысл, поэтому обязательно следует дать ясность, что вы просто говорите уже существующее толкование, которое создано другим человеком, но никак не вами самим.
3. Статья имеет религиозный характер.
Джалаладдин Руми — средневековый поэт-суфий (суфизм — в мусульманстве философия о духовности, имеет аскетичный характер). Как ни странно, но Руми вовсе нельзя считать причастным к религиозной сфере мусульманства, судя по его творчеству. Руми писал о том, что Бог есть только в сердце человека, что к Богу человек никогда не придет, если будет посещать храмы, мечети или синагоги. Именно внутренний путь — путь к своему сердцу — и есть путь к Богу.
И это действительно так. Нравственное чувство коренится в сердце каждого из нас. И когда мы преодолеваем свой природный эгоизм, делаем добро, остаемся верны Богу, то мы двигаемся во внутреннем направлении, развиваем в себе лучшие свои качества, проявляем человечность друг к другу, духовно совершенствуемся. Но что значит помощь другому? Какова она может быть, помимо материальной? Как писал Кафка, «человеку не нужна поддержка, ему нужна помощь». Материальной помощью человеку не помочь, ведь это только притупит боль, так же как и время притупляет боль, но вовсе не лечит. И за это время человек будет находиться в страдании. Время — весьма болезненный и продолжительный способ решения проблем. Чтобы человеку по-настоящему помочь, его боль нужно разделить. Взять часть его горя на себя. А это значит жертвовать собой, своей привычной зоной комфорта, которую мы создаем для себя постоянно. Это действительно подвиг — страдать за другого. Это и есть нравственная деятельность. То есть, как мы в очередной раз убедились, только нравственной деятельностью можно помочь человеку. И в этом ключевую роль играет Понимание. Когда мы понимаем другого, мы отчасти находимся в его внутреннем мире и ВИДИМ его боль, тем самым уже ее разделяя. Благодаря проявлению нравственного чувства (а к ним относятся сопереживание, соучастие, сострадание) возникает любовь. И, выходит, что только любовью мы можем исцелить другого человека.
Но опять-таки, любовь сможет возникнуть только тогда, когда оба человека идут навстречу друг другу, то есть, когда она взаимная. Именно поэтому понимание рождается в диалоге, но не в коем случае не в споре, где каждый говорит лишь свое мнение, при этом не слыша и не пытаясь понять другого. Диалог — это маленькое духовное пространство, где происходит рождение Понимания путем соединения осколков непониманий, в которых находится каждый человек по отдельности, в этом непонимании он одинок. Одиночество противоположно пониманию.
НО! В ранее опубликованной статье я писал, что понимание — это одиночество. Это только в том случае, когда один человек понимает другого, смог увидеть его внутренний мир, а другой — нет. Тогда любовь будет не взаимной. И самое ужасное в таком доводе это то, что в нашем мире чаще всего так и происходит. Эта проблема всегда остается актуальной — когда мы любим человека, а от него мы чувствуем лишь равнодушие и безразличие. От этого и возникает недоверие друг к другу. После неудачной любви мы стараемся больше не прибегать к подобным ошибкам, стараемся отстранить себя от лишней, как нам кажется, наивности и нежелательного доверия, которое потом «повлечет за собой». Лучше этого избежать, — думаем мы, дабы избежать очередного отчаяния, болезненных переживаний, стресса и т.п. Очень редко, к сожалению, когда любовь взаимна. В большинстве случаев люди то и делают, что проживают жизнь, страдая от не взаимной любви. Но я считаю, что всё к лучшему, потому что Бог есть любовь, Он всё делает всегда на благо человека. Нам неизвестно, что произойдет с нами через год, месяц, завтра. И поэтому если человек открывает свое сердце другому в надежде на понимание, а другой этого не делает, то и диалога, и понимания, и любви не может быть в принципе. Но открываться другому следует всегда— кто знает, может быть, этот человек откликнется на вашу любовь.
Но всегда, разумеется, невозможно, мы не святые. Мы не сможем постоянно быть нравственными, мы не сможем всё время брать на себя ответственность за свой выбор. Здесь включается неуверенность и недоверие Богу. И поэтому человек просто обречен на зло, каким бы он святым ни был. Попросту, живя в этом мире, человек уже пребывает в грехе. «Я видел грешников в раю и святых в аду» гласили слова одного из апостолов Иисуса Христа. Это значит, что без покаяния спастись невозможно. «Господи, так кто же может спастись, если даже одна лишь мысль о грехе уже является грехом?» — спросили как-то ученики Иисуса Христа. А Он им ответил: «Всё, что невозможно человеку, возможно Богу». И чтобы покаяние было искренним, оно должно идти от сердца. Вот для этого-то и нужен «внутренний путь» — чтобы человек «узнал» свое сердце, был близок к нему. Всё дело в том, что останется в сердце человека в преддверии его смерти. Каким путем шел человек по жизни: путем страха или путем любви. Путь любви — самый сложный путь, какой только возможен. Вспоминается известная фраза Шарля де Голля: «Выбирайте всегда самый трудный путь, ведь на нем вы не встретите конкурентов». Идя путем любви, человек обретает самого Себя, свою сущность, раскрывая свой духовный потенциал. Когда человек совершает поступок на благо другого, он встает на путь любви. Разумеется, далеко не каждый готов встать на такой путь. И далеко не каждый встает, даже не зная этого пути, потому что когда перед ним возникает выбор поступить нравственно или равнодушно-потребительски, он, не осознавая, как ни странно, уже понимает, что впереди его ждут трудности, которые он преодолевать не готов. Или пока не готов…
Так вот, собственно, возвращаемся к высказыванию Руми. По сути, его можно перефразировать известной пословицей «Свято место пусто не бывает». Это означает, что если человек очистился от греха, живет, как ему кажется, праведной жизнью, или же просто сделал доброе дело, то это лишь только первый шаг на пути любви, он только встал на этот путь, а дальше будет только сложнее, но силы для преодоления трудностей в этом случае дает Бог, но если только сам человек хоть немножко протянет Ему руку. В нашем мире, к сожалению, редко кто верит в Бога. И это происходит потому что мы привыкли жить потребительством, мы думаем, что счастье в материальном благополучии, и если нам Бог его не дает, то и верить в Него не стоит. А задайте себе вопрос: НУЖЕН ЛИ ТОГДА БУДЕТ ВАМ БОГ? Бог всегда знает, что человеку полезно, а что нет. Ведь человек— Его творение. Человек живет лишь собой, своим комфортом, и как только он что-то получает, он, во-первых, думает, что он добился этого сам, тут же возникает непреодолимая гордость, а, во-вторых, то, чего он получил, он обязательно использует во зло. Деньги — это небытие, пустота, сегодня они есть — завтра нет. Это — радость ложная, потребительская, временная. А если идти путем совести, путем к своему сердцу, то Бог даст нам радость истинную, вечную — ту, которой нет в нашем мире. Свято место пусто не бывает, потому что дьявол всегда преследует нас, и если мы очистили наше свято место, нашу душу от зла, то демоны, которых мы выгнали, вернутся снова и, более того, приведут других. Отличным примером послужит следующее: зачастую люди говорят, что верят в Бога в душе, но в храм ходить отказываются, ссылаясь на то, что храм и Бог вещи не совместимые. Как, собственно, и говорил Руми, об этом я писал в начале. Конечно, мы доподлинно не можем быть уверены, какое отношение у него было к храмам в глубине души. Ведь главное — это то, что у человека в сердце. Здесь я с ним, конечно, согласен, но верить и совершать нравственную деятельность — вещи абсолютно разные, без действий вера будет мертва. Пока человек будет сидеть дома и тихонько верить в душе, его несомненно посетят «другие» — те, от которых и молятся в храмах. Это что касается храмов. Темных будет каждый раз всё больше, потому что искушения растут. Именно поэтому чем дальше человек идет путем совести, тем сложнее ему приходится. Но Бог никогда в долгу не останется, в вечном долгу у Него это мы. Если человек делает 1 шаг к Богу, то Бог делает к человеку все 9.
«Держи дом в чистоте» — держать свое свято место как можно чище, постоянно каясь за свои грехи, постоянно выгонять из себя темных, искушающих нас. А смерть придет когда — не знает никто. Смерть придет, и вместе с этими темными, которые «гостили» у нас всё это время, человек отправится в вечность. И тогда их будет выгнать уже невозможно, они получат доступ к нашей душе и будут терзать ее вечно. Звучит, конечно, слегка пугающе, но когда вопрос затрагивается о вечности, разговор всегда принимает максимальную серьезность. А пока, когда еще есть возможность их выгнать из нашего сердца, пока они еще не до конца завладели душой, пока мы еще живем, придется пострадать своим телом ради нашей души. Вот, в принципе, таков смысл данной фразы.
Когда человек думает, что он ПОКА не готов встать на путь любви, думает, что это можно сделать потом, то он сам же себя вгоняет в заблуждение. «Задние мысли, с которыми ты впускаешь в себя зло, — это не твои мысли, а зла» — не перестаю приводить в пример гениальную фразу Франца Кафки. Да, ведь эти мысли и вправду не наши, такое чувство, будто их нам кто-то подсказывает. А почему так происходит?
Есть замечательная притча о том, как темные искусно внушают нам то, что выгоднее будет вовсе не человеку. Притчу я напишу своими словами.
Собирает дьявол своих слуг во аду и спрашивает первого слугу: что ты внушал людям? и сколько за тобой пошло в ад? Тот сказал: внушал им, что Бога нет. За мной 3 человека. Спрашивает дьявол второго слугу: а ты что внушал? сколько за тобой людей пошло в ад? Второй слуга сказал: а я внушал им, что Бог есть. Тут же другие слуги возмутились — как это так!? как ты мог такое сказать!? Но я, — продолжил второй слуга, — говорил им что Бог-то есть, но вот каяться в грехах вовсе не нужно, достаточно твоей веры. Я привел в ад 10 человек! Другие слуги успокоились. К третьему слуге обращается дьявол: ну а ты чем порадуешь? что внушал ты? Тот сказал: а я внушал людям, что и Бог есть, и каяться нужно. Другие слуги были в диком недоумении. Потом он сказал: вот только ко всему этому я добавлял маленькую фразу — но ты это сделаешь потом. Дьявол, улыбаясь, спросил: ну и сколько людей за тобой? Тот показал рукой, и было видно, что людей полчища.
Свидетельство о публикации №219121000127