Машенька 1984-85гг

Июнь 1984
    Здравствуйте, Дорогие Папа и Мама, Бабушка и Дедушка! Вера Тимофеевна,
Виктор Порфирьевич, Катя, Оля, Миша и Алёша. Привет из Пскова.
    Хотя и сижу я сейчас на вокзале в Опочке. Это районный центр, которого вы, конечно, и не знаете. Ездил инспектировать дистанции для областного слёта туристов – школьников.

    В связи со сменой работы сменился и профиль моей общественной деятельности. Всё-таки, со школьниками мне заниматься лучше, нет чувства, что льёшь воду в песок. Наташа сначала возражала, в основном потому, что ей кажется, что я слишком много сил этому отдаю, а сейчас согласна. Дети свои растут. А самая неудачная, да и просто вредная педагогика – это болтовня, которая не может быть подкреплена примером и делом. Уже сейчас Катерине нравится «ходить на работу» вместе со мной. И она честным образом уже заслужила значок, который мы ей пришлём «Юный турист СССР».

    Наташа приехала нормально. И очень успела меня удивить. Утром на стадионе  смотрю – бежит новая девушка, глянул, а это моя жена. Работа в ИВЦ (Я поменял работу, и Наташа сменила синий халат цехового технолога на «приличную» отдельскую одежду)  её немного разочаровывает отсутствием непосредственной практической пользы, к сожалению, у нас так часто бывает, но должность, оклад и всё прочее вполне соответствуют требуемому. И,  если не тратить рабочее время попусту, то можно многому научиться. В общем, пока с работой у неё всё в порядке.

    С музыкальной школой у Кати пока ничего не ясно. Где-то в конце июня, говорят, будет известно. Время летит быстро, пора думать и об отпуске. У вас, конечно, сейчас весёлая и трудная пора. Поэтому, самое главное, чтобы Катерина из Чада превращалась в помощника. Дел для неё очень много. И пусть не забывает делать зарядку по утрам. Неважно как, хоть аутогенным способом. Но, чтобы не валялась.

     Сегодня в лесу набрал черничного листа. В период цветения не смог, но и сейчас ещё не поздно. Веников очередь в субботу - воскресенье. Едем с Наташей проводить областные соревнования, там и нарежем. А потом у неё, наверное, колхоз на очереди. Да и мне надо съездить. Без Наташи совершил приём Ракицких – это её друзья по институту, которые работают в Якутии. Хорошие ребята. Обещали ещё заехать в воскресенье, встретиться с Наташей.

    Наташа рассказывала про лихого бойца петуха. Хочу посмотреть. А вот кто гуляет с Диком? Не пора ли Катерине с ним дружить?
Пожалуй, всё.   До свидания. Володя.

   Катя! Твои друзья – ребята из города Пыталово, с которыми ты ходила в поход, передают тебе большой привет. Значок мы тебе пришлём. Слушай Бабушку и Дедушку и не забывай, что ты уже большой Друг, Товарищ и Брат.   Папа.
               

Июль 1984

Здравствуйте мама, папа, девочки и мальчики!
Вас там много, вам весело. А нас мало. Основное занятие у нас сейчас – ремонт в большой комнате, покраска окон, балкона, дверей.
А до этого ездили в лес в выходные. Хорошей погоды почти и не было. Уже неделю дожди идут, и температура + 15 градусов. Ничего не зреет на огородах. Клубники должно было много быть, но холодно и всё очень дорого.
Тамара Николаевна  нас снабжает луком и укропом. Но солнца мало, и они безвкусные. Поэтому посылку мы с удовольствием получим. Мне очень хочется домой к вам, и я жду - не дождусь, когда наступит отпуск. Сегодня пойду оформлять отпуск с 26 июля по 15 сентября. 16 сентября надо быть на работе. Мама, может попробовать достать путёвки в здешний дом отдыха вам с папой? И Катю возьмёте. Но будет уже прохладно и сыро.

Подали заявление на музыкальные занятия в Доме Учителя. Но там тоже прослушивание. А у Кати всё-таки слух плохо развит. Папа, по мере возможности. Пойте с ней песни. А ты, Катюша, старайся свой слух развивать, старайся слушать и повторять песни.
Катюша, читаешь ли ты книги? А помнишь, как было хорошо в прошлом году, когда ты подметала  двор – где стол, крыльцо, кухня? Не взяться ли тебе за это дело? И, пожалуйста, следи за своей сестрой, она тоже должна помогать и в первую очередь убирать за собой вещи, игрушки, постель. И с первого раза выполнять просьбы взрослых. Бабушке и дедушке тяжело вас четверых растить, а они пошли на эти трудности, чтобы вам интересную жизнь сделать и нам, родителям, беззаботную жизнь устроить. Так что, вы, дети (и мальчики и девочки) должны бабушке и  дедушке радость доставлять. Осознали?
Катюша! Следи за своим тоном, когда разговариваешь с людьми.
На стадион я эту неделю не бегаю, потому что вечером допоздна занимаемся ремонтом. Купили новую люстру, яркую, светлую.

Вообще-то событий мало. А вчера вы нам позвонили и очень меня обрадовали – удивили – озадачили. Это я про шубу. Я потому до сих пор со своей зимней одеждой не разберусь, что эти все искусственные шубы мне тоже надоели. Но ведь пальто или что-то похожее всё равно надо? В общем, чтобы я сейчас ни делала, а шуба у меня в голове сидит.

Сейчас обед будет. Пойду, письмо опущу. У меня как-то и письмо не получается, я домой хочу. Насчёт посылок не волнуйтесь. Володя через две недели поедет, я – через три. А двоим нам почти ничего и не надо. Вот эту получили, и хватит. Вам и так забот хватает. Всё. Побежала.
Катя! Слово ДИСЦИПЛИНА пишется так.
                Июль 1984.

29.08.84.

Здравствуйте, мама и папа!
Доехали мы весьма неплохо, если учесть массу людей в Москве. Я такого ещё не видела. Особенно, Курский вокзал. Я умудрилась где-то как-то простыть. Поэтому взяла на понедельник отгул и сама Олю оформила в садик. Как-то проскочили длинный анализ, и за один день оформились. Так что за два дня я температуру сбила и сейчас готовлюсь к утренней зарядке. Катю второе утро поднимаем на стадион. Ворчит, а потом довольная. Володя хорошо знает свою роду. Коля, конечно, не переехал. Пытаются свалить, что газа нет, а его сотрудник (с двумя детьми на частной жил) уже вселился. Я пришла к выводу, что Коля просто намерен обставить квартиру, а потом переезжать. Сегодня я устрою очную ставку.
Все продукты довезли удивительно хорошо. Астры стоят великолепно, и у Кати будет шикарный букет. Оля тоже в садик отнесла пять штучек. В садик пошла хорошо. Позавчера сходили к Т.Н., отнесли немножко фруктов и варенье. У неё лук вырос неплохо, но всё равно мелкий и какой-то вялый. Чеснок у неё есть, а попробовала – наш чеснок – это чеснок, а это подобие какое-то. помидоры здесь плохо зреют, и уже были заморозки. В магазине по рублю – такие, как у нас последние с куста идут. На рынке – 2 руб. Так что, если у вас будет здоровье – от помидор не откажемся. Картошка в магазине редкость, о перце и говорить нечего. Сегодня буду звонить домой. Как у вас настроение и здоровье. Володя теперь мучается угрызениями совести, что «дерзил, грубил» и на автобус поспешил. Вообще-то, ехали как-то грустно. Надо что-то предпринимать. Сегодня Володя зайдёт в музыкальную школу. Надежды мало. Попробуем в доме учителя. Там тоже, говорят, неплохой коллектив.
На работе у меня затишье. В середине сентября буду что-то предпринимать. Но дело в том, что если уезжать, то можно на заводе остаться, а вообще-то, можно и на другой завод идти.
Завод всё катится и катится. Первое полугодие – цветочки были, а третий – четвёртый квартал – уже ягодки пойдут. На заводе шорох прошёл, снимают с очереди на квартиру, если приходится на человека  7 метров квадратных. У нас квартира 28,1 м кв. Так что, меня с очереди тоже снимут. А кто-то меняет квартиры как перчатки.
Багаж ещё не пришёл. Я его жду с нетерпением. Заставлю всю прихожую, не распечатывая, может уедут быстрее. Девчонки готовы обратно ехать. Ольга так и спрашивает: «Вчера поедем к бабушке и дедушке». А Катя только «глубоко сожалеет». Катя сейчас одна дома. Таня с Лёхой тоже дома. Лёха её уже замучил. Приходит в комнату и шерстит всё подряд. Следы его пребывания в наше отсутствие – явные. Квартира запущена, все краны текут, кафель не моется, окно в кухне – палец толщиной грязи. Это уже не их жильё. Замок разломан. А «Вовка всё стерпит».
Грибов в лесу нет. До нашего приезда было тепло. А сейчас утром плюс 3, днём – плюс 15. Плащ я кстати купила. Мама и Папа! Было бы очень хорошо, если бы вы вместе приехали. Конечно, мы и поодиночке вас ждём. А на следующее лето, если всё будет хорошо, Лена поедет раньше в отпуск, вы к нам приедете, а потом вместе поедем в отпуск. Лето пролетело. Я теперь папу понимаю, так и не сели, спокойно не поговорили. Всё что-то не так.
Закругляюсь. Пора в магазин. Масло выкупать. Как ни странно, дети петуха едят весело и с аппетитом. Очень хорошо петрушка дошла. Если будете к нам ехать, привезёте побольше, я в морозилку заложу.
Ну, всё. Побежала.  До свидания.  Наташа.                29.08.84.

               

03.09.84.  понедельник, день не очень тяжёлый
     Проклятый капиталист, принимая новый участок автострады, садится в Мерседес, наливает чашечку кофе, ставит рядом на сиденье и катит по автобану… Машину не шелохнёт. Я тоже качу по нашей дороге Ленинград – Киев и, чтобы жизнь была содержательной, решил украсить её монологом, адресованным моей любимой тёще и уважаемому тестю. А качество почерка оставим на совесть, даже не знаю кого. Капиталистов у нас нет, сами хозяева своих дорог.
     Здравствуйте, дорогие Мама, Папа, Бабушка и Дедушка. Вот уже и неделя после отпуска пролетела, первая и весьма содержательная. До сих пор Наташина мечта не претворилась в жизнь – она пока не стала квартирной хозяйкой. Молодёжь ещё не съехала. Конечно, неделя туда-сюда роли не играет, и я, даже зная своих, не ожидал ни оперативности, ни желания спешить, но тоже несколько разочарован скобарской ограниченностью своих самых близких: такая возможность сделать огромный подарок Катерине к 1 сентября и – не использована. Хотя: «не судите и не судимы будете».
     Вчера утром съездил в лес. Дождливо и холодно (10-14 град), поэтому - один. Грибов нет. Привёз только на поджарку.  Будем ждать.
     В субботу после обеда посмотрел новую квартиру брата Коли (в Писковичах). От порога до порога 12 км. По масштабам большого города пустяк. Места очень много. И жить вполне можно. Но, конечно, трудно оторваться от центра, хотя бы и нашей большой деревни. Правда, им всё-таки легче, чем это было бы сделать нам. Да и выхода другого нет. Слишком быстро мы все растём, и теснота становится обидной и обидой. То, что остаётся нам – хоть и не новый дом, но, учитывая не только квартиру, а и все связи, конечно, не в пример, лучше.
     Посылки, багаж получили. Варенья – гора. Помидоры – куча, всё в прекрасном качестве. Вишнёвое варенье мы маме передали. Цветы и фрукты тоже, даже дынь в Мелитополе прикупили. Спасибо и привет вам от них.  Стол – подарок Кате от бабушки и дедушки уже собран и вовремя. А большой тюк пока и не распаковываем. Нас даже не интересует судьба зеркала, но, кажется, всё в порядке. Прихожую будем делать, когда останемся одни.
    Первое сентября прошло на уровне. Школа у нас под окном своя. Пока Катя решала свои дела с мамой в классе перед линейкой, Оля на улице ходила с портфелем и букетом, букет –бабушкины астры, вводя многих в заблуждение своим деловым видом. Сделал несколько кадров. Уже проявил плёнки, в том числе и отпуск. Фотографировали до обидного мало, но всё, что сделано, получилось неплохо. Так что, скоро пришлём. Вечером в субботу ели пельмени и пили сухое вино в честь первого сентября. Не знаю, что я плохо переношу, или спиртное в умеренных дозах, или праздничный стол в неумеренном количестве, но всю ночь чувствовал себя старой разваленной колодой, и только после прогулки по лесу снова вернулся в себя.  Всё же правы древние и мудрые: «ничто не приближает нас к старости так быстро и верно, как излишества нашей жизни».
    Решился вопрос и музыкальной школы. В последний день Катю включили в списки подготовительного класса (31.08). Не знаю, или я директору надоел, или ей была подача от наших общих знакомых, а может, это результат естественного отбора, но это не так и важно. Главное – можно начать учиться. А там посмотрим. Дело пойдёт – хорошо. Хотя я почему-то в Катерину верю. Несмотря на издержки производства, в основном, она пока растёт в правильном направлении. Конечно, на все вопросы правильнее всего отвечает время. Жаль, что почти всегда поздно. В бассейн пока не записывались. Вернусь в конце недели и сразу займусь. Еду я в командировку в Полоцк Белорусской ССР.  Это 6 часов автобусом. Темно, свет в салоне выключили. Пока остановлюсь.
05.09.84. среда. Продолжаю только через два дня. Устроился отлично, в центре города, гостиница «Двина». Город древний, очень чистый, производит хорошее впечатление. В магазинах и продукты, и товары, и культура подачи не в пример нам. Белорусы молодцы.  Завтра, в четверг, еду домой. Дела сделал неплохо. В такие ознакомительно–учебные командировки ездить можно. Это не планы в министерствах двигать. Так что, в распоряжение семьи вернусь домой даже отдохнувшим. Вот пока и всё. До свидания. Володя.
   
05.09.84.
11.09.84.
Здравствуйте, мама и папа!
Наконец-то собралась с письмом. Я всё как-то ещё не войду в новый ритм жизни. Всё-таки, школа внесла существенную поправку.  Катя довольно спокойно пошла в школу. Смущения и волнения я особого не заметила. Сидит она на предпоследней парте. Среди девочек самая большая, но не старшая. Опять у них мальчиков больше половины. Мальчиков сейчас везде больше. Класс 40 человек. 1-а класс. Учительница нам нравится, но что она может сделать с 40 человеками. Неделю первую у них был щадящий режим. Учатся с 8-30 до 11 – это три урока. Скоро будет по 4 урока – до 12 часов. В музыкальную школу нас всё-таки взяли – в подготовительный класс, группа для шестилеток. И ещё впереди 7 классов. К музыкальной школе у неё тоже какое-то спокойное отношение – без восторгов. Я тут чуть было не купила пианино. Очень уж хорошее. Правда, все деньги надо было выложить. Но потом одумалась. Всё-таки  надо посмотреть, как дело пойдёт. А уж если и буду покупать, а покупать буду, то только импортное. Было чехословацкое пианино. Я попробовала на нашем и на нём, так это небо и земля. А сейчас пока будет ходить в детский сад и там заниматься. Сейчас ей «ставят» руку. Туго дело – она колотит как в барабан. Ведь она вся такая. Купили Кате велосипед «Школьник» 37 руб. – идеальный выход. Теперь надо в бассейн оформляться. Я тоже собираюсь в бассейн. Оля с удовольствием ходит  в садик. Нос у неё течёт, и немного покашливает. Поэтому в это воскресенье Володя и Катя сами за грибами ездили. Привезли много, но ещё надо. Грибы пошли. Сегодня буду звонить вам. Катя впервые серьёзно за грибами ездила. Конечно, это снизило Володину производительность, но зато Катя получила всё. Устала, конечно. Олечка, как Олечка – вчера только Володя её два раза в угол ставил.
    Работаю я в цехе, и правильно сделала, что ушла. Там уже и сам начальник увольняется. В цехе восприняли этот мой круиз спокойно, без ажиотажа. Завтра еду в колхоз, и в субботу – тогда у меня будет два отгула. Я в основном это для Вильнюса собираю.
    Коля с переездом очень не спешит. Таня собирается прерывать стаж и сидеть с Лёхой. По- моему, так поступают те, кто просто не хочет работать. По крайней мере, в этом случае именно так и есть. Вот им с городом расставаться и не хочется. С Т.Н. на эту тему разговаривать невозможно, сразу начинает «волноваться» - Коленьку обижают.
   Лещенкам мы послали телеграмму, а была ли у них свадьба?
   Сейчас кончается рабочий день, пойду за Катей в музыкальную школу. Туда она сама уже второй раз пошла. Всё-таки её самостоятельность кое-где и выручает.
    Пишите письма, хоть ночью. До свидания. Наташа.                11.09.84.

24.09.84.
Здравствуйте, мама и папа!
В пятницу у нас произошло знаменательное событие – Коля переехал. Всё-таки собрались. Не без моего нажима. И только теперь я поняла, почему они тянули. Коля там жить не хочет. Хочет меняться, хоть на однокомнатную, но в городе. Вот и хотел, с меньшими потерями ждать, когда будет обмен. Но всё, ключ нам отдали. Эти чистюли при переезде даже не удосужились подмести комнату – так ненужный им хлам и бросили. А я в колхозе была. У меня уже есть 2,5 дня отгулов. На картошку ещё на этой неделе 3 поездки. За каждую – 0,5 дня отгула. В детской комнате можно делать ремонт, но мы хотим сделать небольшой встроенный шкаф для лыж, велосипедов – вход с прихожей. А сам шкаф за счёт детской комнаты. Обои купила, не очень дорогие, для детской сойдут. А вот в нашу комнату я всё-таки хочу дорогие, красивые обои. Тогда и без ковра можно обойтись. Краска есть. Для большой комнаты нужно светлую краску. А всё остальное закрывается ковропленом. С пианино у нас проблема. Наши, советские, пианино есть, а мне попалось чехословацкое, красивое, и звучит лучше. Но дорогое – 1270. Деньги есть. Но, вот зачем такое дорогое нам. Не совсем по хозяйски. Всё меня настораживает. А вдруг не захотят дети учиться. Я не могу сказать, что на 100% уверена в Кате, но где-то на 80-90% уверенность есть. Пока ей в школе музыкальной нравится. Ходит сама, уже освоилась. Дело ещё в том, что пианино нужно сейчас уже, а ждать, пока появится импортное – долгое дело. До конца года фонды выбраны в городе. Надо принимать решение, а самой не хочется принимать решение. А ходить искать. Где бы Кате позаниматься – тоже накладно. В школе пока тоже неплохо. На родительском собрании учительница о Кате сказала: «Девочка с большими данными, но ленива». Дело в том, что Катя руку не  поднимает, а когда бы её ни спросили – отвечает правильно. Тем более, что в начале ей не интересно – то, что проходят, она уже знает. Поначалу вертелась, учила соседей. Потом мы с ней поговорили, Катя призвала всё «волшебство», что у неё есть, и теперь не вертится, не болтает. Сама справилась. Были замечания – бегает по коридору. В школе на всю школу (5 этажей) одна техничка. Каждую субботу родители приходят класс мыть, по очереди. И вообще, все ремонты всё за счёт родителей и силами родителей. Ну а Ольга – есть Ольга. И плохие слова кучей приносит, и с первого раза не слушается, и обманывает. И в углу стоит. А потом она «хорошая» делается. И говорит, что она «уже вот какая большая и толстенькая», поэтому и хорошо себя ведёт. Оля регулярно спрашивает, когда поедем к бабушке. Потом сообразила, что ездили, когда клубника поспела. Теперь выясняет, растёт у бабушки ягодка или ещё нет.  Я им не обещаю, что вы к нам приедете, а то огорчений будет много. Но ремонт мы постараемся побыстрее сделать, в октябре будет уже, где спать. И надо думать об обмене.  При очередной перерегистрации очереди на квартиру меня с очереди снимут, т.к. сейчас на очередь не ставят, если на человека 7 м кв., а у нас квартира 28,1 м кв.  я уже надоела Вам с этими своими будничными заботами. А кроме квартирных ещё куча всяких мелочей. И не верится, что у вас там тепло и сухо. Вообще-то, для этой местности здесь не холодно, но сыро. И у детей носы текут. Надо мне в Прибалтику смотаться – детворе обувь и люстру подешевле и посимпатичнее в детскую и кухню. Не знаю, ждать маму, или потом ещё съездим, если надо будет. У нас телефон не работал. Похоже, починили уже. Ну, всё, закругляюсь.
До свидания.  Наташа.                24.09.84.


10.11.84.  суббота, которая понедельник.
Здравствуйте, Вера Тимофеевна, Виктор Порфирьевич! Бабушка и Дедушка, Папа и Мама.
Сегодня первый рабочий день после праздника, последний день каникул у Кати.
Доложу о прошедшем празднике. Лена, Юра и ребята всё-таки выбрались к нам, и, кажется, даже немного отдохнули. Правда, сначала мы болели за Папу, но потом узнали, что он благополучно отступил на исходные позиции и, практически, без потерь. Конечно, плохо, что маневрировать ему пришлось в самые праздники. Но, остаётся надеяться, что это был последний вояж в этом году.
Лена и Юра немного утомлены. Молодёжь ничего, ровные и весёлые. Во всяком случае, за два дня не было ни одного рёва. На демонстрацию все вместе ходили с Наташей и заводом. Кроме меня, конечно. Мне надо было идти со своей конторой, поэтому я их только посетил. А потом уже воссоединились.
На второй день Лена с Юрой ходили в кино, а мы с молодёжью в кукольный театр. Затем катались в Детском парке, качели, карусели и т.д. А потом нанесли визит нашим родителям. Все ушли с поля боя хотя и очень тяжёлые, но в форме. А потом, отдохнув, в 0-30 на поезд. Народу ехало немного, и в дороге устать не должны.
Для нас эти праздники, благодаря приезду Архиповых, прошли очень хорошо. Думаю, что им тоже было не утомительно. Сделали несколько снимков, пока не отпечатал.
Да, чуть не забыл. В подарок нам привезли великолепный сервировочный столик, раскладной и на колёсиках. Теперь мы можем устраивать приёмы как в лучших домах (не знаю чего).
Наташа говорила по телефону и сказала, что я обвинён в излишнем пессимизме в отношении Кати. Думаю, зазря. Просто, чтобы не разочароваться, не надо выдавать желаемое за действительное. Всё хорошее – плоды регулярной работы, а вот не очень хорошее иногда растёт само. Нам пока везло и с садиком, и со школой, так что, будем смотреть. Одно уже хорошо, что наши дети заставляют нас чаще улыбаться, чем огорчаться.
                10.11.84.

02.12.84.
Вера Тимофеевна! Виктор Порфирьевич! Папа, Мама, Бабушка, Дедушка! Здравствуйте!
Привет вам из Пскова. Воскресенье. Сходили в кино, японский полнометражный мультфильм «Дюймовочка». Дети не отрывались, я тоже получил удовольствие. А мама в это время занималась хозяйством. Сейчас тоже все при деле: мама стирает, Катя читает Оле книжки, а мне делать нечего, сижу, пишу.
В пятницу Наташа выбралась в Вильнюс. Добралась до аптеки, где чай. Вышлем срочно. Конечно, это совсем не панацея. Всё те же компоненты, но если пить регулярно, то слабая действующая составляющая (черника, фасоль) вместе с довольно сильной поддерживающей (зверобой, крапива, берёза и т.д.) выглядят в сочетании вполне разумно. И, самое главное, зная рецептуру, мы и сами будем его вам поставлять с самых лучших плантаций. Остаётся только заваривать и пить, не боясь перехватить, вместо чая. Наташа кроме трав ку4пила себе ботинки типа туристических и сапоги, советские, но не очень плохие, вполне на уровне. И мне спортивные штаны.
Вчера мы с Катей печатали фотографии с первого сентября. И в это письмо приложим небольшой фотоотчёт. Катерина – друг и помощник в семье. Правда, увлекающийся и непостоянный, требует постоянной директивы, но всё делает с удовольствием. В классе мы, конечно, влипли. Меня назначили председателем родительского комитета. А Катю уж не знаю кем, но тоже что-то вроде председателя октябрятского отряда. Работы и занятия у неё не в блеске, но в относительном порядке, четвёрки и пятёрки, тройки сравнительно редко. В основном не по уму, а по «тяпляпости». В пятницу мы с Ольгой присутствовали на открытом уроке в бассейне. Уже освоили кроль на груди вчерне. Думаю, мама, несмотря на регулярные тренировки в бассейне будет летом отставать от нас. Оле очень понравилось, и если бы я не держал её, то она, конечно, тоже поплавала бы в одежде. Жаль, что её возраст отстаёт от её вертлявости. В детском саду у неё слишком много упрямства и мало контактности. Хотя программу она знает. Но стихи, притом в немалом объёме, читает только под настроение. Отчего воспитатели, боясь незапланированных срывов, не выпускают её на сцену. Поживём – увидим, но и сейчас понятно, что в семье растёт фрукт. Хотя тоже больше весёлый, чем огорчительный. Во всяком случае, пока ей всё даётся легче, чем Кате.
На неделе у нас был мороз до минус 15 и снег.  Думали, в воскресенье уже и зима будет. Но всё растаяло. Зима пока не спешит. Коньков у нас в этом году нет. Поэтому основной задачей будет для Кати научиться хорошо, а для Оли просто научиться ходить на лыжах.
Наташа собирается с большим письмом. Поэтому не буду ваше время занимать больше и заканчиваю. Обратную сторону листа предоставлю Кате. Думаю, она не введёт вас в ужас своим посланием.  До свидания.    Володя.

   Здравствуйте! Бабушка и Дедушка!
Мы живём хорошо. Я учусь хорошо. У меня иногда четвёрки. Но больше их. А пятёрок меньше. Музыкальные занятия у меня хорошо идут. До свидания.    Катя.
                02.12.84.






17.12.84. воскресенье.
Время бежит страшно быстро. Подходим к Новому году.
Привет из Пскова Маме, Папе, Бабушке, Дедушке.
Вечер. Дети спят, Наташа шьёт Кате Лисичку из своего бально-пляжного платья. Хвост и маска у нас есть. На очереди ещё Зайчик для Олечки.
Катя на этой неделе нас очень разочаровала. Отбыл я на два дня в командировку, спешил вернуться к бассейну, а у неё температура. Девчонка здоровая, но, воспользовавшись отсутствием контроля, бегала в летнем пальто, без шарфа и т.д. Правда, со  школой перерыва не было. В субботу у них был праздник прощания с букварём. Мы с Олей присутствовали. Все эти праздники с точки зрения взрослых немного казённы, но дети от них в восторге. Можно было бы оставить Катерину в наказание дома. Но у нас были слова, которые были в своё время сказаны, как говорили в своё время про нас, «с выражением», а я сказал бы, с достаточным уразумением, и долг перед обществом. Сегодня же в кино мы её не взяли, ходили с Олей. И на лыжах она не поехала. Это правда, вокруг дома, школы и детского сада, но Оле больше и не надо. Пока проблема в постановке. Через месяц она должна устойчиво и с разумением ходить на лыжах. Судя по велосипеду, проблем не будет.
На неделе у нас было событие. В среду нам настраивали пианино. Весьма квалифицированный настройщик. Халтура и т.п., но я здесь целиком и полностью за дорогих частников, чем за дешёвых государственных настоящих халтурщиков, которые уже часто и не могут как следует работать. Пианино наше оказалось конца 30-х начала сороковых годов, немецкое. Скорее всего, трофейное (Альберт Фабр) Сначала мастер начал с того, откуда выкопали? А потом оказалось, что инструмент весьма и очень, и звучит, и крепок. А когда он его настроил и порадовал нас с Катериной мини концертом, от которого у нас челюсти отвисли… Я, можно сказать, первый раз услышал, как здорово может звучать инструмент в маленьком помещении. В общем, с пианино нам повезло. Во всяком случае, оно стоит много выше новых, которые продаются в магазине, из наших. А за чужие стыдно деньги платить. Надо ещё посмотреть, смогут ли наши девчонки хоть что-нибудь сыграть, чтобы хотелось послушать и сказать, это хорошо.
Пока мы с Олей гуляли, у вас с Наташей состоялся разговор. Мне по телефону не говорится. Лучше уж писать, если нельзя просто поговорить. Конечно, планировать весьма смело, но было бы весьма неплохо, если бы Катя на каникулах поводила бы бабушку по городу. Так что, всё в ваших руках. Конечно, прежде всего, здоровье. Пожалуй, буду кончать. Сегодня уже некому и обратную сторону (листка) заполнить. Катя и Оля давно спят.
До свидания, Володя.                17.12.84.

14.01.85.
Понедельник, день тяжёлый.
И правда. Мама Наташа сегодня круто взялась за Катино воспитание. Главное, конечно, не «крутизна», а надежда, что крутизна у нас перерастёт в постоянство напора. Что поделаешь, если наши дети не приучены к самостоятельному труду. Остаётся утешаться, что мы не исключение. Дела в конечном счёте не так и плохи. Хотя браться уже пора. Вчера я делал генеральный разбор ящиков стола и портфеля, совмещая всё это с генеральным разгоном. Сегодня Мама Наташа. Бабушка Тамара, заглянув, на минуту, очень даже жалела  бедную Катеньку. Но что же делать?
Здравствуйте, Мама и Бабушка, Папа и Дедушка! Сегодня по телефону узнали о постигнувшей травме. Как говорит Хазанов в подпольно распространяемой записи «такой акробатизм нам вовсе ни к чему». Остаётся надеяться на поправку. Держитесь крепче.
У нас всё нормально. Правда, Оля кандидат в простудившиеся. В субботу ходили на Пскову на лыжах, здоровья у неё от этого не прибавилось. Поим редькой, стали тереть софорой, весьма сильное снадобье, капаем в глаза и водим в детский садик. Если выправится, то будет молодец. Температуры пока нет, но, наверное, всё же сядет. В воскресенье после разгона с Катериной бегали в лес на лыжах кататься. Туда и обратно она, Катя, на верёвке за мной ехала. Снег у нас на улице пока свежий. А в лесу, пока я бегал, она в основном, на горках каталась.
В.Т.! Ваш визит к нам был настолько кратковременным, что даже ни разу не удалось и поговорить. Жаль. Хотя, мне кажется, посмотреть на нашу жизнь совсем не очень грустно было для вас. Теперь если и будем обсуждать серьёзно дела, то с реальных точек отсчёта.
Вы собирались поднять тему дома. Не знаю, как это будет выглядеть реально. Но, чтобы всё это продавать – об этом и думать нельзя. Во-первых – отдыхайте, как, конечно, можно. Даже и с тяжёлым здоровьем, если стараться, жить можно. А вы молодцы, руки – ноги только берегите. Ну, а потом, сейчас расстояния невелики. Вот только силы берегите. И даже обкладка (кирпичом стен дома) может всё же чуть-чуть обождёт?
Мы с каждым годом всё дальше от идеалов больших и всё ближе к натуральному хозяйству. Поскольку это соответствует гениальным выводам о развитом социализме, то, можно считать, идём в ногу со временем. Дойдём и до дома. Если бы не мой тяжёлый характер, то уже сейчас со всем семейством попросился бы к тёще на постоянные блины. А пока старайтесь не скучать зимою, а летом мы вам скучать не дадим. Всё-таки восемь человек – это даже не очень мало.
Про коньки. Спасибо, здорово. Теперь их целых две пары. Правда, я сторонник физической культуры. Времени, к сожалению, на коньки у Кати почти не выгорает. Бассейн, школа, музыкальная школа, лыжи (это пока полезнее). На коньках её и учить некому. А стоять на стадионе (без дела) и болтать с девочками, которые хотя и меньше её ростом, но старше её возрастом – это вот и есть недоброкачественная компания. Но, будем стараться. Вот только немного выправим ей подход к учёбе, встанем и на коньки.
15.01.85.
Писал, не изощряясь. Наташа считает, что особо не наляпал. Она с Ольгой всё же села на больничный. Это даже и к лучшему: «Раньше сядешь, раньше выйдешь». Морозы у нас пока стабильны (-20 град.) Дома тепло, ветра нет. Бегу на работу, заброшу и письмо.
До свидания.

Здравствуйте, бабушка и дедушка! Я учусь по-прежнему. В музыкальной школе пока идут дела на 4,  но я хочу. Чтобы было на 5. Катя.                15.01.85.
               


20 января 1985 г., воскресенье.
Здравствуйте, Дорогие Вера Тимофеевна, Виктор Порфирьевич!
Сегодня тихий вечер у меня. Дежурю на работе, прогреваю оборудование  к ночной смене. Из-за морозов нужно включать заранее. Эти три дня был в отъезде.  Проводили областные соревнования. Морозы были сильные, но всё прошло хорошо. Наташа с детьми одна справлялась.  Ольга уже на поправке, в пятницу сопровождала Катю в бассейн. А в субботу Наташа ходила на родительское собрание. На вторую половину учебного года у нас вторая половина задачи. У Катерины от первого шока и восхищения новым положением уже многое прошло. И всё чаще на повестку дня поднимается обычная лень, несобранность, усугубляемая впечатлительностью, способностью увлекаться, отвлекаться, реактивностью. И плюс – потенциальные способности, которые не дают  покоя учительнице, и которые могут так и не раскрыться. Мама и папа у неё тоже не из идиотов, но что-то с широким шагом по жизненным просторам в общепринятом смысле у нас не очень. Хотя это и не исключает положительной оценки многих моментов нашего бытия. А если учесть особенности исторического периода, в котором мы живём, у каждого периода спрос на особые категории людей, т.е., когда все стремятся вперёд нужно много простых людей в первых рядах: «личным примером, коммунисты вперёд» и т.д., а когда «жить хорошо и жизнь хороша», то в моде уже «социалистическая предприимчивость, хочешь жить – умей вертеться» и т.д. И про того, кто мешает людям жить и вертеться (личным примером и т.д.), особенно, если всё это не прикрыто гибкостью, а часто усугубляется не очень глубоко обдуманными заявлениями, могут просто сказать «жить не умеет». В общем, учитывая сказанное, главное, не терять уважения к себе, к своей семье, к своим родителям, да и к своему бытию. А кто где стоит по этой жизненной дороге уже не очень и важно. Да и простой анализ показывает, что много, это не всегда лучше. Главное, когда есть время остановиться, оглянуться.  Вот видите, у меня есть время, и я пишу вам письмо, да ещё и с «философскими» отступлениями. Это ли не роскошь!
   А с Катериной у нас всё будет хорошо. Главное, что человек она у нас пока добрый. И мы, иногда поругав её, тут же в другой комнате (упаси боже при ней) и скажем «жалко Катечку».
   Сегодня мы уже с рыбой. 26.01 нашей Олечке день рождения. Закинули в морозилку двух судаков с Псковского озера, да ещё одного маме отнесли, и даже знакомым одного отдали. Это я привёз с соревнований. Купил от колхозных рыбаков – спекулянтов. Видите, мы тоже пассивно живущие. Не можем гордо отвернуться от не всегда законных жизненных благ. Правда, Ленин говорил ещё, что спекулянт – это признак слабости в экономике, и бороться с ним нужно прежде всего экономически, - дать товар на прилавок. Но судаков на прилавке нет. А как вспомнишь Магомаева, «Свари кума судака…», тоже хочется своей жене судака привезти. Жаль, что вам не прислать. Так бы тоже с ухой были.
   С последнего письма событий у нас много не произошло. Позвонил Наташе. У неё два события: купила кофемолку и Катечка. И заказала сейчас Симферополь, но, думаю, могут телефон и не дать. Зато она подсказала очень умное решение: когда не о чем писать, письмо может быть и покороче. Поэтому буду закругляться.
   До свидания. Володя, как представитель семейства.
   Пишите. По телефону разговор – это тоже обмен мыслями. Но письма – это хоть и старо, но более приятно. Тем более, что письма и я читаю как полноправный член и т.п., а телефон -это…
    Осталось мне 2 часа. Время пролетело быстро.                20.01.85.

31.03.85.   воскресенье, вечером, 22-00, часы уже перевели на летнее время.
Вера Тимофеевна, Виктор Порфирьевич! Здравствуйте, Мама, Папа, Бабушка и Дедушка!
Сто лет не писал.
     Грандиозные планы этого дня были несколько урезаны дневным приёмом: к нам пришли в гости Наташины коллеги из цеха, а с ними двое ребят. Старший помладше Кати, младший – коллега Оли по детскому саду, ходят в одну группу. Дети повеселились, родители отобедали с поднятием градуса, впрочем, умеренно. Погуляли. Наташа с Катей затем сбегали на стадион. Купание, просмотр передачи «Вокруг смеха», и дня не стало. А так как в день надо делать хотя бы одно хорошее дело, решил сесть за письмо.
    Весна уже было началась, но два дня весьма прохладно, и даже снег идёт. Но это временно. Катя завтра идёт в школу, каникулы кончились, как-то слившись с периодом после болезни. Четверть она кончила неплохо, хотя и без блеска. Несмотря на то, что проболела  3 недели, у неё четвёрки только по русскому и математике. По физкультуре её не аттестовали. Остальные пятёрки. Поведение только удовлетворительно (хор, уд,  неуд). Прилежание тоже 4 (3,4,5). Так что, потенциально может лучше. От школы она не отстала. Вчера по математике прогнал полную программу первого класса. Вывод делаю – много хлопает ушами и не в полную силу использует то, что уже есть в голове. В принципе, если хочет, легко решает все программные задачи. Читает уже весьма неплохо. Ну, а как пишет, вы и сами видите – отвратно и безобразно, если в вольном стиле, неплохо, в пределах школьной программы. В музыкальной школе хуже. Талант не виден, тяги нет, остаётся надеяться на Наташино постоянство в привлечении к занятиям. Садится за инструмент пока без особых негативных эмоций. С бассейном в этом году кончили по болезни. Хотя основную программу прошли, человек плывёт уверенно. А дельфином – это уже роскошь. Хотя и очень жаль. Вчера вдвоём с Катериной сходили в музей. Проходили 2,5 часа. Катерина с открытым ртом изучает всё подряд. Чего-чего, а здесь она в папу.
   Получили целых три посылки. Всё дошло нормально. Спасибо. Варенье – главный потребитель – это я. А яблоки едят и дети.
   Мама и Сергей Матвеевич передают Вам привет. Здоровье у них неплохое. Мама работает, хотя всё время собирается бросать. Правда, в городской квартире человеку на пенсии очень тяжело. И если хоть есть немного сил, лучше работать.
    Большая просьба к Дедушке Виктору Порфирьевичу. У Кати в школе к 40-летию Победы собирают альбом про дедушек – участников Великой Отечественной войны. Это прежде всего и для самой Кати. Героев, конечно, много, но, к сожалению, до души молодой величие великих часто не доходит. А про близких забываем. Прошу для нас написать об участии в войне. Сроки, места и, немножко, дела, награды. Это будет для нас и в альбом. Хорошо бы и фотографию, и документы военных лет, благодарности и т.д. Я сниму копии (перефотографируем) и всё сохраним.
     До свидания. Володя. Уполномоченный от всей семьи.
    Это Володя для перестраховки даёт мне на утверждение. Утверждаю. Наташа.   31.03.85.
   

11.05.85.
Здравствуйте, мама и папа!
Давно не писала, всё на телефон надеюсь. А тут два дня подряд дозвониться не можем. Ни утром, ни днём. Юра тоже не дозвонился. Я ему пообещала на себя это взять. 9-го мая 4 раза звонили, 10-го вечером, не отвечает.
Меня избрали секретарём п/о (парторганизации), в п/о 15 человек. Это не оттого, что я авторитетом пользуюсь, или ещё что либо подобное, а просто, работа технолога в первой я смене позволяет заниматься этим. Меня это не очень обрадовало, совсем даже наоборот, но смалодушничала, не стала настойчиво отказываться, т.к. все решительно отказывались, самоотводились. Ко всему прочему, ещё и состав бюро неудачный – ст. мастер и мастер с литейного участка. Старший мастер – тип скользкий, свои личные цели очень умно и удачно прячет за заботу о коллективе. А мастер, тот зависит от этого старшего мастера, да и человек осторожный. А тут ещё интриги разыгрались между нач. цеха (беспартийный) и этим ст. мастером. Каждый по-своему прав. Авторитета коммунистов в цехе нет. На заводе тоже слабо стало. Завод по показателям свалился на последнее место в городе. Денег нет. Еле-еле за 13 зарплату рассчитались, а прогрессивки, похоже, не будет. Володя получил прогрессивку – это небывалое явление для тех мест. Покупаем велосипед, и в отпуск приедем с велосипедом.
У меня плохое настроение последнее время. Катя меня огорчает, пугает, настораживает, удивляет и т.д. Стала отговариваться. Куда бы ни шли, всё кончается неудовольствием. Какой ни будь выходной – всё ей плохо. К занятиям (неурочным) в школе относится безответственно: то забудет сделать, это взять. И вообще, какой-то фон раздражительности, непочтительности. Хотя я склонна отнести часть её настроения за счёт здоровья. После этой трёхнедельной болезни насморк у неё  практически не проходит. Часто бывает трёт нос, глаза. Что-то её там раздражает. Говорит, как будто чешется. Чихает, очень быстро утомляется. Да ещё и весна. Учиться стала похуже, особенно по русскому языку – чаще тройки появляться стали. Невнимательна и на музыке. Одним словом, мне и похвастаться нечем. Я даже боюсь её к вам отпускать, изведёт и вас. От учительницы много замечаний, по существу. А она женщина строгих правил. Мы стараемся обращаться с ними, детьми «педагогически», но Кате нужно глубоко в голову закладывать наши требования, а поверхностными мерами её не проймёшь. Школа изменила Катю. Всё-таки 38 новых детей, из разных семей. А она впитывает, в основном, плохое. Привыкла быть в семье и в садике лидером. А тут – никак. Ну, ладно, увидите сами, поймёте. Оля, та просто с первого раза не слушается, и всё. И ждёт, когда травка будет зелёная, и поедем к бабушке. Правда, суп её заставить есть, даже для того, чтобы билет на поезд купить, всё равно невозможно. Песни поёт. Лена собирается в начале июня ехать. У меня с отпуском неясности. Законно, по графику – сентябрь. Остаётся надеяться на честное слово начальника. Думаю. Что нужно с 15 июля брать, так? Ну, закругляюсь пока. Володя собирался писать, оставлю ему тему про наш быт. Я тоже домой хочу. До свидания.  Наташа.                11.05.85.

22.05.85.
Здравствуйте, дорогие Папа, Мама, Бабушка, Дедушка!
Сто лет не писал. Не потому, что не хотелось. Просто вся весна в каком-то цейтноте, всё немного времени не хватает. А на письмо нужен всё-таки часик, и лучше душевный. Иначе общение не доставляет удовольствия, и тому, кто пишет, да и тому, кто читает тоже.
Сижу на автобусной остановке (уже почти в автобусе, подошёл), с очередным вояжем в Остров. Это районный город. Решил, что час подходящий.
У Кати учебный год кончается, у нас тоже. Можно итожить то, что прожили. Вчера были экзамены в музыкальную школу. Трояки, и кое-где с минусом. По таланту я её в это заведение не принял бы. Талантов мало. А в конкурсе родителей, кто больше потрафит для своих бесталанных, участвовать не хочется. Хотя и «престижно», но противно. Да, думаю, для той же Кати не полезно. Всё-таки большинству так называемых «счастливых» людей, которые тянут жилы себе и другим, тянут отовсюду, для того, чтобы жрать и давать (взятки), не хватает счастья в смысле внутренней правоты и душевного спокоя (не будем путать этот «спокой» с состоянием свинки, хрюкающей в своей загородке). По этому вопросу, редкий случай, в течение всего нашего пути вместе взгляды сходятся с Наташей. Я не считаю себя принципиальным человеком. Жизнь штука сложная. Но уж так голова устроена, что когда приходится делать что либо подобное, то такое чувство, что дерьма, извините, наелся. Так зачем кормить себя такими невкусными вещами. Хотя у Кати и «нет слуха и музыкальности» особых, но будем стараться, чтобы она с музыкой не рассталась.
С пианино нам повезло. Оно нам уже доставило много удовольствия. И нет чувства неудобного, что мы обставились «престижной вещью». Старый добрый инструмент. Да и деньги не выброшены лишние.
Со здоровьем у Кати неплохо. Хотя и не очень стабильно. Никак не заставить её вести себя «разумно». То голая убежит, то воды из под крана горячая напьётся, и т.д. В школе дела тоже неплохо. Далеко до отличного. Много хулиганства. Но, учительница, хотя и приходит в ужас иногда, признаёт наличие у неё по сути отличных знаний, которые у Кати трудно получить. Все годовые и проверочные работы она пишет на «5». А то, что каждый день, в диапазоне 5-3 и даже 2, когда забывает сдать тетрадь. Разбросанность и реактивность страшная. Ей в воспитании нужен постоянный пример спокойного порядка. А у нас в семье с этим немного не хватает. Это по моему, конечно, мнению. Мне – спокойствия, Наташе – последовательности и порядка. То, что я подчеркнул, это для неё (Кати)  и программа на лето. Без педагогики особой. Она большой человек и если станет другом и помощником бабушки (настоящим), то всё автоматически станет на место.
Большая благодарность Дедушке за материалы и письма к 9 мая. Всё у нас пошло в дело, очень нужное. И всё будет сохранено. Подлинники остались дома.
                22.05.85.


29.08.85.
Четверг вечером.
Здравствуйте, Все!
Несомненно, желаю здоровья всем вам. А вот обратиться и поговорить, естественно, мадам, мне хочется в первую очередь с Вами, Уважаемая супруга, Друг, Товарищ и Брат, 
Наталья Викторовна.
Очень трудно сесть за письмо. А время летит и очень быстро. Уже почти неделя.
Наше хозяйничанье трудно назвать хозяйством. Но кое-какие дела мы делаем. Хотя бы каждый день варим супы из пакетов. Кате больше всего нравится «пикантный острый». У меня нет времени её особенно озадачивать, да пока и не хочу, смотрю на её естественные склонности. Встаём мы в 6-30, зарядка 5-10 мин, и я на работу, Катя к Бабушке. К пианино тяги нет, по вечерам тоже не усаживаю. В музыкальный кружок мы попали, подробности по возвращении. Живём дружно. У нас есть время и погулять и поговорить. Приятно не спеша пообщаться с человеком. Сегодня двинулись в сторону бассейна. Но там оказалось пока всё закрыто. В среду я тоже пробежал свои четыре километра с кроссовками в руке. Остро, но хорошо. А сегодня забыл нажать будильник и спал до 6-30. День был тяжёлый. А вечер ничего. Катю мажу по вечерам. Но её вавки (псориазные)не спешат проходить. Посмотрим. Новые, кажется, не лезут. И пирантел ещё не давал. Всё никак не вспомнить.
Завязываю, вспомнил, что надо Кате ещё босоножек починить.
Не скучай. Хотя, какое там «скучай»!
До свидания1 Привет огромный всем вам: папе, Маме, Оле, Мише, Алёше – персональный мужской. И Дику от нас выдайте маленький кусочек мясца.
Как и обещал, оставляю страничку Катерине.
P.S. Пятница утром. Встали, пробежали (босиком). Катя сделала зарядку. Позавтракали. Сажаю её за письмо. Она и отправит. До 10-00 посмотришь, что напишется.

Здравствуйте
Оля будь послушная, Алёша и Миша тоже.
Бабушка у меня вавки поправились.
У нас люстра светлая и красивая.
А вот сегодня Мне надо идти в школу.
Мама ты постирала оказывается фартук и платье.
Чегото и в чан не приходт.
Цветок у нас уже стоит.
И те цветы уже поправились.
А маленький тоже продержался.
Вот и всё.
Вас Катя.


Рецензии
Повеселился, читая "Утром на стадионе смотрю – бежит новая девушка, глянул, а это моя жена", - при мне так же не узнал собственную жену один парень, каплей, в Гаджиево. Показана жизнь прекрасной семьи со всеми её повседневными хлопотами, в основном, создаваемыми тогдашними условиями в стране, не говоря уже о 7 кв.м на человека!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   10.12.2019 12:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!
Вот такая она и была. Жизнь.
Главное, работа была интересная.
По вечерам в институте преподавал,
по выходным спорт на лесных стадионах.
По осени колхозы плюсом. Сам ездил, народ
посылал. Не всё было гладко. Лаялся, бывало
дрался. Но фигу в кармане не держал.

Василий Овчинников   10.12.2019 12:47   Заявить о нарушении