Добро из худа
Этот тезис можно проиллюстрировать на самых ярких примерах: творчестве Александра Солженицына, Дмитрия Пригова и Владимира Сорокина.
Старший из них, Солженицын, описал коммунистическую революцию и все, за ней последовавшее, как грандиозное преступление, определив его состав, проведя доскональное расследование, и составив обвинительное заключение: цикл романов «Красное колесо»; осталось лишь формально вынести приговор; фактически он уже вынесен историей и (частично) приведен в исполнение, но эпопея «Красное колесо», - художественное произведение, на 90 процентов состоящее из документального материала, стало новым словом в мировой литературе .
Человек поколения, следующего за солженицинским, - Дмитрий Пригов, - советский коммунизм не осуждал; он его принял, как данность, обрадовавшись тому, какой уникальный феномен ему – культурологу от Бога – предоставила история в виде «советской цивилизации». Для исследования материала, не лезшего ни в какие ворота, пришлось разработать новый прием – «поэтическую деконстукцию», явившийся продолжением и развитием метода деконструкции Жака Деррида. В результате не только была с блеском решена задача, поставленная перед культурологией, но и создана новая культурная форма – n-мерное литературно-художественное пространство Пригова.
Еще через одно поколение явился писатель Владимир Сорокин, заставший период разложения и упадка советского коммунизма; он увидел возможность развить и довести до совершенства эстетику абсурда, продвинувшись дальше Ионеско и Беккета – ведь им не доводилось жить в условиях запредельной абсурдности «реального социализма». Сорокину это удалось блестяще, и он стал гуру абсурдизма планетарного уровня. Это и позволило ему стать едва ли не пророком; - таков уж наш современный мир.
Итак, вновь торжествует тезис: нет худа без добра!
Сентябрь 2019 г.
Свидетельство о публикации №219121001302