Help yourself Часть 12

       Ровно в шесть часов, как и договаривались, Регина появилась на пороге кабинета.
 - Здравствуйте, Тамара! Рада Вас видеть! Как отдохнули?
 - Здравствуйте, Регина! И я рада. Отдохнула отлично. Но, Вы не поверите, так устала от безделья! Соскучилась по работе, - Тамара улыбнулась. – А Вы как? Что-то изменилось в Вашей жизни за этот месяц? Выглядите прекрасно – посвежели, помолодели!
 - Спасибо, приятно слышать, - Регина села. – Я много думала, анализировала, оценивала, примеряла, так сказать, различные варианты поведения, отношения к моей ситуации… Знаете, я, наверное, устала. Приняла, смирилась что ли. Нет уже времени у меня, чтобы что-то менять в своей жизни. Со стороны наш союз выглядит вполне благополучным – никто и никогда не видел нас ссорящимися, всё тихо-мирно. Мне кажется, что и муж так же думает, если ничего не хочет менять. Я неплохая хозяйка. Самостоятельно решаю многие бытовые проблемы. Он за мной как за каменной стеной! Видимо, в какой-то момент мы просто поменялись ролями, сами даже не заметив этого. Меня, конечно, многое раздражает, но я научилась контролировать свои эмоции. Видимся мы мало – днем у него работа, ночью каждый ложится на свою подушку, заворачивается в свое одеяло – как хот-дог, - Регина усмехнулась. – Так что, между нами остается некий  водораздел, вернее, «тело-раздел», хотя тело, как Вы понимаете, никто не раздевал… Ну, да ладно, хватит ныть! Я к Вам, собственно, по другому вопросу пришла…
 - Простите, Регина, что перебиваю, - Тамара пристально посмотрела на нее, -  Вы, действительно, считаете, что в Вашем возрасте поздно что-то менять? Вы яркая, интересная женщина, умная, опытная…
 - Теперь я Вас перебью. Я не считаю, что в моем возрасте нельзя влюбиться, или быть кому-то интересной. Я готова даже допустить мысль, что возраст не помеха для брака. Но для себя лично я решила так. Я проживаю свою жизнь. Со всеми ее проблемами, неудачами, разочарованиями и несбывшимися мечтами. Думаю, что это расплата за мои прошлые грехи. Надо отрабатывать карму. А смирение – есть добродетель. Пусть у меня будет еще одна…
  Регина сделала глубокий вдох и на выдохе быстро проговорила:
 - Давайте закончим со мной.
 - Как скажете.
  - Я хочу Вас попросить помочь моей подруге. Она уже больше месяца, как выпала из жизни. Сама не своя ходит. Все мои доводы и аргументы исчерпаны! Сколько раз я ей и по телефону говорила – часами! – объясняла, доказывала, и встречались мы – в кафе ее водила, в кино, пыталась отвлечь, развлечь. Все без толку!
 - А в чем проблема и почему она сама не пришла?
   Регина развела руками:
 - На мой взгляд, проблемы нет. Она сама ее придумала. Я целую неделю ее уговаривала, чтобы она к Вам на прием записалась, но она говорит, что никто ей не поможет, что только она сама со временем справится… А сама она пришла – в коридоре сидит, если не сбежала.
   Обе женщины одновременно посмотрели на входную дверь.
 - Она вообще очень самонадеянная, самостоятельная, советы выслушает, но сделает по-своему. Ненавидит нравоучения! В каком бы мягком и доброжелательном тоне они ни произносились, - Регина говорила  эмоционально, искренне и убедительно, было видно, что она очень переживает за подругу.
   
  Тамара, как и в прошлый раз, наблюдала за ней с восхищением. В этой женщине была естественная красота, женственность, и в то же время какая-то скрытая сила. А за ее внешней моложавостью чувствовалась глубина понимания зрелого, опытного человека.
 - Я Вам больше скажу, - Регина перешла на шепот, - я ее обманула, сказала, что должна к Вам зайти, и чтобы она просто подождала меня в коридоре. Поэтому сейчас я даже не знаю, как быть.
     Тамара растерялась: она считала, что приход в клинику - дело добровольное, и уговаривать кого-то поведать ей о своих проблемах она не собиралась. При этом ей очень хотелось помочь Регине, но пока она не знала, как это сделать.
 - Регина, может быть, все-таки не сегодня? Может быть, Вам удастся уговорить Вашу подругу прийти ко мне, если Вы считаете, что это ей поможет?
   В сумочке у Регины зазвонил телефон. Но теперь это была другая мелодия.
 - Я сменила звонок, - почему-то смутилась Регина и отключила звук.
   
  В этот момент дверь открылась, и в кабинет вошла женщина лет пятидесяти, в длинном бирюзово-голубом платье, очень подходящем к цвету ее глаз. Пепельные волосы до плеч, слегка тронутые нежно-розовой помадой губы. На плече на длинной тонкой ручке висела маленькая бежевая сумочка. Перед собой она держала телефон.
 - Простите, это я звонила Регине, а она не отвечает. Все в порядке с ней? - спросила чуть охрипшим голосом.
   Тамара с Региной переглянулись.
 - Это моя подруга Дина.
 - Проходите, пожалуйста, - сказала Тамара, вставая и придвигая к столу еще одно кресло. – Очень приятно. Тамара, – она протянула вошедшей руку.
    Рука Дины была маленькая, пальцы тонкие, но при этом рукопожатие поразило Тамару своей силой и уверенностью.
 - И мне приятно, - улыбнулась Дина.
   Женщина села, повесила сумочку на подлокотник кресла, расправила платье на коленях и осмотрелась:
 – Уютно у Вас.
  Казалось, она тянула время, собираясь с мыслями и что-то для себя решая.
 - Давайте для начала по чашечке кофе, - выручила ее Тамара. – Молоко, лимон, сахар?
 - Мне черный, - подхватила Регина.
 - А я с лимоном и сахаром, - поспешно ответила Дина, будто обрадовавшись, что появился шанс оттянуть момент общения с «доктором», как она про себя называла Тамару.
    
   Пока Регина с Тамарой обсуждали достоинства и недостатки новой кофемашины, Дина разглядывала Тамару и пыталась – в который раз за последнюю неделю! – ответить самой себе на вопрос, стоит ли рассказывать постороннему человеку о своей проблеме, и, более того, правильно ли она сделала, что все-таки вошла сегодня в этот кабинет. Но в глубине души  признавалась себе, что ее звонок Регине был лишь поводом: она уже приняла решение, в надежде на то, что, если еще раз проговорит вслух то, что не давало ей покоя последнее время, ей станет легче… 
    
    Вскоре кофейный аромат заполнил небольшое помещение, и миниатюрные фарфоровые чашечки заняли свои места на столе.
 - Прекрасный кофе, - тихо сказала Дина.
 - Благодарю, - Тамара решила не торопить ее, дать время и возможность успокоиться.
   Несколько минут прошли в полной тишине.
 - Знаете, Тамара, - неожиданно заговорила Дина, - мне было не просто, поверьте, решиться прийти к Вам. Регина наверняка уже сказала, что долго уговаривала меня, подробно рассказывала о своем визите к Вам месяц назад и о том, как, вроде бы, и ничего Вы ей не посоветовали конкретно – простите, если мне так показалось -  но она, я же вижу, стала спокойнее что ли, увереннее. Ожила… Извини, Регина, если я не то говорю, мне, правда, сейчас не легко…
    Тамара, стараясь не спугнуть женщину, только кивнула, давая понять, что  готова слушать.
 - Но, как видите, я здесь… Не знаю, с чего начать, - Дина отодвинула чашку, поправила волосы и начала говорить, чуть опустив голову и глядя вниз перед собой. – Мы с Михаилом встречались несколько лет… Я не могу – это невозможно! – Вам описать, какими были эти годы! Наверное, самыми счастливыми в моей жизни. Никакие слова не смогут передать тех чувств, тех ощущений, которые полностью перевернули не просто мою жизнь – они поменяли мое отношение к жизни, к людям, к самой себе… Но… мы расстались. И теперь даже не важно, почему. Нет, мы не ссорились – я имею в виду ссоры, которые приводят к разрыву. Мы сделали это вполне осознанно, сказав друг другу – «Всё». Самое удивительное в этой ситуации, наверное, было то, что мы оба не хотели этого, просто так решили. Конечно,  были взаимные обиды, которые подтачивали наши отношения. Но мы договорились, что останемся друзьями. Как бы странно это ни выглядело со стороны.
   Дина открыла сумочку и достала телефон.
 - Вот, - она повернула его так, чтобы Тамара видела экран. – Посмотрите! Это он. Я, правда, его таким молодым не знала, но глаза… Они остались такими же. Они видели всё! И даже больше.
  С экрана на Тамару смотрел молодой человек с правильными чертами лица, густыми темными волосами и необыкновенно пронзительным взглядом. Казалось, он видит тебя насквозь! И даже то, что происходит сейчас в кабинете. Тамара невольно поёжилась.
 - Признаюсь, с ним было не просто, - Дина, развернула телефон в себе.  – Но это был мой человек. Абсолютно!.. После расставания, - продолжала она, неотрывно глядя на фото, - мы не общались несколько месяцев. А потом на какой-то праздник он позвонил, и мы проговорили больше часа. Но ни словом не обмолвились о наших отношениях. Думаю, для нас это был выход. Никаких выяснений, воспоминаний, упреков. Только вполне очевидный и не скрываемый взаимный интерес к жизни друг друга. Все очень искренне, доброжелательно, откровенно – обо всем. Так прошло несколько лет, – Дина убрала телефон. - Я успокоилась, он, я думаю, тоже. Но я знала, что, если мне надо с кем-то посоветоваться, найти сочувствие, понимание, то я в любую минуту могу набрать его номер и получить разумный, взвешенный, обоснованный совет, услышать слова утешения, одобрения, или, наоборот, что-то, что заставит меня задуматься и пересмотреть свое мнение или решение… Простите, Тамара, если Вам все это не важно или не интересно.
 - Нет, что Вы! Продолжайте, пожалуйста!
 - А два месяца назад он позвонил и сказал, что уезжает. Что познакомился с женщиной, которая похожа на меня. И что она призналась ему в любви в день моего рождения. Что они уже давно вместе, и что завтра он переезжает к ней в другую страну…
    Дина встала, прошлась по кабинету и снова села.
 - Это был удар… Я не знаю, почему, но я испытала шок! Не ревность, нет! Хотя – как и кто! – может быть похож на меня?! Да никто!

    Дина снова встала, подошла к двери, оперлась обеими руками о косяк.
 - Говорят, что перед смертью перед глазами человека проходит вся его жизнь. У меня весь тот день и телефонный разговор пронесся в памяти за несколько секунд.
 
 - «Телефона теперь у меня не будет, только компьютер, - очень спокойно  говорил Михаил. – Что молчишь?
 - Поняла, - так же спокойно, хотя сердце колотилось с бешеной скоростью,  ответила Дина. Она не могла себе представить, что какая-то другая, «похожая» на нее, будет рядом с ее Михаилом, с ее Мишуней, с ее Шуней! – И кто она? Н-нет, не то… Где вы познакомились?
 - Случайно, в интернете. Она написала мне в сети.
 - Ну, понятно. И?
 - Переписывались. Она приезжала, жила у меня. Присматривались друг к другу.
 - И как? Как она тебе?
 - Фурия!
 
   Это слово было как пощечина! Дину бросало то в жар, то в холод, ладони вспотели. Нет, этого просто не может быть!
 - Ну, что ж, рада за тебя, - стараясь изо всех сил скрыть волнение, ответила Дина. – Приезжать будешь?
 - Кто знает, как сложится? Может быть, через неделю вернусь – человека надо проверить, а, может быть, и через год.
 - Удачи тебе! Хотела кое-что сказать на прощание, но не буду… Хотя нет, скажу. Я замуж вышла.
 - Да ты что! За кого?
 - Не важно.
 - Когда?
 - В твой день рождения.
 - Поздравляю.
 - Спасибо. Ну, всё, счастливо. Напишешь – отвечу.
  Дина отключилась. Сердце билось где-то в горле, щеки горели. В голове крутился только один вопрос – «почему?». Но что именно «почему» - никак не оформлялось в конкретную мысль. Она села на стул, закурила. В памяти всплывали обрывки их разговоров, строчки из писем, отчетливо звучал его голос: «ты – единственная, неповторимая, уникальная»…
   Ежевечерняя, прописанная врачом, таблетка затерялась где-то между настойкой валерианы и двумя рюмками водки. Мгновенно закончилась пачка сигарет. Время остановилось…»

 - Я ждала письма, - после длинной паузы сказала Дина, отходя от двери. – Ждала каждый день, каждый час… Я не могла ничего делать, не в состоянии была на чем-то сосредоточиться. Вы не представляете себе, что значило для меня услышать «похожа на тебя»! А потом я подумала - это просто значит, что я  - лучшая, я – эталон, я – вне всякого сравнения! А то, что «похоже» на меня – только подтверждает то, что я такая, на которую кто-то только может быть похож.
   
   Дина говорила все громче. Глаза горели каким-то нездоровым блеском, руки дрожали.
 - Хотите воды? – Тамара встала, наполнила бокал холодной водой из кулера, поставила перед Диной.
   Та, казалось, даже не слышала вопроса.
 - А почти через два месяца пришло письмо. Я перечитала его раз десять. Но была одна фраза, на которой я останавливалась при каждом прочтении – «Мне было хорошо с тобой». Что?! «Хорошо»?! Вот так просто – «хорошо»?!! Хотелось крикнуть: «Тебе было со мной офигительно! Обалденно! Ошеломительно, невероятно, непредсказуемо-прекрасно! Не ты ли мне это говорил? Перечитай свои письма и смс! Что значит «хорошо»?» Меня просто опрокинула эта фраза! И добавочка еще - «остались приятные воспоминания». Для кого эти слова? Для нее такая пресная нейтралочка? Какие «приятные»? Воспоминания такие, что все внутри переворачивают! Такие, что…
    Дина взяла бокал с водой двумя руками и выпила залпом. Вытерла губы тыльной стороной ладони и выдохнула.
 - Я очень хотела ему сказать тогда: «Шуня, я, конечно, желаю тебе счастья, я очень хочу, чтобы наконец-то ты обрел то, о чем мечтал, может быть, о том, чего я не смогла тебе дать в полной мере, просто не успела! Но я очень хочу, чтобы ты всегда - все-гда! - помнил о том, что так, как я, тебя не любил никто и никогда! И не будет! И о том, как мы были счастливы с тобой, пусть не долго, но были ведь!».
   
    Дина заплакала. Тихо, горько, отчаянно…
    Тамара с Региной сидели молча, и даже не пытались ее успокоить.
Дина достала из сумочки носовой платок, промокнула глаза, но слезы, не переставая, текли по щекам, скатываясь по подбородку на шею.
 - Я не сказала ему того, что хотела. Только сухо: «напишешь – отвечу»…
И про замужество обманула. Само как-то вырвалось… А знаете, что еще?  Я нашла эту «фурию» в сети. Фамилия у нее – как по заказу – Мишина! Представляете? – Дина посмотрела на Тамару.
 - А что Вас удивляет? Обычная, простая русская фамилия,  – не поняла та.
 - Как что? Он же Миша! А она – Мишина, то есть, его. Это знак, наверное. Судьба. Поэтому она и появилась в его жизни, - с отчаянием в голосе произнесла Дина.
   
   Все время, пока она рассказывала, Регина сидела, буквально вжавшись в кресло, и слушала так, как будто в первый раз. Хотя вся история взаимоотношений подруги с Михаилом проходила на ее глазах. И о его последнем звонке и о письме она знала во всех подробностях. Но почему-то именно сегодня она особенно сопереживала ей, особенно остро почувствовала ее боль.
 
   Дина встала.
 - Спасибо вам, Тамара, что выслушали. Я ведь не ждала ни советов, ни утешений. Понимаю сама, что напрасно так реагирую на эти мелочи. Тем более, через столько лет. Скоро это пройдет.
   Она снова достала телефон, и, глядя на экран, сказала еле слышно:
 - Ошибаешься. Вместе вы не сделаете мир лучше… Лучше он мог бы стать только вместе со мной…

 

      


Рецензии
Надежда! Давно хотел сделать важное заявление.
Вы постоянно в своих текстах пишете обращение "вы" в прямой речи с заглавной буквы. Видимо, сказывается Ваша природная вежливость и деликатность, обязывающая при письменном обращении писать это местоимение именно так (как, например, в этом моём предложении). Но это правило действует только в переписке, тогда как в прямой речи прозаического произведения это не только не требуется, но прямо расходится с традицией и выглядит нарочито и вычурно. Беды нет, но и надобности тоже нет.

Вот это: "Дина разглядывала Тамару и пыталась – в который раз за последнюю неделю! – ответить самой себе на вопрос..." Тут я в недоумении. У нас есть ГГ - Тамара, о которой всё (и мысли тоже) знает и рассказывает нам автор - лады. Но на всех прочих героев мы смотрим глазами ГГ, а она - ну никак не может знать, что в голове у, например, Дины. Такой ход выбивается из правил игры в этом цикле и представляется мне негодным. Что сказала - да, что сделала - непременно, но не что подумала. Этого ни Тамара, ни мы знать не можем. И не должны.

"мне, правда, сейчас не легко…" - здесь нелегко - слитно.

Вставка воспоминаний Дины так же ломает стилевое единство, как и ее мысли. См. выше. Про Регину ниже, о ее осведомленности - то же самое.

Эти мои претензии - это "по Гамбургскому счёту". Среднестатистическая читательница (а это ведь для НЕЁ написано), скорее всего ничего не почувствует. Но мне Выше творчество небезразлично. Нарушение стилевого единства в непрерывном тексте вредит ему. А в остальном всё здорово.

Александр Тарновский 2   22.03.2022 13:39     Заявить о нарушении
Александр, хочу в очередной раз поблагодарить Вас за внимательное прочтение!)) "Нелегко "- исправлю, "Вы" на "вы" - тоже))). Но в остальном должна Вас огорчить: ну, не могу я переписывать свои тексты! Хоть убейте! Это как возвращаться к старой любви))). На будущее, если вдруг вдохновение придёт, конечно, учту про чужие мысли!..

Надежда Лезина   22.03.2022 14:01   Заявить о нарушении
Кстати, я поняла, почему так происходит (насчет чужих мыслей) - потому что я про них про всех (героинь) ВСЁ знаю!)))

Надежда Лезина   22.03.2022 14:06   Заявить о нарушении
Надя, что нет ни желания, ни смысла переписывать - это понятно. Это как биографию - не перепишешь :))
А что Вы так благосклонны и внимательны к замечаниям -это здороао. Вы классный, интересный автор. Я во многом Вам завидую, и мне лестно будет знать, что я хоть а чем-то Вам помог.

Александр Тарновский 2   22.03.2022 17:51   Заявить о нарушении
Надя, здравствуйте!
Я вижу, что Вы, прочитав кое-что из моих опусов, не написали ни строчки в отзывах. Что - ни поругать ни похвалить? Я так поступаю, когда похвалить не за что, а поругать считаю бессмысленным и бесперспективным, то есть, когда автор мне неинтересен. Что - всё так плохо?

Александр Тарновский 2   23.03.2022 08:41   Заявить о нарушении
Да что Вы, Александр! Как может быть плохо?! Просто не люблю писать отзывы в спешке. Как раз сегодня собиралась, но чуть позже.

Надежда Лезина   23.03.2022 08:56   Заявить о нарушении
Надежда! Вы читаете "Экспедицию" с конца :)) Так тоже можно :))

Александр Тарновский 2   23.03.2022 10:29   Заявить о нарушении
)))) учту)))

Надежда Лезина   23.03.2022 12:36   Заявить о нарушении
Вот добралась наконец-то до ноута (в телефоне мелкий шрифт, только читать могу). Александр, если бы мне не понравилось то, что Вы пишете, я бы не стала читать больше одного рассказа. (И, кстати, насчет "ни одной строчки" - это не так, две рецензии я Вам написала и Вы мне даже ответили)). Мне очень нравится Ваш стиль, точность описаний, яркие сравнения, ирония, четкость и незатянутость фраз. Вообще-то, я не любитель описывать свои впечатления, все равно никогда не смогу сформулировать то, что идет на уровне ощущений - ну, как передать на словах вкус?)) А у Вас - вкусно!)))

Надежда Лезина   23.03.2022 20:25   Заявить о нарушении
Надежда, здравствуйте!
Одна моя добрая знакомая, автор на Дзене, недавно спросила: что так меня привлекло на Прозе.ру? Я ответил, что приличная, грамотная, в основном, публика. А ещё я нашёл здесь друга - Александра Скрыпника. Сегодня я сказал бы, что нашел, как минимум, двух прекрасных прозаиков и двух добрых друзей.

Александр Тарновский 2   24.03.2022 06:36   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!)) Взаимно)

Надежда Лезина   24.03.2022 08:59   Заявить о нарушении