Её акварели

Бывает такое, что люди случайно оказываются в одном месте.  Может это, конечно, и не случайность, может быть это было кем-то определено свыше. Во всяком случае, я в это верю.
                ***
В моей жизни было много случайностей, которые потом оставляли в ней глубокий след, а некоторые этот след оставляли навсегда. Одна случайность, состоявшая из нескольких встреч, то в коридорах студенческого общежития, то в трамвае, идущего к институту. Такая случайность преподнесла мне мою будущую жену.
Но я сейчас не о ней.
                ***
 Писатель Владимир Солоухин родился почти в одном месте с моей женой – во Владимирской области, в Собинском районе и не так далеко друг от друга.
Нет, никакой связи между моей женой и писателем Солоухиным нет. Просто они родились в одной местности.
Это я зачитывался произведениями Солоухина, его деревенскими рассказами и его произведением «Травы».
                ***

Владимирская земля! Ополье. Это, прежде всего, травы. Их разноцветье, их разнообразие, их первозданность. Когда-то давно в Ополье были раскидистые дубравы, а среди них – множество трав.  Воспетые Солоухиным травы, и сегодня звучат, как гимн владимирскому раздолью. Мои дети, приезжая в эти края вместе с мамой, плели венки из этих трав, не подозревая какой смысл, какую силу их вложил в них Солоухин.
                ***
 
Множество случайных встреч пролетело в моей жизни. Но одни оставались просто в памяти, другие стирались, третьи оставляли свой след яркими вспышками воспоминаний.
Могу привести одно из них. Ехал я в санаторий в Одессу. Год 1958. Со мной в купе ехал широкоплечий мужчина с лысой, как шар головой и с большими усами. С ним ехал мальчик лет восьми. Мужчина излучал саму жизнерадостность. Говорил громко и также громко смеялся. За чаем завязался разговор. «А ты знаешь кем был я в недалёком прошлом?» - спросил он, улыбаясь. «Ну, конечно, нет» - ответил я. Поправляя каждый ус, как бы закручивая его, он произнёс: «Перед тобой – личный ординарец Котовского! Вот так!», и хлопнул ладонью по столику. Ну как я сам не догадался? Он же был копией Котовского! Потом он ещё долго рассказывал про их совместные сражения.
Такая, вот, случайная встреча. Но это- просто пример из моих многочисленных и случайных встреч.
                ***
А тут, не далее, как вчера!  Несколько человек собрались в приёмной кабинета кардиолога. Всем нужно было сделать кардиограмму. Я – уже сделал и вышел в приёмную. В очереди было ещё несколько человек. Почти все сидели на удобных диванчиках. А у самого входа стояла молодая женщина с мальчиком лет четырнадцати, но потом оказалось, что ему – шестнадцать. На просьбу мамы сделать ему кардиограмму медсестра сказала, что ему нужно в подростковое отделение. Здесь врач не принимает подростков. Но медсестра была – сама добродетель. Она сказала: «Хорошо, я Вам сделаю кардиограмму, но Вы покажете её подростковому кардиологу». Мама согласилась, и мальчик зашёл в кабинет.
                ***
 Я должен был уходить. Но что-то заставило меня остаться. Я слышал, как мама объясняла медсестре -  на что жалуется мальчик, или уже можно было назвать его юношей. Но его хрупкость не позволяла это сделать. Он жаловался на уколы в спине с каждым вдохом.
 Когда они ушли в кабинет, то я сказал маме: «Вы знаете, сердце здесь не причём!». «Вы – доктор?» - спросила она.  Я ответил утвердительно и рассказал ей, что об этом думаю. Мне по жизни моей и жены пришлось столкнуться с множеством кардиограмм и их отклонениями от нормы. Я даже углублённо изучал электрокардиографию. Я ей изложил свои соображения, и она несколько успокоилась.

 Ей было около сорока лет. Чёрные очки ей не шли, они её старили, но она была хороша всё равно. У них ещё был старший сын двадцати лет.
Сеанс затягивался, и мы разговорились. Я сказал, что я ещё и писатель. Сказал ей как найти меня в интернете, и она тут же нашла меня в своём смартфоне. Заинтересовалась.

Потом добавила, что обязательно почитает, только времени у неё свободного почти нет. Затем она открыла в своём телефоне галерею и то, что я увидел, поразило меня невероятно. Вот почему вверху я вспомнил про Солоухина. Он воспел деревни Владимирщины с их устройством и природой вокруг них. Её графика и акварели были необычайны.
                ***
Я стал сравнивать её акварели с Васнецовым, Волошиным и особенно с Дубовским (он оказался наиболее близок к её акварелям), находил нотки в картинах Канеева, Левитана и Саврасова.  Все они, так или иначе, рисовали иногда свои зимние пейзажи.

 И в тех работах, что она мне показала, сквозила необычайная самобытность её картин. Всё это я постараюсь показать в своих приложениях к этому рассказу. Взять, хотя бы, изображение снега. Накладывая нежно-фиолетовые оттенки на белый снег, она могла выделить рельеф сугробов или неровности на тропинках.

 Может быть, в музее я бы и не заметил бы этих картин. Но когда тебе показывают их на современном смартфоне в полный экран с поразительной чёткостью, ты просто немеешь от восторга. Рядом со мной стояла симпатичная женщина в не идущих ей очках, и показывала десятки картин и ещё графических рисунков.

 Её графика была тоже чудом. Каждый листик, каждая травинка были выписаны с поразительной чёткостью. Я бы в музее подумал, что это фотографии. Но она стояла рядом, и на мой вопрос уголь ли это, отвечала – специальный чёрный фломастер. Необыкновенная графика.
               
                ***
Вспоминая рассказы Солоухина про владимирские деревни, они всплывали на её картинах с необычайной точностью. Солоухин был художником слова, она стала его продолжением на своих картинах, но говорили они об одном и том же, только в разные времена.
                ***
               
Вышел сын, и на его кардиограмме я увидел, что она расплылась. Цифры пульса от восьмидесяти до ста тридцати говорили о том, что он очень волновался. Я посоветовал его маме переделать эту кардиограмму. А ему сказал, что тебя здесь никто не режет, уколов не делают, представь, что ты космонавт и тебя проверяют на пригодность к полёту. Он молча кивнул.  Они ехали на машине в одном направлении со мной, и любезно предложили подвезти.  Я был очень им признателен.
                ***
Дорогой читатель. Её акварели я могу показать только в приложениях к этому рассказу.  Читаете рассказ, посмотрели приложения и дочитайте рассказ дальше. Только так в вас возникнет представление об этой, необычно одарённой художнице!

Все её картины - в Приложениях.
 Посвящается талантливой художнице!

9 декабря 2019 год.


Рецензии