Миллер

Мельников Владимир Николаевич (24.08.1940-26.08.2018 гг.)

Московский архитектурный институт (1967-1974). С начала 1970-х участвовал в движении художников московского авангарда. Он не был членом Малой Грузинской, но выставлялся там несколько раз, когда проводились редкие тематические выставки на которые все могли приносить работы. Некоторое время работал архитектором в мастерской 15 Моспроекта-2 и художником-декоратором в театре "им. Владимира  Маяковского" на Большой Никитской улице. С 1986 проживал во Львове. 10 лет работал архитектором в Научно-реставрационном институте "Укрзападпроектреставрация". Персональные выставки: в Музее этнографии и художественного промысла (г. Львов), Историческом музее (г. Львов), также в городах Западной Украины, Польши, Германии, Италии, Франции. Автор более 500 живописных полотен, графических работ, скульптур малых форм. Работы находятся в частных коллекциях Польши, Австрии, Венгрии, Германии, Италии, Франции, Англии, Швеции, России, Канады ...

Я во второй раз (лето 1967 года) поступаю в Московский Архитектурный институт. Перед комнатой на первом этаже, слева от центрального вестибюля здания института, очередь из абитуриентов ожидает у дверей приемной комиссии. И тут со стальным выражением лица, не обращая внимания, на возню у дверей, игнорируя очередь, не задумываясь и не спрашивая "Кто тут последний", в комнату приемной комиссии проследовал, элегантный жгучий брюнет в светлом в вертикальную полоску, безукоризненно отглаженном, костюме-тройке.
Это была моя первая встреча с Миллером. Так, поступая во второй раз в МАрхИ, я во второй раз оказался в общаге на "Трубе" (общежитии на ул. Неглинка), в той же самой узкой комнате №1 на 2-м этаже рядом с лестницей, где я жил со времени поступления на подготовительные курсы. Из мебели в ней было четыре кровати, пара  стульев и два стола посередине. В период сдачи экзаменов на столах были спальные места, в том числе для меня. А вот после сдачи экзаменов по двум рисункам - гипсовой головы и капители, когда больше половины абитуриентов, получили "неуд", жилплощадь на Трубе резко освободилась. Я переехал жить на кровать, а после, проведенного администрацией общаги уплотнения, в комнате кроме меня оказалось еще двое: мой земляк Валентин Бигаев, национальный кадр из Северной Осетии, которому для поступления надо было только сдать хотя бы на тройку оба экзамена по рисунку, и ... тот самый денди из эпизода у двери приемной комиссии. Это был мой будущий друг Владимир Николаевич Мельников, а проще Миллер.

Раньше он учился на географическом факультете МГУ и проживал в общежитии университета на Воробьевых горах, и, как он рассказывал, не выдержав психологической нагрузки, отчислился с 3-го курса, тем более, что его по жизни больше увлекали карандаши и краски. Около года он работал матросом на СРТ (порт приписки г. Мурманск) в составе Беломорской Базы Гослова. Как оказалось, Вова, как и я в прошлом году первый раз поступал в МАрхИ, а потом около года трудился на народной стройке - гостинице "Россия" (арх. Дмитрий Чечулин), которая в то время возводилась напротив с Кремля на стилобате недостроенной восьмой Московской высотки. Кстати теперь, после сноса гостиницы на этой территории в 2017 году открыт парк и культурно-просветительский центр «Зарядье».

Так мы втроем успешно завершили экзаменационные испытания, и в итоге были зачислены в институт на факультет ЖОС, в одну и ту же группу - четвертую. Однажды (семестр) мы жили вместе в одной комнате в доме студента-архитектора на Ленинском проспекте (ул. Орджоникидзе 13/2), ходили вместе в институтскую секцию бокса, встречались на разных вечеринках и дружеских застольях.
Кстати, для всех учеба сложилась не просто. Я на 3-м курсе отчислился и поехал "ловить рыбу" в Мурманск (как Миллер в свое время и с его подсказки), а восстановился на тот же третий курс. Валя Бигаев был отчислен с 4 курса, уехал на родину и работал в архитектурной мастерской нашего общего друга, позднее кандидата наук Сослана Цаллагова и рано ушел из жизни. Миллер на 5-м курсе был отчислен из МАрхИ за драку, но об этом ниже.

И вот, естественно, наступила пора поднять тост за наш успех, была назначена вечеринка, на которую также пришла девушка Миллера. Я тогда еще не знал, но как позже оказалось Валя (Бигаев), обычно милейший парень (царство ему небесное) всегда на какой-то стадии опьянения вдруг отключался и тогда для него главными становились три удовольствия: настойчиво ухаживать за девушками, выражаться нецензурно по-французски и пытаться набить морду попавшимся под руку мужикам.

И драка состоялась, после того, как Валя решил обнять девушку Миллера, они оба для выяснения отношений вышли из комнаты на лестницу, а я вывел испуганную барышню на улицу и посадил ее в такси стоящее у входа в ресторан "Узбекистан". Вернувшись обнаружил обоих на лестнице. Валя стоял наверху у двери на чердак, утирая кровь с разбитого носа и ругался по-французски, а Вова стоял внизу и извинительно улыбаясь. Я отправил Вову на улицу на полчаса, а Валю довел до кровати и уложил спать. Когда Миллер вернулся в комнату, то достал из своей сумки пузырек одеколона и изящным движением оттопырив мизинец медленно перелил его содержимое в граненный стакан, в котором оставалось немного молока от утреннего завтрака. Затем, не делая паузы, медленно осушил стакан таким же аристократическим движением, снимая пальцем пузыри необычного напитка с губ. Я, мне тогда было около 19, как зачарованный смотрел на этот неожиданный спектакль. Утром оба, едва проснувшись и ощупав лица, стали у меня допытываться: "Что было вчера?". "Что это - меня комары покусали?

Вова был старше большинства однокурсников на 10 лет и поэтому его женитьба рассматривалась нами, как естественное явление. У его невесты Наташи, высокой стройной блондинки, мама была директором самого знаменитого в Москве пивного бара в подвале на углу ул. Пушкинской и Столешникова переулка и поэтому их свадьба в 1973 состоялась по соседству - в легендарном грузинском ресторане "Арагви", что на Тверской площади рядом с памятником Ю.Долгорукому.  Ресторан был открыт в 1938 и считался одним из самых модных ресторанов советской Москвы, попасть туда просто "с улицы" было невозможно. Говорят, что создание ресторана инициировал сам нарком Лаврентий Берия, и точно известно, у него там был свой кабинет с балконом. В 1940-1950-е именно в "Арагви" устраивали встречи с послами и правительственные банкеты. Я и Витя Хохлов были в числе гостей. В тот вечер за сдвинутыми столами собрались три свадьбы в разных холлах ресторана и так уж получилось, что в ресторане в это время ужинал госсекретарь США, а по совместительству Советник по национальной безопасности США и лауреат Нобелевской премии мира (1973) Генри Кисинджер. И его столик стоял, судя по всему, как раз в том самом кабинете с балконом.

Надо отдать должное господину Кисинджеру, ему было не в лом подойти ко всем трем свадебным столам с поздравлениями, в том числе и к нашему. Володя произнес ответный спич по-английски, за что заработал похвалу госсекретаря за хорошее знание языка и получил от него визитку. Возможно он до сих пор показывает ее своим гостям. Наверно в час, два ночи мы с Витей, встали из-за стола, а поскольку общественный транспорт в Москве в такое время уже не ходил, а у студентов не бывает лишних денег на такси, то, естественно, мы пошли пешком. Весь наш маршрут (более 7 км.) от здания Моссовета по ул. Горького, проспекту Маркса, через большой каменный мост, ул. Большая Якиманка, Ленинскому проспекту, плоть до входа в дом студента-архитектора (нашего общежития на  ул. Орджоникидзе 13/2), на некотором удалении от нас сопровождала пара мужчин. Мы решили, что это ребята из КГБ, которые таким образом "отрабатывали" контакты госсекретаря США.

Студенческая жизнь шла своим чередом, мы с Вовой учились в одной группе, оба ходили в институтскую секцию бокса, несколько раз я ему составлял компанию для игры в большой теннис в Нескучном садике, был на квартире у него в Подмосковье. А вот семейная жизнь у него не задалась - через два года они с Наташей развелись.

Володя живописал, но его ню не вдохновляли ни меня ни знакомых однокурсников. Поселившись в дом студента-архитектора мы более с ним ни разу не жили в одной комнате, каждый семестр после каникул нас без нашего желания всех расселяли в разные комнаты каждый раз другими соседями. Это были комнаты то на 5, то 6, то на 10 этаже. Помню один семестр Володя жил с нашим общим знакомым Бубакаром ("Чайная церемония" - http://www.proza.ru/2014/01/13/1136).
Посещали мы с ним выставки в подвале дома на Малой Грузинской, 28, где жил Владимир Высоцкий, и где находился профсоюз московских художников-графиков, и в те далекие теперь уже времена дважды в год устраивались отчетные выставки - весенняя и осенняя. Там я впервые видел работы Владислава Провоторова "Иуда" и  "Корабль дураков".

Он нас научил карточной игре Ап-энд-даун (Вверх-вниз) и я был иногда участником таких баталий, обязательно на деньги. Однажды, втроем Миллер, Валик Бигаев и я, просидели всю ночь за картами и напитками, начиная с водки "Старка". Потом убирая комнату я обнаружил в углу за дверью 17 пустых бутылок из-под спиртного.

Где-то на 4-м курсе Володя сходил в гости к своему великому однофамильцу мастеру советского авангарда архитектору Константину Мельникову (22.07.1890-28.11.1974), за год до его кончины. Мимо его знаменитой постройки - Дома культуры им. Русакова 2 раза в день туда и обратно, мы, студенты первого курса, ездили на трамвае из института от м. Сокольники до общежития "Стромынка". Он принял и беседовал с Миллером в своем доме-мастерской на Кривоарбатском переулке 10, экстравагантном здании с циркульными стенами и шестигранными окнами.

Миллера исключили на 5 курсе из института за какую-то драку, и он не пройдя 2-х месячные сборы в военных лагерях и не защитив дипломную работу, естественно не мог получить диплом об окончании МАрхИ.
Надо сказать что это были времена очередной волны демократизации институтской жизни, студенческий совет считался типа высшим органом управления коллектива. И вот оно в конце учебного года - собрание студсовета. Теоретически тогда в МАрхИ училось 1200 студентов, не знаю сколько вмещает Красный зал, но тогда он был полон под завязку. По правилам Советской общественной жизни президиум внес на обсуждение повестку дня, и предложил ее утвердить. К этому моменту события, описанные в рассказике "О совершенствовании архитектурного образования" (http://www.proza.ru/2017/04/19/1628) уже состоялись и я, как инициатор несостоявшегося в 1971-72 гг. бунта в институте уже был хорошо известен руководству.
С места, сквозь гвалт общего собрания прошу внести в нее вопрос о восстановлении Миллера в институте. Сначала президиум, а в нем ректор, секретарь парткома, секретарь комсомольской организации и т.п.,  сопротивляется и отказывает, тогда я прошу внести этот вопрос на голосование студсовета, они вынужденно соглашаются, а зал голосует "за". По окончанию обсуждения общих вопросов, президиум хочет закрыть заседание, без рассмотрения вопроса о Миллере, я опять встаю, а сидел я где-то на 4 ряду, и прошу все-таки рассмотреть вопрос, тем более, что он был внесен в повестку дня. Тогда опять вынужденно вызывают Вову на подиум, он чего-то мямлит про извинения, и просит дать возможность закончить институт. Уставший, помятый энергией зала президиум вынужден обратиться ко всем присутствующим, и они опять голосуют "За". Так Вова был восстановлен в институте.

С этим мне повезло, в лагерях мы оказались вместе и он стал моим первым учителем по грибной охоте. Тамошние леса около п. Нахабино, Красногорского района на территории войсковой части инженерных войск, особо богаты грибами. Там же однажды он угощал меня замаринованными за три дня свинушками с чесноком под правильный крепкий напиток.

После окончания института Вова работал художником-декоратором в театре "Ленинского комсомола", Два раза я был у него в гостях в квартире на 6 этаже дома на Кутузовском проспекте, окна которой выходили как раз на шумящий 12 полосами движения проспект около его примыкания к Садовому кольцу. Познакомился с его второй женой, красивой гречанкой - ихтиологом по образованию, которая после окончания МГУ не могла найти работу, и как я слышал по этой причине покончила жизнь самоубийством. Вова рисовал ее портрет, и как говорят общие знакомые это была его лучшая работа, но нужда заставила и он продал портрет за 800 баксов коллекционеру в Германию.

После смерти жены и матери Вова не мог оставаться в Москве и искал размен квартиры - единственный в СССР способ поменять место жительства. Как он мне рассказывал в списке его предпочтений, были: Одесса, Винница, Львов, Сочи, Ялта, в итоге, в конце семидесятых, у него получилось  поменять свое жилье в Москве на двухкомнатную квартиру на 2-м этаже многоквартирного дома в центре Львова по ул. Коперника. Около 10 лет он проработал в проектно-реставрационном институте (ныне Научно-реставрационный институт "Укрзападпроектреставрация") и конечно занимался живописью. В 2009, предварительно договорившись, я  приехал к нему во Львов из п. Затока, Одесской области, где у нас проходила очередная "Школа здоровья". Гостил у него с Ольгой* три дня. Сначала он с гордостью повел нас в главный городской ресторан, где на стенах висело шесть его картин с городскими пейзажами Львова. А потом два дня мы ходили по архитектурным достопримечательностям Львова. Естественно, что мы посмотрели все его последние не проданные работы. Оценивая увиденное я решил, что он нашел себя в искусстве, и что работы в жанре "городской пейзаж" его кисти на самом высоком мировом уровне.

Владимир продолжил интеллектуально и творчески развиваться - в дополнении к хорошему знанию английского, учил украинский и польский языки. К своему аккордеону он подкупил синтезатор, и разучивал на нем полифонию И.С.Баха, и даже планировал свои выступления на органе в Доме органной и камерной музыки в бывшем костеле святой Марии Магдалины, самом большом на Украине. Правда, когда он исполнил нам разученную вещь, мне показалось, что он играет явно не то, что написано в нотах. Когда по моей просьбе Ольга, музыкальный педагог, сыграла эту вещь с листа, Вова был поражен, выразил крайнее удивление, что она, с таким знанием, не играет на публике и дал клятвенное обещание, что пойдет к репетиторам.
Признаться ни разу я не слышал его игры на аккордеоне, а вот зато до сих пор помню его фирменную песню под гитару, которая даже несколько лет была и в моем репертуаре. Пытался в интернете разыскать ее текст, но результат нулевой, скорее всего он ее автор, или это его оригинальный перевод чьей-то не очень известной вещи. А от меня вот ниже, к сожалению, только два куплета из трех:

Я в одиночестве как в вечных льдах
И днем и ночью мой владеет страх
И я по всему белу свету ищу
Того, кто бы мог предложить мне порцию любви

Вот плачет бедный человек
Роняя слезы в почерневший снег
А всем наплевать и всем все равно
Что он проживет всю жизнь без порции любви

Потом он приезжал на мое 60-летие в Домодедово (23-24.08.2008 г.), ссылки на фото и видео ниже. На застолье он произнес 2 тоста, но я нашел на видео только первый.

Через 5 лет я его звал в свою деревню на Тамбовщине, имея ввиду, что одновременно организую ему пленер на крыше высотки на ул. Советской (мастерской Сереги), для написания 2-3-х городских пейзажей Тамбова с птичьего полета, и подготовил ему масляные краски и кисти. Но он можно сказать пропал, целый год я безответно звонил ему каждую неделю. К настоящему времени он на четыре года исчез с поля зрения. Чудом в "Одноклассниках" нашел нашу однокурсницу Марию Ларионову, проживающую во Львове, кстати хорошую художницу, которая по моей просьбе пыталась разыскать его непосредственно на квартире по ул. Коперника, но безрезультатно.

По этой причине в ближайшее время надеюсь дописать, давно начатый рассказик о нем. И тут получаю еще непроверенную информацию, что он убежал с Украины под давлением новых политических обстоятельств в родную Ивановскую область. Косвенно это подтверждают аукцион на его работы из г. Иваново и объявление о продаже нескольких картин на Авито ...

Ночью выиграл аукцион на автопортрет Миллера по стартовой цене 750+500 (упаковка и доставка), в 7:00 оплатил сумму. Кстати этот автопортрет я видел в свое время в общаге, вместе с портретами мамы. Пришлют и у меня останется что-то на память от Володи. А сегодня задав продавцам вопрос: "Может у вас есть также телефон или адрес автора (Миллера)?", получил печальный ответ (цитирую): "Он умер 2 года назад ... Родственники распродают остатки ..."

В 15:00 12.12.2019 на торговой площадке "Мешок" (meshok.net) я оплатил картину "Мать с сыном" (для Сергея Чибисова -  http://www.proza.ru/avtor/xbbbc по его просьбе ) - 650 руб + 2 каталога по 500 = 1000 + доплата за пересылку (8 кг будет стоить 650 руб + 150 упаковка = 800) 300 руб, всего 1950 руб.

Плохо, когда в Рунете о легендарном русском художнике, нашем ровеснике, доступна лишь разрозненная информация со страниц различных аукционов и галерей, поэтому решил разместить там виртуальную галерею с его работами. Для чего пришлось сначала посмертно организовать ему персональный почтовый ящик, а потом регистрировать аккаунт на артлибе.ру. Купленный на аукционе альбом (каталог) с его работами как раз и послужит основным источником иллюстраций в этой галереи -  http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=37302.

Володя умер 26.08.2018 в Иваново.

P.S.

- Каталог работ Миллера 2008 г. - https://yadi.sk/i/cWlEYM1Ju9qKuw
- 11 февраля 2019 года ресторан "Арагви" прекратил свою работу, по заявлению инвесторов проекта из-за нерентабельности бизнеса.
- Генри Киссинджер (27.05.1923 г. - 96 лет) Американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международных отношений. Советник по национальной безопасности США (1969-1975) и Государственный секретарь США (1973-1977).
* Ольга (Селенова), музыкальный педагог - - http://www.proza.ru/avtor/oselenova
- на фото картина "Лесная нимфа"
- Фото Мишеля (шестидесятые/семидесятые годы) - https://yadi.sk/d/x9UOF0C57m3UbA
- Юбилей в Домодедово (ДК поселка санатория "Подмосковье", фото 2008 г.) - https://yadi.sk/d/fQAR_rQMwIlw-A
- Тост (видеоклип с юбилея) - https://yadi.sk/i/IDRJCC6GHWGEBA


Рецензии
Прекрасный рассказ! Спасибо! Дай Бог, чтобы Володя был жив, ведь ему сегодня примерно 80 лет! И ты Володя подвиг совершил проявив настойчивость в восстановлении Миллера в институте! Да! Это всё жизнь! Даю ссылку на твой рассказ в своих сетях.
Посмотрел по ссылке последней (остальные не очень раскрылись) Безусловно талант, один портрет мамы чего стоит! Начальная школа чувствуется наша мархивная, у нас живописи хорошо учили, но свой талант необходим. Цвет если не "слышишь", то бесполезно учить, это от рождения, как слух! Володя его слышит! А композиция и стиль- это уже архитектура. То, что он архитектор видно по пейзажу Львовской улицы.

Сергей Чибисов   10.12.2019 22:06     Заявить о нарушении
Спасибо Серега!
Недоступные в тексте рассказа ссылки:
**Ольга (Селенова) - http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=15&fp=2&uid=6787&idg=0&user_serie=0, http://www.proza.ru/avtor/oselenova
Работы Миллера:
http://artchive.ru/artists/41333~Vladimir_Nikolaevich_Miller
http://www.gelos.kiev.ua/2008/05_may/16.05/kiev.php?sku=11667-11
Работы Миллера в Одноклассниках - http://ok.ru/dom3fire/statuses/150747678879912
Еще одна продажа на Авито 6 работ за 30000 руб.
Был бы я коллекционером - купил бы ..

Владимир Балашов   11.12.2019 06:29   Заявить о нарушении
Ночью 11.12.2019 выиграл аукцион на автопортрет Миллера по стартовой цене 750+500 (упаковка и доставка), в 7:00 оплатил сумму. Кстати этот автопортрет я видел в свое время в общаге, вместе с портретами мамы. Пришлют и у меня останется что-то на память от Володи. А сегодня задав продавцам вопрос: "Может у вас есть также телефон или адрес автора (Миллера)?", получил однозначный ответ: "Он умер 2 года назад ... Родственники распродают остатки ..."

Владимир Балашов   11.12.2019 14:12   Заявить о нарушении
Володя умер 26.08.2018

Владимир Балашов   15.12.2019 09:48   Заявить о нарушении
Виртуальная галерея работ Миллера (только приступил к заполнению) - http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=37302.

Владимир Балашов   18.12.2019 07:34   Заявить о нарушении