Что есть грамматика

"Давайте нам больше грамматических упражнений!"

На такие заявления я нынче реагирую спокойно, а раньше, помню, дёргалась. И даже обижалась!)))))

В понимании большинства учеников "грамматика" - это когда открыл учебник, нашёл упражнение номер 26, прочитал задание типа "вставить артикли в пустые места" и... Вставил!)))))

Остальное - как бы не грамматика.

Данная традиция имеет толстые корни, ибо никаких других "упражнений" наши школьники (да и студенты) почти не знали, десятилетиями не знали.

Сегодняшние курсы, наоборот, призывают "больше говорить". То есть, делать устные... кхм... упражнения! А что ж это ещё? Мы же, говоря, тренируемся,  упражняемся.

*****

Шутки шутками, но пришла пора дать определение грамматики.

Для начала возьмём несколько отдельных слов и запишем их в столбик. Это грамматика? Нет. Пока ещё нет. Это - лексика, ибо отдельное слово - это лексическая единица.

В сферу грамматики мы попадаем лишь тогда, когда начинаем иметь дело с фразами. То есть, если совсем коротко сказать: "Грамматика - это наука о предложении".

Сказано коротко. И, вроде, правильно. Но не исчерпывающе. Тут бы ещё ряд словечек добавить.   

Вот более серьёзный вариант:

"Грамматика - это наука о влиянии членов предложения друг на друга".

Например:

"Мяч - большой".

Пока "мяч" в единственном числе, всё тихо, всё спокойно. Но стоит поставить его во множественном числе, как и второе слово тоже поменяет своё окончание: "Мячи  - большие".

*****

Итак, определение получено. Но, увы, не всеми. Не все про него знают. М-дя...

Недавно одна барышня с Фейсбука (которая "преподаёт шведский вот уже пять лет") попросила меня "подтянуть" её. Гы... Я хотела возразить, мол, после пяти лет преподавания, куда я вас тянуть-то буду?! Но, к счастью, возразить не пришлось, ибо она тут же заявила: "Только мне грамматика не нужна! Мне нужен синтаксис!"

Не буду же я "посылать" такую солиднячку в Википедию, где написано: "Синтаксис - это часть грамматики". Даже если стану мягко и тактично приводить примеры того, как одно маленькое простое предложеньице влияет на другое простое предложеньице (внутри большого  сложного предложения), она всё равно не оценит мой благородный порыв...

Так что, прежде чем в дискуссию вступать, необходимо выслушать клиента до конца))))) Часто-густо и вступать не придётся....


Рецензии
Замечательно!

Григорий Аванесов   17.01.2022 08:11     Заявить о нарушении
Спасибо!)))))

Анита Фрэй Книги   17.01.2022 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.