Глава 3. Доктор

– Посиди пять минут, я подготовлю аппарат.

Техник высунулся из двери кабинета, оглядел меня и, кивнув, скрылся.

Я присел на диванчик в предбаннике. На низком столике у дивана валялись россыпью брошюрки с Красным крестом в верхнем углу. С обложек задорно глядели весёлые желудки и кишечники. Пучеглазая печень, раззявив во всю ширь белозубый рот, бойко вздымала большой палец: «Первое правило здорового питания. Советы специалистов!». Стеклянная панель стола бликовала огнями потолочных ламп. Кругом витал стойкий медицинский запах.

Я заложил руки в карманы больничной пижамы, поёрзал на краешке и, вытянув ноги, скрестил ступни. «Я пугливое сердце Джека!». Сегодня вечером на выписку. Разве нет? Ожидание волнительно. Да, конечно, было небольшое ухудшение в последние два дня. Провалялся в палате, никого не видел, никуда не ходил. Но и Доктор не приходил все выходные. Сестрички не выдадут – сказал им, что готовлюсь, обложился книгами, хотя читать почти и не мог, зрение опять пошаливало. Да и сейчас ещё как-то не всё стабильно, но дальше затягивать нельзя. Хватит тут прохлаждаться! Пройдёт всё само, бывало и хуже. Пора на работу, в проектную группу!

И вялость пройдёт, и тошнота… В поле зрения, словно подводный морской конёк, проплыл, переливаясь и резво сокращаясь, какой-то «червячок-колбочка». Я моргнул, червячок взмыл к потолку вверх и тут же вновь стал стремительно опадать к полу вниз, и затем пропал. В центре взгляда возникло яркое пятно. Опять!

Я видел уже более-менее нормально, только вот прямо посередине зрительного поля часть картинки иногда слегка выпадала. И тогда на этом месте начинало искриться, сверкая красочными переливами, радужное пятно. Оно искажало всё настолько, что ничего из-за него невозможно было толком разглядеть. Я глянул на часы на стене – пятно моментально двинулось в сторону взгляда, накрыло циферблат, разрушило его, перемололо. Пятно бешено пульсировало и мерцало – сколько времени на часах понять было нереально.

Я переместил взгляд в сторону плаката на стене, пятно тут же принялось пожирать плакат, но зато часы открылись для бокового зрения – семь утра! Плакат целиком был пятну не по зубам, периферийным зрением можно было уловить внизу на плакате надпись: «Профилактика алкоголизма – забота всей семьи!».

Я перевёл взгляд вниз, пятно стало пожирать надпись – сверху на плакате открылся загорелый мускулистый мужичок на пляже. Его окружали весёлые детишки и женщина в закрытом купальнике. Стало видно, что мужичок счастливо смеётся, супруга прильнула к его плечу, многозначительно и мудро улыбаясь. Детишки смотрели на него с восторгом.

Я перевёл взгляд дальше на кашпо на стене, цветок превратился в кипящую зелёную кляксу. Я стал закрывать и открывать глаза, промаргиваясь. Да всё в порядке, сейчас пройдёт, такое уже вчера было!

Я посмотрел снова на часы на стене, сильно сожмурился до резкой боли в глазных яблоках и разлепил глаза. Часы раздвоились, понеслись куда-то в сторону, там полыхнуло яркими нитями, затем половинки замедлились, остановились, вернувшись на место, соединились, всё приобрело привычную форму. Пятно стало поменьше. Я потряс головой. Всё пройдёт!

Дверь кабинета открылась, сестричка вывезла на каталке неподвижного и, открыв противоположную дверь, вытолкала каталку в центральный коридор.

Выглянул техник:

– Заходи.

Я поднялся и прошёл внутрь. В центре полутёмного кабинета громоздился огромный МРТ-аппарат.

– Садись, – врач за столом кивнул на панель, уходящую вглубь кольцеобразного навеса.

Взобравшись по приступочку, я присел на столешницу.

– Что у нас тут? – врач поднялся и, взяв со стола карточку, полистал, подойдя к аппарату поближе. – Так, так! Твой Доктор мне вчера звонил. Торопишься на выписку?

Я кивнул, стараясь сконцентрироваться. Пульсирующее пятно всё ещё пошаливало. Лицо врача, склонившегося над моей картой, ходило ходуном. Глаза то забирались куда-то вверх на лоб, то опускались на переносицу. Удлинившийся нос качало, словно маятник.

Я перевёл взгляд на техника, его голова тут же разъехалась, но зато стало видно, что врач – очкастый брюнет лет пятидесяти с небольшим брюшком.

Техник подал стакан мутной жижи.

– Что это?

– Пей, пей. Не бойся.

Я медленно в несколько глотков выпил и лёг на спину, скинув на пол шлёпанцы.

Техник стал пристраивать вокруг головы какую-то конструкцию.

– Готов? Начинаем.

Я тут же как-то сразу обмяк. В горизонтальном положении сразу потянуло в сон. Не выспался просто. На все процедуры вечно поднимают в такую рань, пока пустой желудок.

Включились огоньки, раздалось гудение. Панель вместе со мной втянуло в утробу магнитно-резонансного алтаря, зашумело сильнее, запахло кварцем. Всё поплыло. Я стал засыпать, проваливаясь.

За закрытыми глазами в темноте полыхнули и пропали яркие точки. Взметнулись и исчезли светящиеся линии. Повсюду проявились и тут же сгинули калейдоскопные узоры. Всё пространство нарезало мелкой сеткой, она скрутилась и погасла. По центру во мраке вдруг проступил и воцарился бушующий тяжёлый жёлтый шар с протуберанцами. По телу прошла горячая волна. Шар стал медленно вращаться и вроде как приближаться, увеличиваясь.

Мне показалось, я узнал этот шар – такой же самый, что и в детстве, когда валяешься с высокой температурой и с нарастающим ужасом в бреду ждёшь его приближения, как нечто жуткое и неизбежное. Что будет, если шар настигнет, проглотит, заполонив собой всё вокруг, пока ты парализован и не можешь пошевелиться? Я ощутил растущий холодок внизу живота. Что-то нужно делать, куда-то бежать! Жар сменился ознобом. Что-то нужно делать немедленно! И я стал, как обычно, в таких бредовых сновидениях, суетливо что-то делать – собирать чемодан!

Собрать чемодан, чтобы успеть на самолёт!

Я стал вытаскивать из шкафов вещи и сортировать их, раскладывая на полу. Я доставал вещи с антресолей, брал с полок, вынимал их из ящиков. Вещей было много, важно было взять все, ничего не забыть, они путались, терялись – чемодан каждый раз приходилось перебирать, всё заново и заново перекладывая. Я снял со стены доску для сёрфинга, её тоже нельзя забыть, отправляясь в аэропорт. Я стал заталкивать её в чехол для перевозки, но она не помещалась. Я отыскал другой чехол и стал заталкивать в него вместе с доской шорты и майки, зачем-то достав их со дна чемодана, и отчаянно перебирал и перекладывал всё снова и снова.

По опыту я знал, что в таких случаях всё обычно заканчивается паническим пробуждением от невозможности совладать со сборами, от тщетности попыток успеть на рейс. Со временем, контролируя сны, я научился забивать на чемодан и выбегать из дома, прихватив только рюкзак, но успеть на самолёт в этих снах всё равно не удавалось никогда. Напрягая все силы в попытке бежать, ты передвигаешься, словно под водой на дне, продираешься с великим трудом сквозь упругий кисель, почти ложишься на него, будто на сильный встречный ветер, цепляешься, выгребаешь руками, но не продвигаешься ни на шаг, и каждый раз что-то отвлекает и мешает достичь аэропорта.

Окончательно обессилив, осознав, что снова не успеваю, я дёрнулся, хлебнул шумно воздуха и очнулся в своей палате. Датчик на пальце. Повязки на руках. Игла в вене.

У наглухо задрапированного пластиковыми панелями окна, уткнувшись в телефон, стоял Доктор.

«Который час? В палате ни часов, ни окон. Когда меня сюда привезли?».

– Пробудился? Вот и славно!

Доктор сунул телефон в карман, пружинисто подошёл к мониторам, глянул на показания и, отсоединив систему с капельницей, присел на стул у кровати.

Я вывернул тяжёлую голову и посмотрел на экран – давление слегка повышено, пульс почти в норме, ничего необычного. Голова шумит. Пятно перед глазами совсем небольшое и уже не искрит – зрение почти в порядке. Я откинулся на подушки.

– Ну что же, дорогой мой! – отреагировал Доктор. – Всё у нас идёт, должен сказать, замечательно! Так скоро глядишь, и правда, на выписку! – он весело рассмеялся.

Я постарался улыбнуться:

– На выписку… Сегодня?

Он слегка нахмурился, взял в руки карту, раскрыл её.

– Торопиться в таких вещах не нужно, – мягко сказал он.

Из карты развернулась простыня розовой миллиметровки и белые листы, заполненные столбцами цифр. Он достал из карты небольшой конверт, вытащил из него карту памяти и вставил в ноутбук, развернув ко мне экран.

– Мне передали результаты утренней диагностики. Могу сказать, что всё гораздо, гораздо лучше, чем я ожидал!

Он заговорчески потёр руки, подмигнул и принялся листать тёмные снимки.

На экране стал мелькать мой череп в разрезе. Мозг сначала составлял жалкую щепотку, потом увеличился до пригоршни, потом до блюдца.

– Структура тканей не нарушена. Новообразований, аневризмов – нет. Седло и сосуды в порядке. Слегка увеличено внутричерепное давление, но в целом всё пределах нормы, – комментировал Доктор.

Я заворожено глядел на собственные извилины.

Вот ведь, как всё это выглядит!

Ведь в этих-то завитых кривулях и рождаются, и блуждают мои беспокойные мысли.

А вот погляди-ка, мелькнула какая-то совсем хилая и перекрученная извилинка. В ней-то, наверное, и родилась в прошлом году мысль скинуть всё разом, чтобы откупиться потом по сорок один… Или в позапрошлом?

А вон там во фронтальной коре, наверное, где-нибудь хранятся воспоминания, моя память! Я вдруг вспомнил, что Мите надо отдать книгу перед выпиской.

– Так, значит сегодня? – я приподнялся на локоть.

– Лежи, лежи.

Дверь в палату открылась, тётя Анна вкатила тележку с подносом. Она осторожно закрыла дверь и подкатила тележку к кровати. Рядом с подносом лежала какая-то синяя папка.

– Сегодня? – оживился Доктор. – Хм… Вот об этом-то я как раз и хотел сегодня с вами поговорить, дорогой вы мой человек! – начал он, переходя вдруг задушевно на «вы».

Тётя Анна переставила поднос с тележки на тумбочку. Налила молоко в стакан.

Доктор приподнял крышечку керамического горшочка, стоящего на подносе и с азартом заглянул:

– Потрошки. Обожаю!

Разнёсся дразнящий аромат.

Он вернул крышку на место и снова посмотрел на меня.

– Так куда же вы, милейший, отправитесь после выписки?

– В Главк! – горячо ответил я. – За направлением!

– В воскресенье? Ха! И что же, даже к себе в номер не заглянете? – он улыбнулся, оглядев мою пижаму. – Ведь вас забрали из постели в одном, так сказать, белье. Это-то вы помните? И документики ведь ваши, надо полагать, тоже там остались…

Я слегка поник, растерявшись. Верно… Вроде помнил, но забыл. Странно как-то получилось.

– Чтобы попасть в Главк, нужен пропуск, – добавила тётя Анна строго.

Доктор пододвинулся ко мне и заговорил ласково и проникновенно:

– Послушайте! Кое-кто из моих коллег считает и, возможно, небезосновательно, что последствия инцидента были всё-таки чуть обширнее, чем поначалу думалось… Возможно, некоторые осложнения затронули отдельные участки памяти. Консилиум полагает, что, вероятно, ещё не все функции нервной системы и мозга восстановились в должной мере. И предстоит ещё немного поднапрячься, поработать.

– Нужен толчок, – кивнула тётя Анна.

О чём они говорят, я не мог понять…

Над чем поработать? Не хотят отпускать, чтобы перестраховаться? Гиппократы хреновы. Да ведь всё уже давно в полном порядке… Сколько я здесь ещё буду валандаться, пока там уже расхватят все интереснейшие задачи на проектах?

Доктор достал из нагрудного кармана халата какую-то пластиковую карточку и медленно протянул её мне, зажав двумя пальцами.

Я потянулся, взялся за карточку, но он её не отпустил и посмотрел мне в глаза пристально:

– Анна Никодимовна права – чтобы передвигаться по территории, нужен пропуск, – сказал он тихо.

Он отпустил карточку и откинулся на стуле, наблюдая за мной.

Я поднёс карточку к глазам поближе.

Подвигал её, стараясь найти положение, при котором всё ещё слегка мерцающие пятна не будут мешать прочесть надписи. И обнаружил довольно странную физиономию на пропуске: «НИИЭКВП. Код доступа 701. Только для сотрудников».

Я пригляделся к фотографии, напрягаясь. Батюшки, не поверил я глазам! Это же…

Э-э… Ведь это же…

Боже правый! Да ведь это же… я?!

Мои фамилия и имя на пропуске. Дата рождения моя.

Поначалу даже захлестнула радость, вот так сюрприз! Значит, уже дали статус и есть даже пропуск!

Но… я растерянно посмотрел на Доктора и потом снова сощурился на карту. С фотографией что-то было не так. Что-то было с ней совсем, чёрт возьми, не так!

Это – я? Реально? Когда я делал это фото?! Убей бог, если я мог вспомнить эту рубашку. А это что? Бабочка? Никогда не носил бабочек! А очки? Атас! Что это за очки? Роговая оправа, отродясь у меня такой не было. И морда вроде как чуть пощекастее. Такой слегка располневший сукин сын, на меня прямо очень сильно похожий!

Я ослаб, откинулся на спину. Что происходит? Мысли спутались. Я не знал, как реагировать, что ответить.

Спорить, убеждать, что здоров? Требовать выписать немедленно? Глупо как-то получается. Горячиться, доказывать? Подумает: и впрямь, человек нездоров, не контролирует совсем ситуацию… Полный привет! Что за фотография – я реально не мог вспомнить! Что если он прав? Подводит память? Препираться – так только выставить себя идиотом. Навалилась страшная усталость. Я не мог принять никакого решения. Совершенно потерялся. Дико спорить с лечащим врачом, верно? Я закрыл глаза.

«На частоте водорода пусто!» – раздался вдруг в голове чей-то голос.

Я открыл глаза удивлённо.

– Пойми! – добродушно продолжил Доктор, снова переходя на «ты», – нет никаких поводов для беспокойства. Сейчас мы уже совсем рядом с результатом. Нужно просто ещё немного поработать. Ты должен вспомнить всё сам, – он достал фонарик и посветил мне в зрачок, ослепив. – Да и зрение восстановится полностью не сегодня завтра. Сколько пальцев? – он показал козу-победу.

– Два, – неуверенно протянул я, щурясь.

– Вот и славно!

Он снова заулыбался и, захлопнув ноутбук, поднялся:

– Значит, до завтра, богатырь? Отдыхай. Набирайся сил! – он похлопал меня по коленке, накрытой больничным халатом. – Мой телефон, если что – на стойке у дежурных. Девочки за тобой присмотрят.

Тётя Анна взяла с тележки синюю папку и протянула ему.

– Ага, что там у нас новенького?

– Поступил турист с перевала Дятлова, – сообщила она. – Гипоксия с осложнением. Состояние стабильное.

– Что ещё?

– Огнестрельное ранение в ногу.

– С огнестрелом? Почему к нам? – удивился Доктор.

Анна Никодимовна что-то прошептала ему на ухо.

– Любопытно. На четвёртом? Идёмте!

Тётя Анна положила на тумбочку салфетки, толкнула вперёд опустевшую тележку и вышла вслед за Доктором в коридор.

Потрошки томились в горшочке, источая ароматы. Но аппетит пропал напрочь.

Я обессилено лежал на кровати. В звенящей голове метался неуправляемый рой мыслей.

Так сегодня воскресенье? Дни недели спутались. Нехорошо.

Остаться ещё на денёк? Сегодня на ужине реванш: «Дубовой – Корнеев». Битва титанов, жалко пропустить. В понедельник к себе в номер за документами – переодеться и в Главк! Какого чёрта, что я должен вспомнить? Что он несёт? Нафотошопили дурацкую картинку на пропуске, разыгрывают – типа, проверяют память? У совершенно здорового человека!

Я немного полежал расслабленно. А Доктор не так прост! Конечно – ему же нужно убедиться, что всё действительно в порядке. А я так облажался, стушевался на ровном месте. Значит, завтра надо будет ему вот так ответить…

Я погрузился в горячий внутренний спор, который, впрочем, быстро утомил. Что-то во всём этом было глубоко неправильное, что-то неуловимо тревожило и смущало.

Я взглянул ещё раз на пропуск, на фотографию. Что за чертовщина? Я прибыл две недели назад и попал сюда в отделение в первый же день с отравлением. Стал вспоминать – проходная, временный пропуск, секретариат: «Ваш домик на краю участка, второй этаж, отдельный вход. Общее собрание завтра». Ключ на стойке. Ваза с цветами на столе у секретарши. Старинные ходики на стене. Тёплый воздух колышет занавеску. Ветви цветущей сирени за раскрытым окном. Ветви сирени… Я прибыл две недели назад в разгар аномально тёплой весны.

Я медленно встал, взял с подноса нож и подошёл к окну. Стал ковырять пластину панели. Почему во всех палатах и переходах и даже в столовой наглухо занавешены все окна?

«Яркий свет мешает пациентам, восстанавливающим зрение!».

Яркий свет…

А я хочу видеть чёртов яркий свет!

Пластик с краю, наконец, поддался, треснул, я отломил широкий кусок панели. Показалось покрытое инеем окно и морозный сумрачный вечер за ним. Нарядная, переливающаяся огнями ёлка на площади перед входом в Госпитальный корпус. Сугробы. Ледяная метель. Позёмка. Отшатнувшись, я с трудом добрёл до кровати и свалился без сил, уткнувшись лицом в подушку. Голова словно разорвалась изнутри.

«Нужен толчок!» – громогласным эхом разнёсся в тишине металлический голос Анны Никодимовны.

Всё вдруг в глубинах сознания зашумело, закричало, поднялось, попёрло наружу. Заговорили, заспорили какие-то голоса. Вздрогнув, я отчётливо услышал звонкий девичий смех, и затем как будто кто-то сдавленно произнёс: «Выключайте скорее!». Замелькали фигуры, образы, лица. Будто открылась дверь, будто провернулся вентиль и хлынуло!

Проснувшиеся вдруг незнакомые доселе воспоминания стали катить бессвязным потоком, жгучей лавой. Меня оглушило, я на мгновенье отрубился. Затем всё стихло.

И тут сквозь проступающую темноту я увидел людей в большом зале. Услышал мерный гул. Общее собрание второго дня! А это кто? Это кто?! Господи, пресвятые угодники, да это же – я! Я был на проклятом собрании! Я на нём был! Стало страшно… Значит, я провёл на территории «Купола» по крайней мере полгода и не помню об этом ровным счетом ничего! И почему я здесь? И куда делась моя жизнь?!

От ужаса я заорал. Когда в палату вбежали девочки-санитарки, я уже почти ничего из окружающей действительности не воспринимал, не видел и не слышал.


Рецензии