Вино Сванетии. 1. Вперёд, в средневековье!



                «…Где-то там, среди камней,
                Затаилась крепость сванов.
                Что ты ведаешь о ней?»
                Н.Асеев


     Вспоминается один из самых сложных маршрутов, пройденных мною на Кавказе.

     1963 год. Перевал Бечо. Высота около 3500 метров над уровнем моря. Пеший переход из России в Грузию работал всего две недели в году в летнее время. Изоляция от мира привела к тому, что местные жители, грузины-сваны, не слишком понимали, что такое советская власть и построение коммунизма. Поэтому в горной Сванетии сохранились нетронутыми древние обычаи и традиции предков.

     Позади у нас остались вершины Донгузарун, Эльбрус, Чегет, Шхельда, впереди ждала мрачноватая Ужба, печально известная частыми камнепадами.

     Перед штурмом перевала мы, горные туристы, провели ночь прямо на льду в спальных мешках, набитых гагачьим пухом. Такие выдавали только альпинистам, которые ночевали на ледниках.

     Нас ждал подъём в пять часов утра, чтобы успеть до восхода солнца. Иначе ступеньки, выбитые нами накануне по очереди с помощью ледорубов, могли подтаять и не выдержали бы веса наших тел и рюкзаков.

     Карабкались наверх по крутизне сквозь плотный туман облаков, готовых пролиться дождём на землю. Это и случилось. Когда поднялись выше, то внизу под ногами загремел гром и засверкали молнии.

     Мы переждали грозу, греясь под жарким ослепительным солнцем. Два-три часа пути вниз, и лёд закончился. Поворот в ущелье, несколько метров спуска – и совершенно неожиданно первая зелень: травка, а дальше горные алые маки, как яркие огоньки, раскиданы по склону. А ещё ниже - Божий рай, где воздух, пахнущий снегом, насыщается запахами цветов, их пьянящим медовым ароматом.

     Тропинка вниз явно обозначилась. Внезапно перед нашими глазами возникли сторожевые башни крепости сванов, не тронутые ни временем, ни пушками Паскевича или Ермолова, завоевателями Кавказа.

     Нас встретили несколько горянок, щебечущих о чём-то. Одна из них вполне сносно говорила по-русски. Мы галантно раскланялись с ними и сбросили с плеч рюкзаки. Инструктор-проводник объявил привал.

     Из глиняного кувшина, принесённого девушками, мы жадно пили холоднючий нарзан. Успев отвыкнуть от дамского общества, начали быстро осваиваться. Шалуньи смеялись, весело толкая нас в бока. Естественно, мы попытались обнять грациозные создания, но они сразу же стали серьёзными и дали понять, что этого делать ни в коем случае нельзя. Мы покорились, и дружба восстановилась.

     Одеты красавицы скромно, но со вкусом. Темные платья почти до земли, мягкие кожаные сапожки странной формы, на головах шапочки, украшенные национальным орнаментом, крупные бусы из цветных камешков. Мы думали, что горянкам исполнилось лет по двадцать, а на самом деле, как сказал проводник, им оказалось по пятнадцать-шестнадцать. Уже невесты!

     Мы сняли штормовки, прилегли на травку и слушали в тепле и уюте, как гудят шмели. Прошло полчаса. Пора!

     С трудом поднялись на ноги. До конечной цели ещё не менее километра. Спуск «бархатный»: не очень крутой, по широкой тропинке.

     С девушками идти гораздо легче и много приятнее. К тому же, они прихватили несколько наших рюкзаков и ни за что не хотели отдавать их. Такого ласкового приёма никто из нас не ожидал…

     Я шагал без груза. «Как тэбэ зват?» - спросила меня та, что знала по-русски. Ответил: «Юра». «Иура!» - властно поправила она. Я не возражал. Мне было хорошо. «Ну да, Иура».

     Наконец-то, вот она – таинственная крепость. Мимо старинных башен прошли внутрь. Там стояли знакомые по турпоходам сакли с плоскими крышами, по улочкам бродили стада баранов и коз. Удивили фонтанчики нарзана во всех двориках, как будто обыкновенной воды тут вообще не имелось.

     Мы пробились сквозь толпу любопытных сванов на местную турбазу – главный культурный центр Местии, столицы Сванетии.

     Единственное современное двухэтажное здание. На первом - большая столовая и комнатки для обслуживающего персонала, на втором – спальня для туристов и зал для проведения всевозможных инструктажей и мероприятий.

     Побросав снаряжение на кровати, мы спустились в столовую и остались разочарованы: никакой экзотики – манная каша и компот из сухофруктов.

     Но тут совершилось чудо! В столовую ввалилась группа туристов, прибывшая сюда за пару дней до нас. Они уселись рядом за столики и поведали, что дела не так уж и плохи. На выходе из турбазы есть чудесная шашлычная, там по вполне приемлемым ценам наливают красное местное сухое вино и ром. Позже мы поняли, что он оказался обычной чачей. Предлагались и горный мёд, и козий сыр, и свежайший шашлык из молодой баранины со всевозможными приправами, и простокваша, и виноград, и горячие лепёшки…

     А ещё продавались сувениры из горного хрусталя и «сванетки» - удивительно удобные шапочки из вяленой овечьей шерсти.

     Естественно, мы сразу отправились туда и не пожалели. Накупили всякой всячины. Кое-что по возвращении в Москву я раздарил, а остальное у меня попросту украли.

     Я не успел представить вам своих друзей, выпускников Московского химико-технологического института: во-первых, Славка и, во-вторых, Юрка-усатый, считающий, что усы – главная приманка для девушек, потому что щекочут во время поцелуя.

     Итак, мы решили втроём отметить нашу победу над Бечо и купили бочонок вина, большую плетёную бутыль с чачей (извините, ромом), роскошную закуску и стали ждать появления звёзд на темнеющем небе, заранее присмотрев себе подходящее место – широкий плоский камень. Он нависал прямо над горной рекой, грохочущей в ущелье, и находился в пятнадцати минутах подъёма над крепостью.

     Внезапно, как всегда в горах, наступила ночь. Разместились мы на этом камне уютно, по-домашнему. Глянули на огромную круглую луну, на крепость, расположенную под нами, на всё это средневековье – и началось…

     Мы молоды, верим в себя, в свою судьбу и удачу. Мы высоко в горах, и отрезаны ими от всего глупого человечества. Здесь я такой, какой есть на самом деле – свободный, как ветер, и мудрый, как горная река…

     Через полчаса обильных возлияний Юрка-усатый сполз с камня и на четвереньках перебрался в чёрные кусты, чтобы вздремнуть. А нам со Славкой захотелось петь, причём безумно. Наш обширный репертуар начинался с народной песни «Из-за острова на стрежень…» и заканчивался арией варяжского гостя «О скалы грозные…»

     Мы пели так громко, что до нас докатилось эхо.
 
     Неожиданно снизу, со стороны турбазы донёсся женский голос: «Спа-сы-те! Спа-сы-те!»


Следующая: http://www.proza.ru/2019/12/13/974


Рецензии
Спасибо за подсказку, Юрий! Вернулась к первой главе. И вправду: так понятнее! И ещё раз убедилась: вы были в юности настоящим авантюристом, любителем приключений и путешествий! Нелёгкий переход через горы!Но зато память на всю жизнь! А сейчас это, наверное, Грузия - и русским недоступная страна? А места красивейшие!!! С уважением,

Элла Лякишева   08.05.2020 13:36     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогая Элла, что читаете и не забываете!
Да, всё так и было...

Юрий Рязанцев   10.05.2020 22:53   Заявить о нарушении