Собака была зарыта в ИТП

                «Собака была зарыта» в ИТП.
                (Два Главных сразу уволились).


                1.Следующий в плане - энергоаудит на ММЗ.

   В январе 2013 года директор нашей экспертно-аудиторской фирмы ООО «НТЦ «Фотон» Валетов Степан Владимирович объявил, что пришла заявка на проведение энергоаудита от одного небольшого московского предприятия «ММЗ» - Московский металлургический завод. Оно входит в ГК «Ростех». Наша фирма тоже входила ГК «Ростех», точнее в ООО «РТ-Энерго», а она – в ГК «Ростех».
 
   Я в это время ещё завершал отчёт по энергоаудиту другого московского предприятия: Электротехнического завода  (это описано в рассказе  «Фиктивный АВР»), поэтому знакомиться на новый объект Валетов С.В. поехал с двумя нашими главными специалистами:  по электрочасти - Селивёрстов А.А., а по тепловой части - Полуян А.Ф.
 
   На следующий день Валетов объявил, что, не смотря на малый объём финансирования (280 т. р.),  он всё же решил заключить договор на проведение энергоаудита на этом предприятии. Во-первых, это была рекомендация Руководства «Ростеха», а во-вторых, мы уже отработали метОду организации работ на таких малых предприятиях. Все необходимые замеры оперативно проводили наши инженеры из лаборатории под руководством главных специалистов. Краткое описание электрочасти делал Селивёрстов А.А., а по теплочасти – Полуян А.Ф. В мои обязанности, как главного эксперта-энергоаудитора, входило делать экономико-энергетическую часть отчёта, вставлять туда электротехническую часть, теплотехническую, водоснабжение и водоудаление, а потом формировать и писать весь отчёт. За эту работу в данном проекте мне обещали 50 тысяч рублей. Я у них считался глубоким пенсионером (мне было 68 лет), которому якобы просто интересно работать за малые деньги.
 
   В начале мая, завершив написание отчёта по энергоаудиту электро-технического завода, я с нашим  директором поехал на новый объект - ММЗ. Наши инженеры уже неделю работали там, проводя замеры и выполняя термограммы контактных соединений в электрических устройствах. На этом  заводе я познакомился с главным инженером (ГИ) и с главным энергетиком (ГЭ) предприятия. Оба главных специалиста были явно пенсионного возраста, но ещё весьма бодро «тянули свой воз». Мы вместе с ними сделали обход всего предприятия, оно занимало площадь примерно 500 на 500 метров. Мы  осмотрели основные производственные здания и объекты ихнего энерго-хозяйства: Индивидуальный тепловой пункт (ИТП), Комплектную трансформаторную подстанцию (КТП 10/0,4), узел ввода и учёта Хозяйственно-питьевого водоснабжения – в обиходе именуемое как холодное водоснабжение (ХВС). Рассказывали они весьма сдержано, немногословно. Завершив обход, они задали мне вопрос: «Какое у меня первое впечатление и вижу ли я какие-либо проблемы в их энерго-хозяйстве».  Я ответил, что вижу минимум три проблемы: отсутствие учёта энергоресурсов отпускаемых арендаторам, отсутствие узла автоматического учёта и регулирования тепло-энергии и явно избыточные водостоки. Они мои слова никак не прокомментировали, промолчали. Мне это показалось странным.

   Обменялись визитками, обговорили наиболее удобные дни недели для моих приездов и осмотров – это четверг. Я оставил им заявку на копии договоров энерго-ресурсо-снабжения, бланк таблицы на все энерго-параметры с основными экономическими показателями предприятия за последние 5 лет – это всё, что требуется по процедуре проведения энергоаудита.

 
2.Будем искать где «собака зарыта».

   Через пару недель я опять поехал на Металлургический завод. Встретил меня почему-то начальник отдела кадров Буртов Александр Владимирович  и сказал, что теперь он будет работать со мной, т.к. главный инженер и главный энергетик уволились. Я спрашиваю его: «А что же у вас тут такое произошло, что два главных специалиста одновременно уволились?»

   Буртов говорит: «А что произошло я сам не понял. Могу только рассказать какие события происходили на моих глазах последние две недели. После того как Вы вместе с Главным инженером и Главным энергетиком обошли и осмотрели наше предприятие, Главный инженер попросил меня пригласить к нему ваших молодых инженеров, работавших в тот день на нашем предприятии. Он детально порасспрашивал их о работе, о вашей фирме и, наконец, о Вас лично. Ребята рассказали, что у Вас два высших образования, Вы инженер-электрик и экономист, что Вы, как главный эксперт-энергоаудитор, пишите экономико-энергетическую часть отчёта и формируете весь отчёт, но обязательно перепроверяете все выводы и предложения энергоаудиторов. Кроме того, они сказали, что Вы большой «спец» находить дефекты и нарушения в энергохозяйстве и в его эксплуатации. Главный инженер спросил, а на основании чего они делают такие выводы. Ребята ответили, что после его (Вашей) проверки на каждом предприятии, как правило, снимают либо главного инженера, либо главного энергетика, либо какого-нибудь начальника цеха. Вот и сейчас, говорят, на Электротехническом заводе после Вашей проверки сняли главного энергетика и объявили выговор главному инженеру. Потом Главный отпустил ваших ребят.
 
   А через пару дней наши Главные (ГИ и ГЭ) подали заявления на увольнение в связи с уходом на пенсию. Гендиректор просил их задержаться до Нового года, но они сказали, что должны уйти сейчас, для них наступил час «Х». Пенсионеров  задержать нельзя по закону, поэтому они сразу ушли, а Генеральный директор приказом назначил меня исполнять обязанности главного инженера и главного энергетика. Я как бывший офицер, взял под козырёк и вот теперь работаю с Вами, вспоминаю, чему меня учили в техникуме.

   Образования у меня тоже два: Ступинский промышленный техникум, там я изучал энергохозяйство промпредприятий. Потом уже в армии я поступил и окончил Военный институт по работе с кадрами. Последние годы я служил в полку ПВО, в Подмосковье, на должности зам командира полка по работе с персоналом.  Три года назад, в 45 лет я демобилизовался в звании майора. Отец мне оставил московскую квартиру, сам он уехал жить в Геленджик к сестре. Приехал я в Москву, прописался и прибыл в военкомат, они направили меня сюда на должность начальника отдела кадров. Как ни как, это предприятие режимное, полувоенное. Вот теперь я третий год как бы продолжаю службу здесь. Приказы руководства я привык исполнять. Вот и тяну воз за троих, а вот мозгов - только в единственном экземпляре. Так что, если я кое-что недопонимаю, Вы уж простите.
 
   «Ладно, говорю, -  Александр Владимирович, не боись, вместе разберёмся. Я, правда, не очень верю, что ваши Главные просто испугались меня - старого опытного энергоаудитора. Тут, видимо, в вашем энергохозяйстве где-то «собака зарыта». Будем вдвоём искать и откапывать.

   Сам Буртов вызывал у меня симпатию. Он был доброжелателен, старательно пытался разобраться в энерготехнических вопросах и ответственно «тянул свой и два чужих воза».

   «Должен также сообщить Вам, продолжил он, - что за день до ухода Главный инженер и Главный энергетик подписали акт ввода в работу Автоматического узла учёта теплоэнергии, который месяцем раньше  смонтировали в ИТП. Я пока ещё не успел сходить посмотреть, что это за устройство».  Я его успокоил: «Не спешите, Александр Владимирович, когда осенью получим первые счета от теплосети по показаниям этого узла, тогда и станем разбираться».


3.Энергоаудит поэтапно.

   Я получил от Буртова таблицу с показателями энерго-ресурсо-потребления за пять лет и динамику основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. По этим показателем я начал проводить экономико-энергетический анализ и писать экономико-энергетическую часть отчёта. Я работал размеренно, обстоятельно, необходимо было, что бы все главы энергоаудита стыковались и что бы все предложения наших энерго-аудиторов были технически и экономически обоснованы. Благо меня никто не подгонял. Руководство знало мой лозунг: лучше медленно, но качественно, чем быстро, но плохо. К этому времени я уже провёл энергоаудиты на десяти московских предприятиях. Мои отчёты никто не критиковал и не опротестовывал: ни предприятия, ни СРО.

   Следующим этапом я провёл обследование электротехнической части, сделал контрольный обход и осмотр КТП, РУ и т.п. Собрал подготовленные  материалы моих коллег и дооформил отчёт по этой главе. В электро-хозяйстве на этом заводе в основном всё было в порядке. Готовую главу по электрочасти я отослал на электронную почту Буртову А.В. для ознакомления и замечаний. Мы вообще-то везде готовые главы отчёта отсылали главному энергетику для ознакомления и присылки замечаний – так быстрее и результативнее оформлялся и подписывался весь отчёт.

   Потом я взялся за водоснабжение и водоотведение. Проанализировал данные за последние пять лет. За эти годы расход воды по предприятию рос быстро и  непрерывно, хотя численность своего персонала ежегодно снижалась. В последний год расход холодной воды уже в семь раз превышал расчётно-нормативный расход для их фактической численности персонала, работающего на территории завода. Я стал анализировать состав водо-пользователей.
 
   У них было несколько крупных арендаторов: фирма по изготовлению металлопрофилей, фирма художественной ковки и чеканки, фирма по изготовлению автомобильных фильтров, фирма по тюнингованию автомобилей. А в противоположном  углу территории с выходом на соседнюю улицу функционировала крупная станция автотехобслуживания.

    Я посещал завод в среднем раз в две недели, как правило, в четверг. Время приезда, тему и запрашиваемые документы я заранее согласовывал с Буртовым. В очередной приезд я сначала сам обошёл завод с другой стороны и внимательно осмотрел станцию автотехобслуживания. Эта станция находилась как бы на «задах» завода и выходила на параллельную улицу. Здесь раньше видимо был гараж завода. Сейчас эта станция представляла собой огороженный участок 100 на 100 метров, на нем стояло новое  двухэтажное здание из сборных металлоконструкций, на втором этаже находилась офисная часть, а на первом этаже шесть постов мойки, шесть постов ремонтных, пара шиномонтажных мастерских и магазин авто-запчастей. Жизнь тут кипела вовсю. Я посмотрел расписание работы: мойка и ремонт работают круглосуточно. Теперь ясно, почему у завода такой большой расход воды.
 
   Затем я прошёл на сам завод и пригласил Буртова на экскурсию в сторону станции автотехобслуживания. Вот, говорю, ваши основные «пожиратели»  холодной и горячей воды. Надо срочно за их счёт ставить счётчики и заставлять их платить по фактическому расходу. Понял, говорит Буртов, доложу директору. А Вы нам в отчёте это предложение напишите? Да, конечно.
 
   Далее изучаем договор с «Мосводостоком».  Как и на других московских предприятиях здесь наблюдался двойной обсчёт по водостокам и по ХВС. Это выяснялось легко по сопоставлению счетов от «Мосводоканала» и от «Мосводостока». «Мосводосток» берёт деньги за приём с территории предприятий атмосферных осадков и холодной воды, используемой для полива газонов и помывки дорог и тротуаров. Поскольку территория этого завода была весьма значительной, то размер двойных взысканий получался весьма существенный, порядка 380 тысяч рублей в месяц. Соответственно я в отчёте указал на необоснованное со стороны «Мосводоканала» взыскание с этого завода суммы за водоотведение поливо-помоечных стоков, которые уже были оприходованы «Мосводостоком» согласно их счетам. Это указание послужило основанием для юридической службы завода для предъявления претензии «Мосводоканалу» на возврат излишне взысканных денег.
 

4.Вот где «собака была зарыта»!

   К декабрю месяцу я приступил к обследованию теплотехнической части. Я  сначала просмотрел документы, которые составили наши инженеры. Затем вместе с Буртовым обошёл все отдельные корпуса и здания, осмотрел наличие и состояние систем отопления в этих корпусах. Везде отопление работало нормально, замечаний от персонала не поступало. Наши инженеры из лаборатории тем временем сняли термограммы по всем зданиям предприятия. После этого я приступил к анализу показателей тепло-потребления за последние пять лет. Я обратил внимание, что объём тепло-потребления и расходы на отопление четыре предыдущих года были на одном уровне, а с осени этого года они стали расти. Затраты на отопление последние три месяца возрастали ежемесячно в два раза. Создавалось впечатление, что на заводе подключают новые цеха к системе отопления.
 
  Я запросил объяснения от Буртова, он сам ничего не понимал. Осмотрели с ним недавно смонтированный узел автоматического учёта тепло-снабжения: нет ли там в линии подпитки внутренней теплосети какого-нибудь ответвления – ничего не нашли. Может, не исправен вычислительный блок? Вызвали представителя теплосети. Вместе осмотрели узел учёта, он проверил вычислительный блок  – всё работает нормально. Спрашиваю его, если вычислительный блок работает нормально, то почему счета растут каждый месяц. Тот нехотя промычал:  «Раньше от завода оплаты шли по договорённости наличными деньгами на оговорённую сумму, а как подписали акт ввода в работу узла учёта, то с этой осени расход пишут по показаниям счётчиков в ИТП, а оплата идёт через банк. Просто они ежемесячно делали плавную корректировку показаний счётчика, что бы вы сразу крик не подняли». Ну, теперь всё понятно. Представителя теплосети мы отпустили.
 
   Мы с Буртовым посмотрели друг на друга. Я говорю ему: «Теперь мне ясно, где у вас была «собака зарыта» и из-за чего так резко ушли ваши Главные. Как нам сейчас чистосердечно объяснил молодой инженер из теплосети,  раньше по договорённости известных нам товарищей расчёт за тепло-снабжение вёлся наличными и составлял примерно 20% от нынешних объёмов. Долгое время это всех устраивало. Надеюсь, тебе понятно, почему устраивало. А с началом энергоаудита они испугались и срочно ввели в работу Узел учёта в ИТП, сами срочно дали ходу и оставили расхлёбывать всё это тебе. Ну, и что мы теперь будем писать, господин Буртов? Вы ведь у нас теперь один в трёх лицах». Буртов  молча кивает головой, потом тихо говорит: «Станиславыч, но ведь это официально писать нельзя. Если снимут меня, я не боюсь – я получаю военную пенсию. А вот для Генерального - это явно бомба. Нельзя это писать. Тем более что он на заводе всего третий год. Они с технологом завершают программу реконструкции цеха композитного литья. Директор может и не в курсе этих хитростей с оплатой за тепло-снабжение». Ладно, говорю, подумаем. Для меня одно ясно, что ты в этом случае пострадаешь безвинно.
 
   Вернувшись в кабинет к Буртову и ещё раз посмотрев на графики тепло-потребления и оплат за него, я предложил Буртову версию: «После 1991 года в связи с падением производства часть цехов вашего предприятия была законсервирована, отопление в этих цехах поддерживалось на уровне примерно плюс 8 градусов. Теперь производство стало расти, часть цехов снова начала  работать и поэтому возросло потребление тепла на отопление и соответственно возросли расходы на теплоснабжение. А теперь давай подумаем, как снизить финансовую нагрузку на сам завод? У вас арендаторы, как правило, размещаются каждый в отдельном здании. Поставьте у каждого крупного арендатора узел учета теплоэнергии и пусть платят, сколько потребили. В противном случае берите с кубатуры здания и с процентами - мы вам отдельно обсчитаем. Ведь смотри, цех металлических профилей имеет высоту 10 метров, это бешеное теплопотребление. Мои предложения, Александр Владимирович, обсуди со своим Руководством. Эти предложения я впишу в отчёт как объяснение Руководства вашего предприятия. Вот и выясни: приемлемо для них это или они что-то своё предложат».

   Через пару дней Буртов мне сам позвонил: «Станиславыч, Шеф пришёл в восторг от версии по консервации цехов. Пишите это в отчёт».
 
   Я завершил обследование тепловой части энергохозяйства и сдал отчёт по энергоаудиту на согласование на завод. Согласовали быстро за три дня. Мы со своей стороны подписали отчёт и сдали его на Экспертизу в СРО. Через неделю получили экспертное заключение. Я отвёз на завод готовый отчёт, акт выполненных работ и счёт на оплату. Через неделю позвонил Буртов, говорит, оплату мы вам сегодня провели, приезжайте забрать акт выполненных работ и кое-что ещё.
 

 5.«Добить Наполеона».

    Я приехал. Он вручил мне подписанный акт выполненных работ и вынул из стола бутылку коньяка в фирменной упаковке. Вот, говорит, Генеральный мне передал, велел отблагодарить энергоаудитора за разумный и рациональный подход (за версию о консервации цехов). Это оказалась бутылка «Наполеона». Я говорю Буртову, что впервые держу в руках такую бутылку, он говорит: «Я тоже. Прошу принять это как благодарность от нашего предприятия». Знаешь, говорю, в советское время, когда я стал работать директором предприятия, нас учили, что если тебе вручают  закрытую бутылку, то это взятка, а если открыли и выпили по 50 грамм, то это всего лишь небольшое нарушение трудовой дисциплины. Поэтому открывай, попробуем. Точно, говорит, у нас в «Ростехе» такие же правила.

   Мы выпили по 50 грамм, он достал из стола яблоко, разрезал на две половинки и тут раздался телефонный звонок. Буртов прижал палец ко рту – шеф звонит. Буртов в трубку отвечает: «Принять отказался, говорит, это взятка, но согласился попробовать. Да, мы как раз попробовали по стопарику. Иду». Он быстро налил ещё по стопарику, мы глотнули, он откусил яблоко и запер меня в кабинете. Я сижу, смакую и нюхаю коньяк в стопке. Думаю, надо ещё по 50 грамм отведать и вызвать такси от греха подальше – не шататься же в метро полупьяному.

   Через пять минут приходит Буртов и говорит: «Шеф сказал, что время ещё рабочее и к тебе в кабинет может вломиться кто угодно, велел перейти в спецкабинет главного инженера и там спокойно «добить» там Наполеона». Буртов предложил мне забрать мои портфель и одежду, в неё спрятали коньяк. Мы перешли. Секретарь открыла нам дверь в кабинет главного инженера. Спецкабинет оказался комнатой сбоку кабинета. Тут уже на столе стояла ваза с яблоками и конфетами и две бутылки минералки. Буртов налил коньяк в рюмки, выпили за заботливого шефа. Буртов сказал, что шеф велел ему спокойно пользоваться содержимым холодильника. Открыли. Там оказался полный джентльменский набор с закусками. Затем Буртов предложил тост за энергоаудит, благодаря которому он теперь сам разбирается в заводском энергохозяйстве и у него теперь под руками «учебник заводского энергетика» – это наш отчёт по энергоаудиту.
 
   Через час мы с ним «Наполеона добили» и я засобирался на выход. Буртов вызвал за счёт предприятия такси и прямо из спецкабинета по отдельной лестнице вывел меня на первый этаж и там сразу на улицу. По ходу Буртов обратил мое внимание, что на лестницу есть выход и из директорского спецкабинета. На улице около крыльца уже стояло такси.
 
   Домой я прибыл в блаженном настроении. Хоть это предприятие и было проблемным, но все энергопроблемы мы выявили и благополучно разрешили. Это обследование закончилось удачно во всех отношениях. А за  Буртова я был искренне рад – правильный мужик.

Станислав Жемповский  10.12.2019.


 


Рецензии