Командировка по Уставу

Служба в армии непростая,бывает тяжелая и нудная своими распорядками, неожиданными подъемами, шагистикой по плацу,изобилующими нарядами вне очереди, если не сошелся характером с командиром.
В ноябре 1968 года я успешно окончил 6-месячную школу младших командиров пехоты г.Коврове. Ко мне и моим товарищам по выпуску приехали"Покупатели" из армейских подразделений страны.
 
Это были настоящие покупатели. Они долго присматривались к нам, как к табуну породистых жеребцов, смотрели в  наши картонные дела,как в проспекты ипподрома о рысаках. Военные покупатели долго обсуждали наш выпуск.

А чего было обсуждать, выглядели мы, если жеребцами,то только такими,которые могут рыть копытами окопы и кидать помет,то есть учебные гранаты,а худющие были не приведи Господь. Нередко выходили на плац в ветреную погоду,так держали друг друга за руки,чтобы не разлететься.
По виду трудно было из нас выбрать лучшего рысака. И вот наконец, и меня выбрали. Один из группы майоров ткнул на меня и двух моих друзей: Женю и Сашу, своим указательным пальцем. Выпрямив хилую грудь,я бодро доложил:"Младший сержант Бухман прибыл".
В ответ от майора сразу получил:"Прибывают поезда,а ты еще на вагонетку не тянешь."
"Да,-подумал я,-а ты тянешь,только на тыловую крысу" Так в армии называют интендантов.
В майоре я ошибся, пока мы вчетвером ехали к месту службы на поезде,он засыпал нас рассказами о поездах и станциях,о городах и людях большого государства СССР.
 Он был не интендантом,а начальником штаба,с кругозором  большого воинского начальника.
Прибыли(привык к этому слову)в г.Воронеж. Часть оказалась пехотной,вернее батальон,только пехота передвигалась на колесах,а вернее на грузовых поездах и охраняла в этих поездах-вагоны с военным грузом,только небольшое количество воинов постоянно оставались в части для ее жизнедеятельности.

-Ну теперь вы "ЧМО"-бросил встретивший нас на КПП дежурный.Я возмутился и хотел его тоже послать на три буквы,но дежурный успел взять меня за плечи выдохнуть:"Не обижайтесь-все здесь ЧМО и это не воровской жаргон.
Расшифровывается это как-Четыре молодых и одиноких(только четырех направляют в караул по сопровождению грузов)"

 Мы согласились,действительно мы были молоды и одиноки. Трудно было сначала привыкнуть к такому прозвищу, но оно оказалось широко распространенным во всех батальонах страны по сопровождению грузов,встречаясь на вокзалах страны мы узнавали своих коллег по карабину СКС , по приветствию и ответу "ЧМО".
Правда  мы позже   узнали и другую расшифровку  ЧМО-Четыре молодых оборванца. Оборванцами назвали, потому что несли службу в теплушке в подменной форме,а она часто пачкалась в пути, из-за этого вид воинов был , мягко говоря, цыганский.
 
Через два дня ,я и мои друзья : Женя и Саша были вызваны в щтаб батальона.
Знакомый нач.штаба по фамилии  Перфильев был в хорошем настроении и увидев нас загадочно произнес: "Ну что отдохнули, а теперь в путь дорогу-в Сибирь"

 Посмотрев на наши погрустневшие рожи, стал успокаивать: "Ладно Сибирь отменяю,в следующий раз, а пока в Подмосковье. А сейчас представляю вам старшего сержанта Кнетова. Он поедет с вами в первую учебную командировку-начальником караула."
Кнетов лихо козырнул и с усмешкой спросил майора: "Командировку проводить по Уставу или как обычно?"
-Только по Уставу, они будущие начальники караулов и должны знать все трудности  и успешно преодолевать  их-назидательно высказался нач.штаба.
-Есть,- опять с ухмылкой козырнул Кнетов.
Тогда нам было все равно какая будет командировка,но получилась большая  разница,как яблоко от семечки.
 Кнетов привел нас на склад к старшине.Там нас нагрузили по полной: четыре палатки матрасы,3 пары валенков ,один тулуп для часового,телогрейки,столовая утварь,банки с тушенкой. Все это было упаковано в в три рюкзака и одну большую скатку, за которой не было видно кто ее несет: верблюд или человек.
При наличии у каждого из нас еще карабина, желание куда-то ехать совсем пропало,не пропало оно только у Кнетова,который нес только один свой карабин.

Честь нести первому скатку выпала мне, такого груза я больше в жизни не таскал.
Как добрались на базу отдельная история. Получили теплушку и два вагона с военным грузом. Обустроили теплушку,разожгли дрова в буржуйке,только согрелись,а тут опять передо мной Кнетов.
-Ну а теперь пора тебе на службу выходить, одевайся и на пост-, приказал он.
Одетый по-зимнему в тулупе и валенках, держа карабин, я  вывалился из теплушки вслед за Кнетовым.
Мы подошли к вагону с грузом.

-Пока вагон стоит,-инструктировал старший сержант,ты находишься около него и никого не подпускаешь к вагонам,а как поедет,сразу прыгай на его тормозную площадку,и там стоишь пока поезд не остановится.Кнетов ушел.
А я стал рассуждать,насколько я смогу прыгнуть вверх на тормозную площадку, получалось не больше пяти сантиметров,это меня чрезвычайно расстроило.
Вдруг раздался скрип колес за моей спиной, вагон стал медленно отъезжать от меня вперед.С ужасом я понял,сейчас или никогда.Это придало мне уверенности,бросив карабин на тормозную площадку.подтянувшись за поручни,туда же рывком бросил свое тулупное тело.
 Летели переезды,белокурые деревья слились в одну белую пушистую стену с редкими прогалинами из ниток тропинок и рядов деревенских домов.Грузовой состав стремительно нес меня сквозь стужу и поднявшуюся метель.
Я стал замерзать и одновременно понимать-если не отбивать чечетку на тормозухе сейчас,то может вообще никогда не смогу танцевать или даже жениться.Чечетка длилась больше трех часов,поезд остановился.
   Я еле сполз  с площадки,навстречу мне бежал Кнетов с Женей и Сашей.По лицу старшего сержанта  было видно,что живым он меня не ожидал увидеть.
Подхватив меня под руки,Кнетов от радости,толкал меня до теплушки не хуже паровоза.
 Уже в теплушке, в ходе распития горячего чая, приготовленного Кнетовым, он растрогавшись,по секрету, поведал нам,что согласно устава караульной службы по сопровождению военных грузов,мы должны во время движения поезда,находиться на тормозной площадке и обеспечивать охрану груза  только СНАРУЖИ.
Это действительно  возможно весной,летом и осенью.Зимой,обычно, при трогании поезда часовой садится в теплушку,ведь на ветру мороз достигает от -30 до -40 градусов.Из теплушки выходит часовой только, когда поезд останавливается.
 Так всегда происходило при Обычных командировках,а для вас майор заказал командировку по Уставу.
 -Дальше у вас будет обычная командировка,улыбаясь нам сказал Кнетов.

 Повезло  моим  друзьям Жене и Саше,но они никогда не поймут,как можно жить и умирать по Уставу. Мне это совсем  не грозит.


Рецензии
Даа, "повезло" сержантику. Что тут поделаешь:"тяготы и лишения" службы.
Вас приглашаю прочитать "Счастье рядового Хабибуллина"

Ильхам Ягудин   09.03.2020 09:45     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.Ваше произведение читал,много сходного в жизни наших героев в солдатской шинели,различие только в годах службы,мои застали два года,а ваши всего один год.Творческих успехов.
До встречи на полях.

Виктор Бухман   09.03.2020 16:29   Заявить о нарушении
В 70-е и в 80_е срочная служба продолжалась 2 года.:)

Ильхам Ягудин   09.03.2020 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.