Кулинарные путешествия

Сразу спешу заявить, что к еде я отношусь без фанатизма, и поэтому в ее потреблении и готовке понимаю довольно мало. Куда меньше, чем многие. Но так вышло, что, прожив много лет в России, я переехала в Израиль, а через десять лет рванула оттуда в Канаду. И хотя я отношусь к еде без фанатизма, такой гастрономический зигзаг открыл глаза даже мне.
Северная и южная кухня отличаются очень сильно. Южная кухня быстрее и вкуснее, а вот к северной надо иметь привычку. Израильтяне, например, очень страдают, когда судьба заносит их в Англию, пусть даже ненадолго, ибо английскую еду они воспринимают в штыки. Им не хватает овощей, им слишком жирно, они ничего не понимают в картофельном пюре.
Когда мы с мужем приехали в Израиль, мы с большим энтузиазмом пробовали всю эту новую для нас еду без разбора. И нам чаще нравилось, чем наоборот. Кажется, из всего израильского ассортимента мы не смогли есть только гефилте-фиш. Надо сказать, что нам повезло, и мы оказались представителями той половины человечества, которая любит и тхину, и хумус - центральные ингредиенты ближневосточной кухни. Поэтому мы быстро разобрались в сортах и вариациях хумуса, научились замешивать тхину, печь из нее печенье, и ели вот это все с большим удовольствием. А уж изобилие овощей и фруктов ошеломило совершенно. Надо сказать, мы вовремя сообразили, что переварить живую растительную еду наша северная пищеварительная система способна только в ограниченных количествах, и что жрать салат, виноград, и даже финики в таких объемах, как израильтяне, нам крайней неполезно. Но в умеренных количествах очень даже можно и здорово - клубника, бананы, апельсины, лимоны, мандарины, оливки, знаменитые израильские мини-помидоры - красные, желтые и самые вкусные оранжевые, перец, сладкий и не очень, мушмула. А арбузы, а дыни… А все эти их травы - базилик, затар… С козьим сыром и питой. С тхиной и лимонным соком. В макароны, в курицу, в сэндвич.
Проблемы было две. Во-первых, мы совсем перестали есть сыр (кроме козьего) и сливочное масло. А во-вторых, летом совершенно невозможно включать плиту, и нам пришлось изобретать, что можно приготовить за десять - максимум пятнадцать минут. В результате мы в основном сидели на диете из овощей и жареной куриной грудки (тонко нарезанной - так быстрее жарится). Зато теперь я знаю два главных кулинарных секрета, с которыми что угодно можно приготовить вкусно. Приоткрою. Первое - соль должна быть крупной, и ее должно быть много. Второе - крупно молотый черный перец. Не горошком и ни в коем случае не порошком. Именно крупно молотый.
Когда мы приехали в Канаду, это было как попасть на другой континент и вернуться домой одновременно. Знакомый привычный климат, понятная погода, понятные привычки и манеры людей. Знакомая еда. От которой мы с такой радостью и так быстро отвыкли в Израиле. Знакомая - да не знакомая.
Поначалу было совершенно непонятно, что тут едят. На одних пельменях и бургерах долго не протянешь, рацион надо разнообразить. А фрукты и овощи в этих Америках есть совершенно невозможно, особенно после Израиля. Ближе к зиме остро встал вопрос - где брать витамины, ребята? И тут мы вспомнили вот это все, достали с далеких полок памяти русские привычки. Маринованные огурцы. Варенье. Мед и лимон. Овощные рагу. Грибы. Вспомнили про жареную картошку - с луком - в Израиле не часто приходило в голову ее готовить. Цветная капуста теперь наш главный и любимый овощ - ее, похоже, и генной модификацией не испортишь. Из фруктов есть можно только яблоки, и то надо знать, где покупать.
Но самое неприятное - совершенно неожиданно оказалось, что и хлеб, и выпечка после Израиля кажутся чудовищно невкусными. Мы было сильно расстроились - ну а кто бы не расстроился? Но нашли утешение в черном (ржаном) хлебе и пирожных с кремом. Ржаного хлеба в Израиле нет как класса. Просто не существует. Только, может быть, в русских магазинах, да и то не всегда, и несвежий. И пирожных с кремом в Израиле днем с огнем не найдешь, а если вдруг вы на такое наткнетесь, то не ешьте, не испытывайте судьбу. Вкусно это не будет. В Израиле обалденные круасаны, рогалики, булочки с корицей, пончики с вареньем, упомянутое уже печенье из тхины. Выпечка в Израиле не выглядит вкусно, но ведь и не глазами ее надо есть. Здесь, в Канаде, мы вспомнили, что выпечку выбирать надо именно глазами. Крем, мусс, шоколадный сироп, и чем больше, тем лучше, ибо тесто тут не удивит и не порадует.
И отдельна сага - хлеб. Я до сих пор не понимаю, по какой такой причине хала в Канаде не имеет ничегошеньки общего с халой в Израиле. Почему хлеб здесь плотный и немножко резиновый, я не знаю. Мода на цельно-зерновой хлеб в разных вариациях мне так же непостижима. На вкус грубее, и переваривается с трудом. Ржаной хлеб оказался решением только и исключительно потому, что он и не претендует на легкость. Честный суровый челябинский черный хлебушек. Попадается он, правда, редко, места надо знать. И называется - либо “финский”, либо “литовский”.
Мы вспомнили про бутерброды со сливочным маслом или паштетом, про не-козий сыр, снова стали печь блины. С замиранием сердца от этого противоречивого чувства, которое возникает, когда возвращаешься к тому, о чем не скучал. И оно одновременно и греет, и пугает своей знакомостью. Добрая старая манная каша!
Но нет, манной каши тут, во-первых, все-таки нет, а во-вторых, грех в Ванкувере жаловаться на еду. С местным обилием морепродуктов, в городе с потрясающим разнообразием и качеством суши (не в смысле “тверди”, а в смысле японской еды). Все-таки главное, чему научили меня мои путешествия - это что в новом месте нужно смотреть, что носят и что едят местные жители, и делать как они. Даже если это нелепо. Даже если это непонятно. Даже если это неприлично (ну, насколько можете себе позволить). На все есть причина, а одежда и еда на много много процентов определяются особенностями географии и климата.


Рецензии