Старые пластинки
Как весенний вальс, как осенний сон.......
из песни
Думаю, эти слова заставят встрепенуться не одно человеческое сердце.
За ними целый мир, гамма переживаний и чувств.
Старые пластинки....
Они, пока живо старое поколение, не уйдут из жизни.
Хотя, пылятся где-то в кладовках на чердаках, о них помнят. Мелодии, записанные на пластинках, живут в сердце,останутся с тобою навсегда.
Старые пластинки...
Для многих из нас =это не просто старые диски, носители музыкальной информации-это сама жизнь,то , чем мы жили в такой далекой, но прекрасной юности.
Почти всю дошедшую до нас музыку девятнадцатого и двадцатого веков донесли пластинки( не считая нотной записи), конечно)
Сколько помню себя, у нас дома всегда были музыкальные инструменты: баян позже появился клавесин из отцовского дома(он сейчас стоит в Козельском краеведческом музее), пианино. На баяне играл отец, аккомпанируя небольшому, но дружному учительскому хору Каменской семилетней, позднее восьмилетней школы ( Кардымовский район, Смоленская область) которой он в то время руководил.
На пианино он музицировал дома . Мать не была учительницей но в хоре пела, исполняла и сольные номера. Особенно ей удавались романсы. Помню аплодисменты, которыми награждали ее зрители после исполнения песен " Цветочница Анюта"," Меж высоких хлебов" На тот большак, на перекресток".
Отец, бывшщий хорист ансаммбля песни и пляски западно-сибирского военного округа, тоже пел соло. " Гори гори, моя звезда", "Однозвучно гремит колокольчик", "Степь. да степь кругом", украинские народные песни- благодарно всегда воспринимались слушателями.
Сам же хор исполнял патриотические, лирические песни: "Хотят ли русские войны", Бухенвальдский набат", "Широка страна моя родная", военные песни , песни о партии, о Родине.
И, конечно, почетное место в доме занимал старенький патефон, купленный в Новосибирске еще в сороковые годы.
Первые пластинки, услышанные мной - это песни, исполняемые Лидией Руслановой, Клавдией Шульженко, Бунчиковым, Нечаевым.
Старинные русские вальсы " Амурские волны", "Дунайские волны", На сопках Маньчжурии"," Осенний сон" в исполнении трио баянистов мы могли слушать часами.
Сначала пластинок у нас было немного.
Стоили они дороговато, при неосторожном обращении , падении на пол разбивались или трескались.Острые патефонные иглы нередко царапали пластинку, отчего звук в месте повреждения искажался, раздавался треск, шипение, музыкальная фраза возвращалась назад и повторялась бесконечно, пока не переставишь мембрану. Отсюда, кстати и пошло выражение " эффект испорченной пластинки", повторяешь одно и то же.
Патефон занимал в доме такое же почетное место, которое сегодня, наверное, занимает компьютер. Да что компьютер! Компьютер с собой не унесешь, не ноутбук же. А вот патефон( кто сегодня вспоминает про фирму Пате?) при желание можно было взять с собой в лес, на речку что иногда и делали родители с друзьями.Сколько прекрасных песен было переслушано, как прекрасно танцевали под старенький патефон. Бери только побольше патефонных иголок - и пой и танцуй, хоть всю ночь. Если иголок не хватало умело затачивали старые. Правда, делать это не рекомендовалось-пластинки быстро выходили из строя. Лучше , конечно, покупные комплекты иголок. Дома также бережно хранились пластинки с классической музыкой. Хорошо помню арию Ленского в исполнении Сергея Лемешева, " Неаполитанскую песенку"," Танец маленьких лебедей" П.И. Чайковского марш Гуно из оперы "Фауст"
В начале шестидесятых годов появились так называемые долгоиграющие пластинки.Проигрывались они не на 78 оборотов, а на 45, или даже 33 оборота в минуту . Патефон для этих пластинок уже не подходил. Нужно было покупать электропроигрыватель, электрофон, а лучше всего- радиолу , как сейчас говорят проигрыватель и радио в одном флаконе.
Эти новые пластинки уже меньше шипели, меньше портились, не ломались при падении , звук был значительно чище, они лучше воспроизводили звучание музыкальных инструментов, голоса исполнителей.
Но называться они продолжали по старому- граммофонные пластинки.
Сейчас граммофон можно увидеть только в музее. Многие запомнили его по фильму " Белое солнце пустыни", где одна из жен гарема Абдуллы в звуковой раструб граммофонной трубы вливает ведро воды , заглушая песню в исполнении Ф.И. Шаляпина.
А мне граммофон запомнился в квартире, которую мы снимали с женой сразу же после окончания педагогического ВУЗа. Граммофон не работал, был тяжел и громоздок. Запомнилась его величавая труба.Чего-то там не хватало, но как музейный экспонат он бы сегодня смотрелся неплохо.
Пластинки широко продавались в магазинах.
Там им отводилось почетное, видное место. Под стеклом на прилавке лежал список их названий . Конверты пластинок сначала блеклые со временем стали твердыми, цветными, с фотографиями исполнителей, оркестрантов. Это тоже привлекало.
У каждого из нас были свои музыкальные пристрастия, и мы, молодежь 50-60-х годов , выбирая пластинку, старались приобрести что-нибудь современное, модное.В Каменке танцевали в основном под гармошку, в лучшем случае, под баян.Танцевали вальс, русскую, краковяк падеспань, тустеп( помните- в ту степь Яшки-артиллериста), цыганочку, реже- танго, фокстрот.Русскую танцевали и парни и девчата. Сейчас этого танца почти не знают. Дым Отечества расстаял и стал нам горек.
В Ярцеве- ныне районный город Смоленской области , где я обучался в 9-10 классах в нашей второй средней школе старшеклассники танцевали под радиолу. медленный фокстрот или , как его называли-фокс, танго, блюз, вальс, но больше всего чарльстон. Этот танец нравился нам. Его танцевали наши киногерои и мы им подражали.Пластинки были соответствующие.Иностранных, или как сейчас говорят заграничных, у нас не было.Да и пластинки выпускались тогда в основном подмосковной апрелевской фабрикой. Реже встречались ленинградские пластинки, еще реже- рижские и совсем редко-пластинки студии" Балкантон", болгарские.
Помню, первым вопросом, с которым ко мне, окончившему восемь классов в глухой деревеньке Каменка, обратились новые друзья в Ярцевской щколе, был: А у тебя "Маручелла", или "Марина" есть?
Слово " Маручелла" мне ничего не говорило, но знакомая девочка-одноклассница по имени Марина у меня была, поэтому я ответил утвердительно.
- Приноси ее завтра в школу на вечер,-предложил товарищ
Его просьба немало удивила меня. Как это принести, разве она сама не дойдет?
Этого парня звали Геннадий. А фамилия его была Тян. Тян был кореец. Мать была русской, работала на швейной фабрике. Отец, как он всем говорил, погиб в Корее во время войны в 50-е годы.
В классе Гена пользовался огромным уважением. Никого и никогда не смущало его нерусское происхождение, хотя слово " толерантность" мы и слыхом не слыхивали. Он дружил с самой красивой девчонкой в классе.- Ниной. Был отличником, хорошим спортсменом На уроки физкультуры он приходил в прекрасном спортивном костюме в китайских кедах" Три мяча". Дома у него была современная радиола. На танцы Гена приходил в красных носках- была такая мода, остроносые туфли, зауженные брюки. Как я позже узнал- жили они бедновато, мать Гены где-то подрабатывала.
Ну,а " Марина " оказалась названием бешено популярной песенки, которую исполнял не менее популярный тогда Клаудио Вилла. Под нее прекрасно танцевался фокстрот.
Мои ровесники, наверное, вспомнят и другие , не менее популярные тогда прекрасные шлягеры.
Один из них назывался " Маленький цветок" Партия кларнета этого танго буквально завораживала нас..
Сколько прекрасных, лучистых взоров, ловили мы, танцуя этот прекрасный танец.
Уважением пользовался у нас и юный итальянский певец Робертино Лоретти. Помните его- "Яма-а-ай- ка-а"
А Чарльстон. Многие и сейчас помнят и при хорошем настроении напевают: Бабущка, отложи ты вязанье, заведи старый свой граммофон, и мое ты исполни желанье. Научи танцевать чарльстон."Не уметь танцевать чардьстон- тогда было все равно, что что сегодня не уметь пользоваться мобильником, сотовым телефоном.Во всех иностранных фильмах главные герои обязательно танцевали чарльстон.Танцевали его по-разному.
Традиционный способ- с поднятием ноги и отбрасыванием стопы в сторону. Другой-внеклассический, но очень модный способ мы подсмотрели в иностранных фильмах:ступня совершает полувращательное движение , не отрываясь от пола,
Филььы эти были, как правило, из стран народной демократии : польские, немецкие. Когда-то были очень популярны чехословацкие: Гордец Лойза", Неуловимый Джо"
А какой восторг вызвал прекрасный советский фильм" Человек-амфибия". Блистательные Анастасия Вертинская в роли Гуттиэре и Владимир Коренев в роли Ихтиандра очаровали всю страну.
На всех танцплощадках, на всех школьных вечерах звучало тогда: "Нам бы, нам бы ,нам бы, всем на дно.
Там бы, там, там бы, пить вино......
Когда песня доходила до припева, танцующие мальчишки и девчонки не могли удержаться и громко распевали, влюбленно глядя друг на друга: "Эй, моряк! Ты слишком долго плавал. Я тебя успела разлюбить. Мне теперь морской по нраву дьявол, и его хочу любить".Кто смотрел этот фильм, вспомнит, что эту песню распевала в ночном ресторане девица в черных перчатках. Действие происходит за границей, где-то в Южной Америке. ( Поэтому под видом " разоблачения" заграницы, сценаристы не стеснялись.)
Песня из фильма на замечательную музыку Андрея Петрова звучала везде, но на пластинку ее долгое время не записывали. ( чтобы избежать " тлетворного" влияния запада).
Чтобы запомнить слова и мелодию, мы по много раз смотрели этот фильм (и не только поэтому).
А на базарах продавались самодельные пластинки на гибких рентгеновских пленках, где записывались популярнейшие мелодии. Поделка была невысокого качества, отчаянно шипела, потрескивала, но расхватывалась за большие деньги мгновенно. Пластинки, изготовленные подобным , кустарным способом, носили общее название " на ребрах", так как нередко на рентгеновской пленке были запечатлены чьи-то ребра и черепа.
Кстати, со сцены записи мелодии на рентгеновский снимок и начинается популярный сегодня фильм Валерия Тодоровского " Стиляги".
Были ли мы стилягами, тогдашние 9-10-классники?
Наверное, в чем-то, да. Как и они , мы мы носили клетчатые пиджаки, красные носки, остроносые туфли, зауженные брюки-дудочкой, танцевали чарльстон и буги-вуги, любили слушать Армстронга,Дюка Эрлингтона, Эдди Рознера. Прическу носили также соответствующую. Да и собираться любили на своей, особой улице, типа московского Арбата-Бродвея.
Взрослые на все это смотрели снисходительно и из комсомола нас никто, в отличие от героев фильма " Стиляги" не исключал. В ходу тогда у нас были прозвища-клички:Боб, Фред, Джон. Себя мы называли чуваками и чувихами. Может, кто-то вспомнит:" Чуваки не унывают, рок на палубе кидают, Зиганшин рок, Поплавский буги, Федотов скушал свои брюки"
Зиганшин, Поплавский, Федотов- моряки со шхуны на которой они находились в открытом море 49 дней.
Не знаю почему, но в моде было еще одно обращение- кличка- маралы. Звучало как сейчас говорят. даже классно; Привет, маралы!
Оскорбительного в этом обращении мы ничего не видели.Марал- вид благородного оленя. Да и называли мы себя так совсем недолго.
Особенно после того, как осознали, что стиляг в Америке не существует. Их там просто нет.И мы со своим "- попугайским" видом , со своими цветными рубашками постепенного рассталась.
Кстати, и в фильме" Стиляги" по этому факту имеется впечатляющая сцена.
В продаже тогда было много классики, популярных песен русских и советских композиторов, музыки из кинофильмов.
Но спрос на эстрадную музыку опережал предложение. Примерно в конце 60-х годов Апрелевская студия звукозаписи стала выпускать достаточное количество долгоиграющих дисков-гигантов. Одна из серий этих пластинок называлась " Вокруг света".
Там было много иностранных, эстрадных мелодий,джазовых композиций, так что при желании можно было найти свою любимую мелодию.
Жаль только , что на одну-две хороших вещей приходилось не менее десятка ненужных, не пользующихся спросом.Кстати, этот прием широко использовался и при продаже продуктов " в нагрузку": к нужному товару давали то, что не хотел покупать.( Это было в конце периода усиленного разрушения нашей страны-Победителя фашизма.
А вот разрушали ли его мы, называя себя Фред, Джон, надевая узкие брючки- это , как говорят, вряд ли.
И появление, вернее, явление " стиляг" в те времена- обычный всплеск молодости, "буйства глаз и поволоки чувств".
А на пластинках широко были представлены ВИА( вокально-инструментальные ансамбли, джазом их называть стеснялись), эстрадные артисты нашей страны , зарубежные исполнители.
Еще раз повторю: увлечение эстрадной, в том числе западной музыкой, - явление в общем-то закономерное, и объясняется оно прежде всего не преклонением перед культурой Запада, как это пытались трактовать, а возрастными особенностями развития человеческой личности. Молодости свойственна сила, энергия, стремление быть экстравагантным , не быть " как все".
Соответствено, и музыка нравится ритмичная, свинговая.
Когда-то джаз объявили музыкой толстых. Это было, мягко говоря, неправдой. Джаз музыка энергичных и худых. Несподручно толстячку отплясывать рок- н- ролл или буги-вуги.
Сегодня нам, людям, достигших пенсионного возраста, с высоты прожитых лет , кажутся наивными упреки в адрес эстрадной, так называемой " легкой" музыки.
Мелодии из " Серенады Солнечной долины"( был такой американский музыкальный фильм),джаз Утесова Мелодии Дунаевского стали классикой джаза.
Да и " легкая" музыка стала совсем другой Не желая наступать на старые грабли, не будем ее критиковать.
Она просто другая. В ней много ритма ,мало мелодии, в словах много повторяющихся фраз, и мало смыслового содержания, она больше возбуждает, зомбирует, отключает сознание и меньше воздействует на чувства , воздействие ее , скорее, носит не чувственный, а больше биологический характер.
..... А старые пластинки стремительно уходят из жизни. Вместе с ними могут уйти голоса, музыка прошедших десятилетий.
Эту музыку, эти голоса по прошествии времени станут искать в хранилищах, запасниках музеев, в интернете, у частных лиц, у тех, кто сохранит для потомства забытые старые песни, старые ритмы, все то, что составляло основу , фундамент музыкальной культуры, на которую и сегодня опирается настоящее искусство.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №219121100459
С уважением к вам.
Юрий Симоненков 27.11.2021 09:39 Заявить о нарушении