Эффект от ручного управления Путина

Недавно  прочитал заметку, после которой захотелось написать свои мысли. Вот она. 
«Работа президента — это как доменная печь, которую невозможно потушить, такой безостановочный цикл» - Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России.

 «Я неоднократно уже рассказывал, что если брать с человеческой точки зрения, то у Владимира Путина просто технологически не бывает выходных — даже если он какую-то часть дня может посвятить отдыху, то все равно большую часть времени суток в человеческом понимании находится на работе», — добавил он.

В сентябре пресс-секретарь объяснял, что президент не может позволить себе полноценный отдых, даже на выходные, поскольку ему постоянно поступают ведомственные доклады и документы на подпись, появляются вопросы, требующие срочного решения.

Вот как трудится на благо своего отечества наш президент. Но почему-то народ не живет лучше и лучше, как все этого хотят. Разве что олигархи все время отдыхают, да и чиновники не перерабатывают, а живут несравненно лучше и нас, грешных, и нашего президента-трудоголика.

Говорят, нет пророка в своем отечестве.  В нашей стране немало критикуют нашего президента Путина, а вот в той же Германии или Казахстане жалеют, что такого лидера страны нет у них. Мне это мои земляки, живущие в этих странах, не раз  писали.  Так какой же управленец Путин – хороший или плохой?  Попробую разобраться.

Как известно, лихие 90-е годы оказали очень негативное влияние на страну. Мало того, что резко сократилось производство, разрушены хозяйственные связи, произошло резкое имущественное разделение населения, но самым страшным стало то, что все рычаги реальной власти, за небольшим исключением,  оказались в руках  людей с отнюдь не чистыми руками.  Людей, которые не имели никакого предшествующего опыта руководящей работы, а знали лишь, как что-то урвать в свой карман.  И количество таких людей стало просто огромным, они заняли большинство мест в правительстве, в региональных и муниципальных органах власти, среди депутатов всех уровней, и пустили корни.  Причем  корни очень глубокие, которых очень трудно вырвать. 

Что же произошло в постсоветское время?  Борис Ельцин сам не руководил,  поэтому отдал все на откуп правительству младо-реформаторов и руководителям регионов. Первых губернаторов он сам назначал по согласованию с депутатским корпусом,  а вот следующие выбирались всем населением региона, который стали называть электоратом.  Причем губернаторы вместе с руководителями региональных законодательных собраний  являлись членами Совета Федерации, на которых распространялся принцип неприкосновенности.  Снять провинившегося или заворовавшегося  губернатора было практически невозможно.  Они стали чувствовать себя в регионе одновременно и богом, и царем.  А так как Ельцин дал им столько суверенитета, сколько они хотели, пошли разговоры о создании национальных, суверенных Татарстана, Башкирии, Уральской республики, Дальневосточной.  В нашем Хабаровском крае стали говорить о создании Нанайской республики вместо Нанайского района.  Парад суверенитетов начался. И Чеченская войны стала итогом такого положения в России. Страна стояла на пороге развала на маленькие страны со своими местными президентами, большинство из которых были партийными лидерами в советское время. 

Во времена правления Ельцина был странный подбор руководящих кадров.  Я уже писал, что большинство вице-премьеров не имели никакого опыта хозяйственной деятельности, пришли или из бизнеса, или из университетов, где преподавали.  Борис Немцов,  бывший губернатор  Нижегородской области, был успешным руководителем только в СМИ, на самом деле не руководил областью, а лишь пиарился.  Про Чубайса не писал только ленивый, а ведь и он был первым вице-премьером в стране, которая скатывалась в пропасть.  Или «Киндер-сюрприз» Кириенко, допустивший дефолт 1998 года, Степашин, ставший премьером неизвестно откуда. Разве что Примаков, которого поставили возглавлять правительство национального единства, знал многое в управлении государством, хотя никогда не был хозяйственным руководителем.

Путин, придя к власти в России, остановил этот процесс развала страны, но сразу победить местные элиты был не в состоянии.  Пришлось идти на изменение Конституции, внося поправки в избирательную систему. Вначале губернаторов отлучили от Совета Федерации, после событий в Беслане ввели принцип назначения губернаторов президентов с утверждением их местными Законодательными собраниями.  Но если ранее хорошо себя зарекомендовавший первый секретарь крайкома или обкома партии мог рассчитывать на перевод в Москву, нынешний губернаторских корпус должен был оставаться до тех пор, пока его не переизберут на новый срок, как плохо себя зарекомендовавшего, или не заведут уголовное дело за превышение должностях полномочий или коррупцию. Или не погибнет в ДТП, как губернатор Алтайского края Евдокимов.

А ведь в стране есть несколько губернаторов, которые себя зарекомендовали как грамотные управленцы. Например, губернатор Белгородской области Савченко. Область устойчиво развивается, а ведь она не богата природными ресурсами. На одном из заседаний Госсовета он выступил с очень обоснованными предложениями, как улучшить управление народным хозяйством на примере своей области. Председательствующий Путин вообще никак не отреагировал, ни в положительном, ни в отрицательном ракурсе. Как будто человек и не выступал.  Так для чего собирал губернаторов и давал им время для выступления. Не понятно…

За всю историю постсоветского периода из руководителей регионов попали в министерские кресла считанные  губернаторы.  Трутнев из Пермского края, успешный бизнесмен, пересевший в кресло вначале мэра Перми, а потом губернатора. Побыв министром природных ресурсов, стал полпредом на Дальнем Востоке. Злые языки говорят, что перенос столицы Дальневосточного Федерального округа  из Хабаровска во Владивосток произошел в немалой степени по тому, что у Трутнева есть бизнес в Приморском крае.  Губернатор Хабаровского края Ишаев тоже побывал в кресле министра и полпреда, но по неизвестным причинам после наводнения на Амуре в 2013 году был снят, а теперь по мелочному делу его привлекли к уголовной ответственности.  Губернатор Красноярского края Хлопонин стал министром, и в этой должности пребывает. А вот губернатор Краснодарского края Ткачев побыл немного министром сельского хозяйства, и его сплавили на другую должность. Одно дело руководить краем, где у него все схвачено, и даже в станице Кущевской никто не вякал, пока дело не вышло на всероссийский уровень, и совсем другое руководить отраслью, где  проблема на проблеме сидит и проблемой погоняет.

Пока самые успешные представители в Москве из Тюменской области. Один, Собянин, уже много лет мэр столицы, Якушев стал министром не так давно, но на съезде «Единой России» сидел в первом ряду, видимо, не зря.

И это все выходцы из регионов, сделавшие карьеру в столице. В окружении Путина его товарищи по дачному кооперативу, или те, с кем он был связан по работе в мэрии Санкт-Петербурга, или выходцы из университета, где учился Путин.  Какой премьер-министр из Медведева, у которого верх карьеры в советское время была должность доцента в университете? И потом он всюду следовал за Путиным, сидя в чиновничьих креслах.  Или тот же глава «Роснефти» Сечин, носивший портфель за Путиным долгие годы. Поэтому, не имея никакого личного управленческого опыта, они ждут указаний от президента.

Путин тоже не имел никакого управленческого опыта во время службы в КГБ. Разве что опыт общение я людьми. Первый опыт он получил в Питере в качестве заместителя мэра Собчака. Тот сам не умел и не хотел работать, вот и поручал Путину  поработать самому.  Но Путин оказался способным перенимать чужой опыт. И далее, поработав в разных должностях, в том числе в контрольном управлении администрации президента, председателя ФСБ, узнал человеческие пороки и истинное положение в России, без пропагандистской шелухи.  И, став преемником Ельцина, он совсем по-другому стал руководить. Только вот чиновники ему достались от прежнего президента, на которых где сядешь, там и слезешь.

И в центре, и в регионах чиновничество занимается лишь одним – набивает свои карманы деньгами, они стараются быть поближе к главам регионов, которые стали поистине всесильными, настоящими князьками, окружив себя заместителями из числа лично преданных, и совсем не компетентных управленцев.  Эти люди целиком зависят от воли губернатора, поэтому и ведут себя соответственно. Даже критику в свой адрес со стороны Путина пропускают мимо ушей .  Что  с ними дальше будет, зависит от местного губернатора, обычно просто пересаживают из одного чиновничьего кресла в другое.  Правда,  во время последних выборов в губернаторы электорат на Дальнем Востоке показал зубы.  Прокатил в Хабаровском крае бывшего губернатора Шпорта, избрал Фургала из партии ЛДПР. И в Приморском крае не обошлось без вмешательства ЦИК и повторных выборов.

Россия располагается на севере Евразии, где  природные и климатические условия весьма сложные.  Часто бывают то наводнения, то пожары, то другие стихийные бедствия.  Но местное начальство не очень-то борется с этими природными катаклизмами. Вот и  ездит Путин то в Краснодарский край, когда селевой поток с гор снес городок и привел к многочисленным жертвам среди местного населения. Или летит на Дальний Восток, где разлился Амур и затопил огромные площади. В этом году побывал в Сибири, где бушевали то пожары, то были наводнения. И везде он отдает руководящие указания, и только тогда что-то начинает делаться.  Раньше, когда министром МЧС был Шойгу, которому Путин доверял, тот  без вмешательства сам разруливал ситуации на местах, а нынешнего министра ИСЧ не видно и не слышно.

Те, кто постарше из моих читателей, скажите - вы помните, чтобы Генсек ЦК КПСС выезжал на подобное природные или рукотворные явления? Нет, не было такого, местные власти все решали, выбивая из Москвы лишь дополнительное финансирование. Тогда и МЧС не было.

Так может быть, надо больше делегировать полномочий вниз нашему президенту? Своим замам, помощникам, премьеру? Только вот всех управленцев, кто не компетентен, отправить  на досрочную пенсию,  причем, как у большинства бюджетников,  в пределах прожиточного минимума, и взять на работу таких, кто хочет трудиться так, как посоветовал Путин на съезде партии «Единая Россия», с душой, и меньше придется работать самому.  Меня на курсах по менеджменту учили, что начальник должен думать, как и что лучше делать, давать указания и анализировать выполнение,  а все вокруг должны крутиться.  Сам начальник должен  выполнять только опасную для жизни работу, или если подчиненный не может её выполнить в силу недостаточной компетенции. Но после этого заменить некомпетентного подчиненного, или сделать так, чтобы того научили делать все, как  положено. Иначе ручное управление, т.е. все брать на себя, просто погубит все хорошие начинания. Наша страна большая, не налетаешься. К тому же губернаторы и правительство России не спешат выполнять указы президента.

А вот на международной арене и в оборонной отрасли успехи Путина более весомы. Потому что министры иностранных дел Лавров и министр обороны Шойгу – единомышленники президента и знающие свое дело люди.  Россия из «шестерки» США в 90-е годы стала самостоятельным игроком на международной арене, что не осталось незамеченным за рубежом.  Делегировав часть своих полномочий этим министрам, которые не входят в правительство Медведева  с его либеральным большинством, Путин доверяет им и проводимой ими политики.  В наше время не иметь сильной армии и флота преступно, что показали события в Югославии в конце прошлого века, в Ираке, Ливии, Сирии уже в нынешнем веке.  Поэтому президентом на каком-то этапе уделялось  большое внимание армии и флоту, что позволило провести их реорганизацию и модернизацию. И уже с позиции силы можно было выстраивать свою внешнюю политику.

Когда мы предлагаем брать пример с развитых стран Запада, забываем о менталитете нашего народа. Не зря столько пословиц и поговорок на эту тему типа – пока гром не грянет, мужик не перекрестится и т.п.  Еще со времен царской России повелось, что богатые люди предпочитают пропивать и проедать прибыль от своего бизнеса в Европе, а не вкладывать в расширение бизнеса, и поэтому, несмотря на царские указы, Россия подошла к Первой мировой войне совершенно неготовой.

А вот Вторую мировую встретила во всеоружии, разве что чуть маловато солдат было и не так они обучены были, как требовалось в той войне моторов.  Но централизованное и плановое руководство развитием промышленности помогло выковать меч победы, и когда наши воины научились воевать как положено, то погнали фашистов со своей земли. 

А после того, как СССР рухнул и наступила «эра демократии», чем занимались ставшие в миг владельцами заводов и пароходов олигархи?  Правильно, покупали недвижимость, роскошные машины и яхты за границей, а в развитие отраслей, из которых они выкачивали прибыль, ничего не вкладывали.  России при них была уготована роль колонии, сырьевого придатка Запада. И лишь появление Путина во главе государства заставило олигархов или перестать прятать деньги в офшоры и что-то делать для региона, как тому же Абрамовичу, или сбежать за границу, как Березовскому и Гусинскому, или сесть на нары, как Ходорковскому.

Естественно, все это требовало внимания нового президента, поэтому внутренними хозяйственными делами занималось правительство либералов,  с  курсом которого  был согласен Путин. До определенного времени, как я понимаю, иначе не стал бы менять вектор развития народного хозяйства страны на большую роль государства, на создание государственных корпораций.  Процесс развития страны появился, но темпы его были слишком малы, особенно на фоне глубокого спада производства в 90-е годы. Но либералы продолжали твердить о необходимости реформ, но что они из себя представляют, видимо, и сами знают.  Вот недавно многолетний министр финансов в правительстве России Кудрин, выступая на сессии Общероссийского гражданского форума, отвечая на вопрос модератора, что произойдет с российской экономикой в случае отсутствия модернизации и структурных реформ, сказал:

«Можно лет 20, даже больше, прожить. Это тоже опыт стран показал. А потом — или еще более резкое падение уровня жизни, и своего места в мире, и возможностей удержать эту большую территорию как единую — нам будет намного сложнее.  «Будем ли мы на это смотреть со стороны, как бы и жить по инерции, — общество не будет ждать. Как учил один профессор, даже если мы ничего делать не будем, через 20 лет все эти достижения нас догонят, и мы захотим так жить, мы захотим пользоваться этими благами, этим комфортом, современными лекарствами, технологиями, средствами передвижения и прочим. Нам никуда не деться от этого», — указал он.

По его словам, трансформация страны в 1990-е годы была достигнута очень высокой ценой для общества. «Я когда говорил, что в 90-е годы произошла модернизация не по замыслу “сверху”, то я должен напомнить, сколько мы за это заплатили: развал СССР и падение ВВП в два раза, нищета, снижение продолжительности жизни, увеличение смертности — в общем, это была высокая цена. Поэтому не хотелось бы этим путем идти. Любая такого рода модернизация — спонтанная, хаотическая — она очень дорого обходится, и это другая цена того, если мы ничего не будем делать», — сказал Кудрин.

Опять разговоры, опять только слова и за ними ничего не следует. Вот и приходится Путину действовать так, как он умеет и знает – в ручном режиме.  Но ничего хорошего в этом случае нашу страну не ждет. Такое мое мнение.


Рецензии