Искусства и науки. Опасность атомизации жизни

Искусства и науки | Опасность атомизации нашей жизни

В эпоху античности искусства (artes) трактовались как органичный и неразрывный симбиоз науки и искусства. Т.е. как искусства, которые опираются на строгий научный фундамент. Это был принципиальный подход. В частности, музыка в Древней Греции и Древнем Риме была наукой о времени.

Такое понимание было закреплено в Artes liberales — системе cеми свободных искусств, которая должна была подводить к восприятию высшей мудрости — философии, а в средние века — теологии. Своими корнями семичастный канон (закреплённый великим Боэцием) уходил в философию Платона.

Понимание неразрывной целостности науки и искусства с течением времени постепенно утрачивалось. Сначала их отделили друг от друга, а затем началось деление (и размежевание) уже внутри каждой из этих сфер.

Искусства в большей степени обращены не на (точное) познание природы, а на (приблизительное) познание человека (и его места в мироздании); их размежевание во многом напоминает потерю единства и целостности в медицине. Когда мы имеем множество различных разделов и направлений, которые за счёт детализации и большей специализации центробежно всё более обособляются друг от друга. Впрочем, и фундамент наук — сама по себе математика — столь же подвержен этому недугу.

Как с горечью говорил Павел Флоренский (1908): "Нет ничего более далёкого от народного, непосредственного сознания, как тот духовный атомизм, который, как рак, изъел и мертвит современную душу. Возьмите для примера ближайшую к нам область — науку. Идеал цельного знания, столь ясно начертанной Платоном, перестал вести науку даже в качестве кантовской регулятивной идеи. Не Наукою, а науками, и даже не науками, а дисциплинами занято человечество. Случайные вопросы, как внушённое представление, въедаются в сознание, и, порабощённое своими же порождениями, оно теряет связь со всем миром. Специализация, моноидеизм — губительная болезнь века — требует себе больше жертв, нежели чума, холера и моровая язва. Нет даже специалистов по наукам: один знает эллиптические интегралы, другой — рататорий, третий — химию какого-нибудь подвида белков и т.д."

Если говорить об искусствах, то, пожалуй, самая продуманная и сбалансированная система сложилась во Франции. Она отражена в истории и структуре Академии изящных искусств.

Французская Академия изящных искусств, или Академия художеств (фр. Academie des Beaux-Arts) — одна из пяти академий в составе Института Франции (среди остальных Academie Francaise, Academie des Sciences, Academie des Inscriptions et Belles-Lettres и Academie des Sciences Morales et Politiques). Существует с 1816 г.; создана из объединённых в 1803 г. Академии живописи и скульптуры, Академии музыки и Академии архитектуры, возникших ещё в XVII веке.

Первая академия живописи («Академия вступивших на истинный путь», Academia degli Incamminati) была создана в 1582-1585 гг., в эпоху Позднего Ренессанса, в Болонье (Италия). Её основателем был ученик Просперо Фонтаны, болонский живописец, гравёр и скульптор Лодовико Карраччи (Lodovico Carracci) со своими двоюродными братьями Агостино и Аннибале. Одним из ключевых принципов Академии было стремление к синтезу рисунка римской школы (Рафаэля и Микеланджело) и колорита северного итальянского искусства (Корреджо и Тициана). Она и стала прообразом возникших позднее европейских академий художеств. То была мастерская, в которой преподавали не только практические, но и теоретические предметы: перспективу, анатомию, историю, мифологию, рисование с античных слепков, а также живопись.

Во Франции был сделан следующий шаг — разные художественные академии за полтора века сформировали целостную организационную структуру.

Вот важнейшие этапы этого пути:

• 1635 — основана Французская академия (Academie francaise), учреждена при кардинале Ришелье для совершенствования французского языка и литературы.

• 1648 — основана Королевская Академия живописи и скульптуры (L’Academie royale de Peinture et de Sculpture, Royal Academy of Painting and Sculpture); 10-летний Людовик XIV поручил её создать придворному художнику и теоретику искусства Шарлю Лебрёну (Charles Le Brun), чтобы получить независимость от решений Гильдии Святого Луки,  цеховых объединений художников, скульпторов и печатников, получивших распространение с XV в. в низовьях Рейна и Нидерландах.

• 1669 — основана Королевская Академия музыки (L’Academie royale de Musique, Royal Academy of Music), создана при покровительстве Жана-Батиста Кольбера (Jean-Baptiste Colbert), министра финансов Франции и фактического главы правительства Людовика XIV (после 1665). До этого по его инициативе были образованы Академия надписей и литературы (Academie des inscriptions et belles-lettres, 1663) и Королевская академия наук (Academie des sciences, 1666). В 1672 г. её возглавляет французский композитор, скрипач и дирижёр Жан-Батист Люлли (Jean-Baptiste Lully).

• 1671 — основана Королевская Академия архитектуры (L’Academie royale d’Architecture, Royal Academy of Architecture).

• 1795 — основана Академия литературы и изящных искусств (L’Academie des Litterature et Beaux-Arts, Academy of Literature and Fine Art).

• 1795 — образован Национальный институт искусств и наук (L’Institut national des sciences et des arts, National Institute of Arts and Sciences), предшественник Академии изящных искусств (Academie des Beaux-Arts).

Примеру Франции стали следовать и другие страны Европы. По образу парижской академии стали учреждаться академии художеств в больших центрах Германии. В 1699 г. появилась академия художеств в Берлине, в 1704 г. в Вене. Помимо Берлина и Вены академии художеств стали появляться в Мюнхене, Дюссельдорфе, Нюрнберге и Штутгарте. В 1768 г. была образована и Королевская академия художеств в Англии (Royal Academy of Arts).

В Российской Империи Академия наук и художеств («Академия наук и курьёзных художеств») была образована в 1724 г. по именному указу Петра I (по представлению лейб-медика, директора Императорской библиотеки и Кунсткамеры и будущего первого президента Академии — Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста). Как указано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1890), "пример Парижской академии, беседа Петра со многими учёными за границею, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев, сподвижников Петра, в его реформах убедили Преобразователя в необходимости завести и в России академию наук. <...> Выбор Парижской академиею императора Петра своим членом также укрепил его намерение завести академию. В ответе Парижской академии 18 февраля 1721 г. Пётр I, между прочим, писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать»."

При Екатерине I в Академии наук и художеств было введено преподавание искусств — живописи и скульптуры. При Елизавете Петровне преподавание искусств в Академии наук и искусств было значительно усилено, что вызвало понимание необходимости учредить для этого самостоятельную школу, отдельно от Академии наук. Так в России в 1757 г. была образована Императорская Академия художеств. Куратор Императорского Московского университета Иван Иванович Шувалов обратился в Сенат с представлением Академии художеств. 6 ноября 1757 г. Сенат принял решение учредить эту Академию в Санкт-Петербурге. Учебный курс длился девять лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и др. Но академий литературы и музыки в Российской Империи создано не было. Фактически разделение (в рамках академии) наук и искусств в Российской Империи и произошло после создания Императорской Академии художеств.

В 1841 г. произошла существенная перемена в составе Академии наук за счёт присоединения к ней в виде одного из отделений (русского языка и словесности) Императорской Российской академии. Это отдельное от Академии наук заведение было учреждено при императрице Екатерине II, по примеру Парижской академии, для разработки русского языка и словесности. Как отмечается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, "по воле императрицы княгиня Дашкова, бывшая уже директором Академии наук, представила проект учреждения Российской академии, главным предметом которой поставлено было очищение и обогащение русского языка, утверждение общего употребления слов, свойственное русскому языку витийство и стихотворство, а средствами для достижения цели предполагались сочинение — трудами новой академии — российской грамматики, российского словаря, риторики и правил стихосложения. Проект был утверждён, и Российская академия открылась 21 октября 1783 г."

Вследствие слияния (точнее, присоединения) Российской академии с Академии наук в 1841 г. состав последней значительно изменился. Её разделили на отделения: 1) физико-математических наук, 2) русского языка и словесности и 3) исторических наук и филологии. При этом все здания Российской академии и все её денежные суммы и принадлежности были присоединены к Академии наук.


Вернёмся к парижской Академии изящных наук.

Из письма выдающегося французского композитора Жоржа Бизе своей матери Эмме Бизе (25 декабря 1859): << Дорогая мама, сразу же дам тебе объяснения, которые ты просишь по поводу избрания Верди в Академию изящных искусств, так как это самый верный способ не забыть. Ты знаешь, что Академия изящных искусств состоит из 40 членов: 14 художников, 8 скульпторов, 8 архитекторов, 3 гравёров, из них один гравёр по медалям, и 6 музыкантов. Все эти члены французы. Желая привлечь наиболее известных иностранных художников, Академия создала так называемого свободного академика, или иностранного. Из музыкантов иностранными академиками являются: Россини, Мейербер, Меркаданте. Кроме того, чтобы поддерживать связи со всеми странами, Академия создала третью категорию — членов-корреспондентов. Этим последним поручается сообщать в Академию о наиболее важных работах, появляющихся в их стране, и т.д. Такое звание получил и Верди. >>

Члены-корреспонденты парижской Академии изящных искусств от России (композиторы): Антон Григорьевич Рубинштейн (с 1875), Пётр Ильич Чайковский (1892), Цезарь Антонович Кюи (1894), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1907).

К настоящему времени структура Французской Академии изящных искусств претерпела изменения и ныне состав её отделений выглядит так:

I. Живописи (Painting)
II. Скульптуры (Sculpture)
III. Архитектуры (Architecture)
IV. Графики (Engraving)
V. Музыкальной композиции (Musical composition)
VI. Свободные члены (Free members)
VII. Кинематографии и аудиовизуальных искусств (Artistic creation in the cinema and audio-visual fields, с 1985)
VIII. Фотографии (Photography, с 2005)
IX. Хореографии (Choreography, с 2018)

Официальный сайт Французской Академии изящных искусств: http://www.academiedesbeauxarts.fr/


А к чему пресловутая целостность в искусстве, да и зачем нам вообще нужно само искусство (разумеется, если есть понимание, что развлечение почтенной публики — отнюдь не является его предназначением)?

Приведу на сей счёт одно частное мнение. Полагаю, к нему стоит прислушаться.

Нашу выдающуюся соотечественницу Софию Губайдулину (прекрасную музыку к мульфильму "Маугли" наверняка многие помнят) называют последним великим композитором XX столетия. Композиторов такого класса, как утверждают музыковеды, сегодня в мире можно пересчитать по пальцам. А среди женщин — вообще, раз-два и обчёлся. Автор более 100 симфонических произведений, лауреат нескольких композиторских конкурсов и различных премий Германии, США, Монако, Швеции, Японии, Софья Губайдулина потрясла и продолжает потрясать мир своей оригинальной и очень самобытной музыкой. Все, кто знаком с творчеством Губайдулиной, отмечают, что в нём органично переплетаются восточные и западные мотивы. Как заметила сама Софья Асгатовна: "... Как дочь двух миров, я живу душой в музыке одновременно Запада и Востока". Софья Губайдулина приняла христианство, и одно из самых нашумевших ее произведений последнего времени — "Страсти по Иоанну". Академия Баха в Штутгарте к 250-летию со дня смерти великого композитора заказала четырём композиторам из разных стран музыкальное произведение по одному из Евангелий. "Когда я получила заказ, я сразу поставила условие: хочу писать Страсти по Евангелию от Иоанна. Потому что Иисус мне ближе всего такой, каким он описан у Иоанна", — говорила Губайдулина перед премьерой, которая прошла сразу в нескольких крупных музыкальных центрах мира.

Вот как передала суть предназначения музыки (и опасности атомизации жизни и мышления) София Губайдулина: "Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьёзной причины для сочинения музыки. Смысл искусства — в сущности религиозной. Религия — это наша естественная духовная жизнь. А искусство — наша духовная активность. Наш ответ на любовь Творца.

Искусство сейчас находится в очень тяжёлом положении. Серьёзное искусство, не развлекательное... Оно просто отодвинуто, это факт, отодвинуто на самый край сознательной человеческой деятельности. И в этой позиции очень трудно что-нибудь сделать. Но я думаю, что это единственное спасение для человечества. Единственное спасение. Потому что прагматическая позиция просто уничтожит мир. И тут нет никаких иллюзий. Никаких. Общее сознание человечества стало очень прагматичным. И очень интересное впечатление у тех людей, которые отрицают храм. Они даже не отрицают — просто равнодушны. Они говорят о наивности религиозного сознания. А у меня такое впечатление, что всё прямо противоположно. Именно прагматики — самые наивные люди. Так я ощущаю мир сейчас: всё направлено на то, чтобы покончить с культурой... Для меня самое главное сейчас — боль моя — это разрыв между цивилизацией и культурой. Разрыв, который я просто вижу, ощущаю — и мне страшно... Именно прагматики — самые наивные люди, потому что они не предусматривают последствий..."


ДОП. ИНФОРМАЦИЯ:

• Искусства и науки. Опасность атомизации нашей жизни: http://proza.ru/2019/12/12/1353
• Artes liberales. Музыка и гармония: http://proza.ru/2018/12/01/82
• Павел Флоренский. Атомарное и непостижимое: http://proza.ru/2019/09/28/1585


Рецензии