Горе от ума. Готум. Рецензия

Идея осовременить классику далеко не нова (при том, что классика в этом не нуждается именно в силу своей вечной современности). Мы уже видели и Дубровского, и Хлестакова с мобильными телефонами и компьютерами. И критиковать режиссёров-продюссеров за такую интерпритацию глупо: разве обязательны Хлестакову вычурные камзолы XIX века? Нам гораздо больше хочется видеть его в дорогом костюме от Brioni и с галстуком от Christian Dior. И, конечно, не без новомодных гаджетов, если уж без них всем уже никуда.

Но недавний сериал "Горе от ума. Готум" превзошёл все предыдущие модернизации, и не только степенью самой этой модернизации. Фамусов здесь олигарх из бывших чиновников, Репетилов - начальник Следственного комитета, а Чацкий - популярный блогер-прадоруб, диванный борец с коррупцией и бунтарь с проспекта Сахарова. Говорят они не грибоедовским "высоким штилем", а близким и понятным любому школьнику интернет-сленгом (включая такую лексику, как "жопа" и "говно"), да и само название "Готум" (вроде как сокращение от оригинального названия) - намёк на популярную среди подростков и возрастных инфантилов сагу о Бэтмене. Получается, авторы сериала вознамерились адаптировать "разумное, доброе, вечное" под понимание сетевых обитателей всех возрастов (то есть 95% населения), перевести на язык сайта "2ч" и жаргон субкультуры "падонкафф"? Коли так, то миссия вроде как благородная, как-никак популяризация и приобщение к вечным культурным ценностям - вдруг "падонки" после просмотра и в самом деле толпой нагрянут в библиотеку и сметут с прилавков томики Тургенева с Грибоедовым?

Как бы не так.

И проблема не в том, что татуированный Чацкий Прилучного не имеет ничего общего с реальным Чацким, что блогер Базаров (внезапно оказавшийся здесь вместе с Порфирием Петровичем Достоевского и Чичиковым Гоголя) - плод вымысла сценаристов, будто бы взявший псевдоним в честь классического героя - или лучше сказать, нахально присвоивший себе столь "раскрученное" имя.

Проблема не в том, что в сериале полно матерщины и откровенной порнографии. Тут удивляться нечему, даже если главный наш борец за духовность (и кассовые сборы) Михалков в своём "Солнечном ударе" превратил бунинскую незнакомку в Сашу Грэй, а ещё раньше оголил собственную дочь в "Утомлённых солнцем-2". Всё это-то как раз и легко списать на освободившееся от ханжества искусство, да и кино без голых женских грудей зритель не поймёт, "пипл не схвает" и денег, необходимых авторам для постоянной заботы о духовности, не заплатит.

Нет, претензии к "Готуму" не в этом - повторять всем известные банальности мы дальше не будем. Этот продукт киноиндустрии омерзителен совершенно другим (именно омерзителен до тошноты и до рвоты).

Давайте зададимся вопросом, а кем, собственно, показан здесь Чацкий? А показан он (цитата): "приобретшим популярность острыми сюжетами и расследованиями, зачастую позволяя себе отходить от реального положения вещей, не проверяя или сознательно искажая реальную информацию в погоне за хайпом". Можно допустить, что современный Чацкий и должен таковым быть - как-никак, народ мельчает, как скажут многие наши ветераны. Но тогда вопрос другой: все эти наши блогеры-разоблачители и "неистовые борцы" из всевозможных фондов, неясно кем финансируемых - это новые Чацкие?

Конечно, да! По мнению авторов. В Чацком-то в их версии вообще ничего хорошего нет. Он (в полном соответствии с мнением большинства героев "Горя от ума") безумец и социопат. "Он ни во что не верит, видит в людях только плохое, - говорит о нем пострадавшая от его клеветы, такая вся положительня Софья в исполнении положительной экс-депутата от "Единой России" и экс-звезды "Плейбой" Кожевниковой (тоже особы весьма положительной). Чацкому-де вообще лечиться надо, что в сериале он и делает у чеховского доктора Старцева (спасибо, не в палате №6).

Нет, Чацкий не тот, кто не видит личного счастья без счастья всенародного. Не гуманист, не передовой интеллигент, а просто клеветник, ловец хайпа, тролль, лжец и позёр. Он жаждет одной лишь славы и денег. Герой нашего времени? Возможно.

Но в данном случае без разницы, какого времени Чацкий герой. Важно, что он герой в принципе. Ведь русская литература - с Гоголем, Белинским, Тургеневым и многими другими - это пока единственное, что осталось у нас против философии паразитизма, которой нас кормят киношнки всех мастей, а также финансирующие их чиновники и партийные функционеры. Чацкие и Базаровы вместе с их создателями не желали паразитировать на природных богатствах, пилить бюджеты и заниматься всем тем, чем занята львиная доля всей современной элиты.

Но и Чацких-то в самом деле не было. Всё это выдумка Грибоедова - похабника, скандалиста и просто балабола. И нигилист Базаров на деле не самоотверженный врач, рисковавший жизнью ради здоровья больной "черни" - слащавая выдумка извращенца Тургенева. Теперь-то мы это знаем. Мы посмотрели "Готум"! Нас не обманешь!

Всё равно зритель-"падонак" эту ложь не раскусит. А ложь есть: ведь те, кого изображают как Чацких, сам же Грибоедов показал как Репетилова и Загорецкого. И болотные наши борцы с коррупцией (они же "пчёлы против мёда"), ведущие доверчивых студентов крякать на Тверскую - это не Чацкие, а именно Загорецкие. Тот, как известно, будучи либералом приятельствовал с директорами и чиновниками, как и болотный лидер был советником уличенного в воровстве губернатора.

Выставить всё шиворот-навыворот, смешать всё, что классики расставили по полочкам - зачем? Стоит ли искать заговор по старой-доброй традиции, уличать киношников в манипуляции сознанием и оболванивающей пропаганде? Тут уж как кому нравится, но вот кое-что для ни к чему не обязывающих размышлений.   

В начале 90-х известный певец Тальков исполнял под одобрительный гул песенку следующего содержания:

Господа демократы, поспешите воскреснуть,
Выходите на суд одураченных масс:
Пусть ответят за все Чернышевский и Герцен,
И мечтатель Белинский, и мудрец Карла Маркс.

И в том же ряду, "в тюрьму превративших Великую Русь" был и Радищев, а значит, и Грибоедов, и Гоголь (друг "мечтателя" Белинского), и Некрасов, и Салтыков-Щедрин. Всем им лирический герой Талькова жаждал "засветить кирпичом". А Тальков, как известно, не просто никому не нужный скандалист-"хайполов", а кумир заказавшей пасквили вроде "Готума" элиты (при том, что и ему эти тексты, возможно, кто-то заказал). Потому экранизации "классики"  - начиная ещё с "Солнечного удара" и "Бесов" - выглядят как реализация изложенной Тальковым программы.

Остаётся надеяться, что целевая аудитория сериалом не заинтересуется - большей части молодёжи ближе те же Бетмэны, японское анимэ и т.п. Чацким молодёжь интересуется мало, и даже секс-символ Прилучный ситуацию не спасает - тут нужен как минимум Бенедикт Камбербетч. А значит, "Готум" пролетит как фанера вслед за "Гоголем: Начало", не окупив гонорары знаменитым актерам.  Что, увы, скорее плюс, чем минус.


Рецензии